Средства и методы развития гибкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.
В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.
Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения гибкости как физического качества
1.1. Гибкость как ценное физическое качество
1.2. Виды гибкости
Глава II. Средства и методы развития гибкости
2.1. Средства и методы воспитания гибкости
2.2. Особенности методики развития гибкости
2.3 Способы измерения гибкости
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.72 Кб (Скачать файл)

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным  бегом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать  определенные параметры тренировки.

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 с (для начинающих и детей — 10—20 с).

2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10—30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Ближайший эффект от растягивающих  упражнений зависит от соблюдения методических правил (Ю.В. Менхин, 1989):

- предварительное функциональное разогревание,

- применение упражнений, вызывающих достаточную теплопродукцию;

- серийность (многократное повторение) и постепенное усиление растягивающих импульсов (до легких болевых ощущений);

- комплексность в подборе средств и рациональное расположение в структуре занятия (как правило, в первой половине основной части).

Воздействуя на гибкость в  процессе физического воспитания и  обеспечение ее поступательного  развития и долгого сохранения, различают  следующие режимы направленного  воздействия на гибкость:

1. Развивающий режим - массированное применение растягивающих упражнений в системе различных методов и форм организации.

2. Поддерживающий режим - умеренное выполнение упражнений на растягивание, с целью предотвращения реадаптационного ухудшения гибкости.

В процессе специального развития гибкости используются следующие методы:

- метод повторного упражнения;

- метод статического растягивания;

- метод совмещения с силовыми упражнениями;

- игровой и соревновательный методы.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, когда упражнения на растягивание применяются  многократно сериями. Метод многократного  растягивания основан на свойстве мышц растягиваться при многочисленных повторениях.

Начинаю движения с небольшой  амплитуды, и постепенно увеличивают  до максимума. Пределом оптимального числа  повторений является уменьшение размаха  движений или возникновение болевых  ощущений (O.K. Грачев, 2005).

В зависимости от пола, возраста и физической подготовленности, занимающихся количество повторений в серии дифференцируется.

На уроках физической культуры широко применяются методы статического растягивания: пассивные и активные, они основаны на зависимости величины растягивания от его продолжительности.

При использовании данного  метода, предварительно расслабившись, занимающиеся выполняют упражнение и удерживают конечное положение  от 5 секунд до нескольких минут (В.И. Лях, 1999).

Метод совмещения с силовыми упражнениями основывается на положении: мышца после продолжительной  силовой работы укорачивается на 30% и более - эффект «сократительной  задолженности», если он закрепляется, силовые возможности снижаются, а мышцы остаются укороченными и  в состоянии покоя, это доказывает необходимость совместного развития силы и гибкости.

Реализация совмещенного метода обеспечивается подбором силовых  упражнений, которые требуют высокой  подвижности работающих звеньев тела (O.K. Грачев, 2005).

В качестве методов совершенствования  гибкости, особенно в работе с младшими школьниками используются игровой  и соревновательный методы. Они позволяют  повысить интерес к выполнению упражнений на растягивание и улучшить эмоциональный фон занятия (А.П. Матвеев, 2003).

При планировании упражнений, воздействующих на гибкость, методически  важно определить оптимальные пропорции  в использовании этих упражнений, а также правильную дозировку  нагрузок.

Эффективность отдельных  упражнений в значительной мере определяется их продолжительностью, она должна обеспечивать максимальную подвижность  сустава.

Исследования динамики подвижности  в суставах показывают, что она  вначале постепенно возрастает, достигнув  максимума - определенное время удерживается на одном уровне, затем постепенно снижается.

Для различных суставов количество движений, необходимых для достижения максимальной амплитуды неодинаково.

Продолжительность воздействия  зависит от особенностей сустава, возраста, пола занимающихся, характера упражнений, темпа и может колебаться от 20 секунд до 2 - 3 минут. Темп активных упражнений составляет одно повторение в секунду, при пассивных одно повторение в 1 - 2 секунды.

Упражнения на гибкость в  одном занятии рекомендуется  выполнять в такой последовательности: - упражнения для верхних конечностей;

- упражнения на мышцы туловища;

- упражнения для нижних конечностей.

При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха используется расслабление.

Растягивающие упражнения включаются в подготовительную часть урока  физической культуры. При этом они  являются средством подготовки опорно- двигательного аппарата к активной мышечной деятельности или в основную, если предусмотрены задачи воспитания гибкости, их применение в заключительной части урока связано с процессами восстановления организма и активным отдыхом.

Упражнения для развития гибкости рекомендуется включать в  небольшом количестве в комплекс утренней гигиенической гимнастики, в разминку при занятиях спортом. Их важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление.

Кроме того, выполнение упражнений на расслабление, в период направленного  развития подвижности в суставах, эффект тренировки возрастает до 10%.

Незаменимым и наиболее походящим  средством развития гибкости являются многочисленные гимнастические упражнения.

По своей биомеханической  сущности подавляющее большинство  гимнастических упражнений требует  хорошей подвижности в суставах, а некоторые полностью зависят  от уровня развития этого качества (Ю.В. Менхин, 1989).

Большая амплитуда гимнастических упражнений необходима для демонстрации точных, эстетически изящных и  пластичных движений (В.И. Филиппович, 1971).

Специальный подбор упражнений гимнастики, требующих большой подвижности  в суставах, может служить способом повышения общей гибкости у занимающихся на уроках физической культуры.

Гимнастка в отечественной  системе физического воспитания важное средство достижения гармоничного развития учащихся, она входит обязательным разделом в учебную программу.

Младшие школьники в соответствии с ней изучают ряд гимнастических упражнений: кувырки, стойки, «мост» и  другие, основой выполнения которых  является высокий уровень подвижности  в отдельных суставах.

В процессе обучения и совершенствования  этих упражнений происходит рост показателей  гибкости. Специалисты отмечают большую  значимость ОРУ для решения задач  улучшения подвижности.

Направленные на разностороннее физическое развитие занимающихся, простейшие упражнения для рук, туловища, ног  способствуют увеличению амплитуды  движений в суставах, укрепляют опорно-двигательный аппарат, растягивают, участвующие  в работе, мышцы.

На уроках гимнастики формируется  правильная осанка, воспитывается «школа движений» и гимнастический стиль  выполнения упражнений, основной характеристикой  которого является легкость, изящность  и красота исполнения.

Подобная деятельность создает  благоприятные условия для эстетического  воспитания, воспитывает эстетические вкусы и чувства в области  физической культуры.

2.3 Способы измерения гибкости.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда  движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или  педагогические тесты. Аппаратурными  способами измерения являются: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический.

Для особо точных измерений  подвижности суставов применяют  электрогониомерический, оптический и  рентгенографический способы. Электрогониометры  позволяют получить графическое  изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в  различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет  определить теоретически допустимую амплитуду  движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического  анализа строения сустава.

В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью  механического гониометра- угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов  сустава. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. и др. Теория и методика физического воспитания. - М: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах - М: «Владос - Пресс». 2003. - 176 с.

3. Васильева В.В. Физиология человека. - М: Физкультура и спорт, 1984-319 с.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.

6. Грачев О.K. Физическая культура. - М: ИКЦ «МарТ», 2005 - 464с.

7. Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Гимнастика - М: Академия, 2001 - 448с.

8. Захаров Е.Е., Карасев  А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия  физической подготовки: Методические  основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 1994.-368.

9. Качашкин В.М. Методика  физического воспитания. М: Просвещение, 1980 - 304 с.

10. Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1984. - С.74-75.

11. Лях В.И. Гибкость и методика ее развития - Физкультура в школе № 1 1999-С.25

12. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс/ Перевод с немецкого. - М.: Аспект - пресс, 1995. - 318 с.

13. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе - М: Владос - Пресс, 2003 - 248 с.

14. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977.-С. 140-155.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М: Физкультура и спорт, 1991 - 543 с.

16. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М: Физкультура и спорт, 1989 - 224 с.

17. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М: ООО «Астрель», 2004 - 863 с.

18. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 167 с.

19. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

20. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Позвоночник гибок - тело молодо -М: Советский спорт, 1991г. - 80 с.

21. Родик М.А., Барамидзе A.M., Киселев Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. -М: Советский спорт, 1991 - 96 с.

22. Спорт и подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов /Под редакцией Ю.Н. Клещеева. - М.: Высшая школа, 1980. - 143 с.

23. Тер-Ованесян А. А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 208 с.

24. Управление физкультурным движением / Учебник для институтов физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Кулинковича. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 287 с.

25. Физическая культура: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989.-383 с.

26. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 55-65, 90, 244-249.

27. Филиппович В.И. Теория и методика гимнастики. - М: Просвещение, 1971

28. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания. - М: Физкультура и спорт, 1972 - 176 с.

29. Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

30. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. -М: Академия, 2001 - 480 с.


Информация о работе Средства и методы развития гибкости