Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ВАФ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

6. Критические периоды  развития детей

 
^ Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, который способен обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды. 

Возраст 3 года - один из важных и критических этапов развития ребенка. Самостоятельная предметная деятельность, социальные контакты, система языка, которые усложняются, обеспечивающих формирование в этот период таких психологических категорий, как творческая активность, мышление и самосознание: ребенок пытается выделить и утвердить свое "Я", противопоставляя себя сверстникам. Ребенок осознает себя как субъект Объект действия. Это фактически знаменует рождение личности.

В возрасте 6-7лет ребенок  осознает себя субъектом человеческих взаимоотношений, то есть появляется осознание своего социального "Я". Новый уровень самосознания, возникающий на этапе поступления в школу характеризуется формированием "внутренней позиции", что дает возможность оценить свое отношение к окружающих, к себе как часть окружающего мира и общества. Осознание своего "Я" порождает новые потребности, в результате которых игра, заполняла жизнь ребенка в дошкольный период, уже не удовлетворяет ее. В возрасте 6-7 лет важнейшей социальной потребностью становится обучения. Ребёнок начинает учиться в школе, новые знакомства, другая агрузка, умственная и социальная.

Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность - половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы. 

 

7. Акселерация и ретардация развития. Понятие о школьной зрелости.

1. Акселерация развития (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков. (Основные проявления акселерации по Ю. Е. Вельтищеву и Г. С. Грачевой (1979):

  • увеличенная длина и масса тела новорожденных по сравнению с аналогичными величинами 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
  • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
  • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
  • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
  • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
  • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.)

 
2. Ретардация развития (от лат. retardatio — замедление, задержка) —задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

 

Школьная зрелость – это такой  уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.

 

8.Значение нервной системы. Общий  план строения нервной системы.

Значение нервной системы : 
1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. Это еёкоординационная функция. Она координирует (согласовывает) работу отдельных органов в единую систему. 
2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой. 
3. Обеспечивает мыслительные процессы. К этому относится восприятие информации, усвоение информации, анализ, синтез, сравнение с прошлым опытом, формирование мотивации, планирование, постановка цели, коррекция действия при достижении цели (исправление ошибок), оценка результатов деятельности, переработка информации, формирование суждений, заключений выводов и абстрактных (общих) понятий. 
4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей. 
5. Управляет работой организма и его систем. 
6. Обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем. 
7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем. Кроме сигнальной функции нервная система имеет ещё и трофическую функцию, т.е. выделяемые ей биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов. Органы, лишённые подобной "подпитки" со стороны нервных клеток, атрофируются, т.е. хиреют и могут отмереть.

 

Общее строение нервной системы  человека

 
Нервную систему человека можно  разделить на отделы исходя из особенностей их устройства, расположения или функциональных свойств. 
 
Первая классификация – по морфологическому признаку (строению): 
 
 
 
Функционально (исходя из выполняемых задач), нервную систему человека можно разделить на ряд отделов: 
 
 
Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц и органов чувств. Она обеспечивает связь организма с внешней средой и адекватное реагирование на ее изменение. 
 
Вегетативная (автономная) нервная система регулирует деятельность внутренних органов и обеспечивает поддержание гомеостаза. Как правило, деятельность автономной НС не подчиняется сознанию человека (исключение – феномены йоги, гипноза).

9. Рефлекс как основной  акт нервной деятельности. Схема рефлекторной дуги. Классификация рефлексов.

Основной формой нервной деятельности являются рефлексы.

Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве нервной системы (ЦНС) и имеющая приспособительное значение.

Например, раздражение  кожи подошвенной части ноги у  человека вызывает рефлекторное сгибание стопы и пальцев. Это подошвенный  рефлекс. Прикосновение к губам  грудного ребёнка вызывает сосательные  движения у него - сосательный рефлекс. Освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка - зрачковый рефлекс. 
Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.

Физиологическое определение понятия "рефлекторная дуга"

Рефлекторная дуга - это схематический путь движения возбуждения от рецептора до эффектора.

Можно сказать, что это путь нервного возбуждения  от места его рождения к месту  применения, а также путь от информационного  входа до информационного выхода из организма. Вот что такое рефлекторная дуга с точки зрения физиологии.

Анатомическое определение понятия "рефлекторная дуга"

Рефлекторная дуга - это совокупность нервных структур, участвующих в осуществлении рефлекторного акта.

схема любой  рефлекторной дуги должна начинаться с раздражителя, хотя сам раздражитель не входит в состав рефлекторной дуги. Заканчивается рефлекторная дуга органом-эффектором, который и даёт ответную реакцию.

Раздражитель - это такой физический фактор, который при воздействии на адекватные для него сенсорные рецепторы порождает в них нервное возбуждение.

Раздражитель запускает в рецепторах трансдукцию, в результате которой раздражение преобразуется в возбуждение.

Электрический ток является универсальным раздражителем, поскольку способен порождать возбуждение  не только в сенсорных рецепторах, но также в нейронах, нервных волокнах, железах и мышцах.

Варианты результата действие раздражителя на организм

1. Запуск безусловного  рефлекса.

2. Запуск условного  рефлекса.

3. Запуск ориентировочного  рефлекса.

4. Запуск доминанты.

5. Запуск функциональной  системы.

6. Запуск эмоции.

7. Запуск создания  нервной модели (в частности, сенсорного  образа), процесса научения/запоминания.

8. Запуск воспоминания.

классификация рефлексов

Все рефлексы делятся  на 2 большие группы: безусловные и условные (приобретенные). Безусловные (врожденные) рефлексы, в реализации которых принимает участие кора головного мозга и подкорковое образование, рассматриваются в главе XV.

Безусловные рефлексы можно классифицировать на группы по ряду признаков.

По месту расположения рецепторов, вызывающих рефлекторный акт: экстерорецептивные(лат. exterus находящийся вне, наружный+ рефлекс) - рефлексы на слуховые, обонятельные, вкусовые, зрительные, механические и термические стимулы. В отличие от рефлексов на раздражение рецепторов внутренней среды экстерорецепторы быстрее формируются (через 5-20 сочетаний), но и быстрее угасают.

Интерорецептивные рефлексы (лат. interior внутренний + capio брать, принимать) - рефлексы, возникающие при раздражении интерорецепторов вследствие изменений условий среды и направленные на сохранение постоянства внутренней среды. Выражаются чаще не в инициации деятельности какого-либо органа, а в изменении характера его функционирования (например, реакции на растяжение полых органов, активация сосудистых рефлексогенных зон);проприрецептивные рефлексы (лат. proprius  собственный+ capio брать, принимать) - рефлексы, возникающие при раздражении рецепторов, расположенных в структурах опорно-двигательной системы (суставные, сухожильные, мышечные) и в тканях (механорецепторы, хеморецепторы и др.).

По расположению центрального звена: спинальные (двигательные); бульбарные (глотательные, дыхательные, слюноотделительные); мезэнцефалические (ориентировочные, зрительные, слуховые); диэнцефалические (защитные, пищевые, половые); мозжечковые; корковые.

По локализации  эфферентной части: соматические и вегетативные рефлексы.

По характеру  ответной реакции: двигательные, секреторные, сосудистые.

По характеру  влияния на деятельность эффектора: возбудительные и тормозные.

По биологическому значению: пищевые, оборонительные, половые, локомоторные и др. рефлексы.

Существует множество  промежуточных форм рефлексов, имеет  место "перекрытие” дуг рефлексов  и усложнение по мере повышения "этажности” центрального звена.

Рассмотренные группы рефлексов являются стереотипными (безусловными); их центры находятся в филогенетически более древних отделах ЦНС - спинном мозгу и стволе мозга.

Рефлексы вегетативной нервной  системы рассматриваются ниже.

10.Нейрон – структурная единица нервной системы. Синопсы.

Определение понятия

Нейрон - это сложно устроенная возбудимая секретирующая высокодифференцированнаянервная клетка с отростками, которая воспринимает нервное возбуждение, перерабатывает его и передаёт другим клеткам. Кроме возбуждающего воздействия нейрон может оказывать на свои клетки-мишени также тормозное или модулирующее воздействие.

Нейроны входят в систему биорегуляции и хеморегуляции организма. 

Функционально нейрон можно  рассматривать как один из уровней организации нервной системы, который связывает друг с другом сразу несколько других уровней: с одной стороны, молекулярный, синаптический и субклеточный уровни и, с другой стороны, надклеточные уровни: локальных нейронных сетей, нервных центров и крупных функциональных систем мозга, организующих поведение.

Сложность функции  нейрона обусловливает особенности  его строения. В нём различают тело клетки (сома), один длинный, маловетвящийся отросток - аксон и несколько коротких ветвящихся отростков - дендритов. 
Аксон отличается большой длиной: от нескольких сантиметров до 1-1,5 м. Конец аксона сильно ветвится, так что один аксон может образовывать контакты с многими сотнями клеток. 
Дендриты - обычно короткие, сильно ветвящиеся отростки. По дендритам возбуждение распространяется от рецепторов или контактирующих с этими дендритами нейронов к телу клетки, а по аксону нервные импульсы передаются к другим нейронам или к эффекторным (рабочим)клеткам.

На дендритах  имеются микроскопических размеров выросты (шипики), которые значительно  увеличивают поверхность соприкосновения с другими нейронами. Особого развития шипики достигают на клетках больших полушарий головного мозга. На каждом шипике может быть до 8 синапсов (межклеточных контактов). 
Тело нейрона в различных отделах нервной системы имеет различную величину и форму. Тело покрыто мембраной и содержит, как и любая клетка, цитоплазму, ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазматическую сеть.

Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии