Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:17, реферат

Описание работы

Скелет (от греч. skeleton — высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, выполняющих опорную, защитную, локомоторную функции. В состав скелета входит более 200 костей, из них 33—34 непарные. Скелет условно подразделяют на две части: осевой и добавочный. К осевому скелету относится позвоночный столб (26 костей), череп (29 костей), грудная клетка (25 костей); к добавочному — кости верхних (64) и нижних (62) конечностей (рис. 1). Масса «живого» скелета у новорожденных около 11% массы тела, у детей разного возраста — от 9 до 18%. У взрослых людей отношение массы скелета к массе тела до пожилого, старческого возраста сохраняется на уровне до 20%, затем несколько уменьшается.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 245.28 Кб (Скачать файл)

Рахит расцветает, как правило, в период минимального солнечного дня. Солнечные, а точнее ультрафиолетовые, лучи способствуют выработке витамина D в коже, наша же слякотная осень  и долгая ненастная зима лишают детей  возможности получать необходимое  количество витамина D естественным путем, поэтому разработаны специальные  профилактические меры, которые проводятся в детских садах. Это кварцевание детей. А вот в школе детей не кварцуют. Когда идет речь о школьниках, вообще забывают о том, что возвратный рахит — это болезнь подростков. Неправильный образ жизни и нерациональные физические нагрузки быстро приводят подростков к нарушению осанки.

Проведите маленький опрос  в семье, на работе, в детских учреждениях  на тему плохой осанки — подавляющее  большинство назовет, пожалуй, одну причину: ребенок неправильно сидит  за столом и не занимается физкультурой. Причины названы верно, они важны, и о них написано столько, что здесь подробно останавливаться не будем.

А вот о том, что причиной нарушения осанки может быть моральный  климат семьи, психоэмоциональное состояние ребенка, его страх, чувство неудовлетворенности, сказать необходимо.

Сережа рос в неполной семье. Отца он не знал, да и маму видел  редко — она все время проводила  на работе. Бабушка, властная, громкая  женщина, управляла домом и Сережей. Уже в детском саду стали отмечать, что ребенок сутулится. Говорили об этом маме. Бабушка стала еще  бдительнее, контролировала каждое Сережино движение. Как бы Сережа ровно ни сидел, сколько бы он ни занимался на спорткомплексе, как бы он ни любил плавание, а сутулость усиливалась. Мальчик уважал свою бабушку, но и очень боялся ее. Случилось так, что бабушка вышла замуж и все свое внимание перенесла на мужа. Через полгода мальчика было не узнать: вытянулся, плечи расправились, взгляд открытый, невесть откуда появилось чувство юмора. И исчезла сутулость.

Аня из-за высокого роста  очень переживала: ей пришлось расстаться с бальными танцами, в школе дразнили. Мама успокаивала девочку, но безуспешно. Ане хотелось свернуться в комочек, стать невидимой. Она ходила, втянув голову в плечи, сидела, изогнувшись  так, чтобы ее рост был незаметен. Юный позвоночник недолго терпел эти страдания и стал принимать S-образную форму. Сейчас Аня выросла  и изменила мнение о своей внешности. Но восстанавливать нормальную осанку она будет еще долго, если не всю  жизнь.

В жизни чаще всего бывает несколько причин того или иного  явления, действующих совместно.

Я осмотрела Настю. Ей 2,5 года. Но по психомоторному развитию ей больше 10— 11 месяцев не дашь. Настя —  желанный ребенок и очень долгожданный. Однако в первой половине беременности маме приходилось работать на компьютере. Из-за токсикоза второй половины беременности была проведена стимуляция родов, и  девочка родилась с родовой травмой. Она была слабенькой, худенькой и  не взяла грудь. В это время  произошло несколько трагических  событий в семье: умерла прабабушка и погибла бабушка Насти. Мама девочки находилась в тяжелой  депрессии. А девочка была тихой. Не требовала внимания. И только в 8 месяцев врачи заметили, что  она не сидит. Много чего было выявлено у малышки. Но самой неприятной оказалась  спастика (постоянное напряжение) мышц шеи и ног, из-за чего девочка принимала вынужденную позу и у нее начало прогрессировать искривление позвоночника. И тут мама «проснулась» от депрессии. Остеопат стал главным доктором девочки. Ей были назначены массаж, гимнастика, плавание, баня, занятия с логопедом и психологом. Прошел год. Настя стала хорошо ходить, прыгать, лазать, говорит простые фразы. Глядя на нее, уже не скажешь, что у девочки была такая задержка развития. А фигурка у нее сейчас, как у маленькой прелестной балерины. Удивительные результаты можно получить, когда материнская любовь сочетается с волей и разумом.

Подведем итоги:

1. Правильная осанка ребенка  зависит от наследственности. Если  наследственность 

неблагополучная, природу можно подправить, но полностью изменить невозможно.

2. Правильная осанка зависит  от того, как протекает беременность, и есть факторы, которые могут  оказывать внутриутробно отрицательное воздействие на костную систему ребенка. Этого нужно по возможности избегать. Но если это все же произошло — нужно постараться преодолеть дефект. По наследству это не передается.

3. Правильная осанка зависит  от того, как проходят роды. Родовые  травмы могут быть причиной  нарушения осанки у ребенка.  Родовые травмы можно и нужно  лечить. Но к родам нужно готовиться, и тогда повышается вероятность  того, что они будут проходить  нормально.

4. Рахит — одна из  ведущих причин нарушения осанки. Рахит легче предотвратить, чем  лечить. И здесь нельзя экономить  ни средств, ни времени на  профилактику — все окупится!

5. Нарушения осанки часто  возникают в период ростового  скачка, когда мышечная и сосудистая  системы не успевают за костной  системой и не получают необходимую  поддержку.

6. Нарушения осанки возникают  в случае, если ребенок не имеет  соответствующей возрасту физической  нагрузки и у него нет хорошего  «мышечного корсета». Но нарушения  осанки могут быть и при  дефиците питания.

7. Нарушения осанки могут  быть симптомом невроза. И пока  не будет устранена причина 

невротизации, надеяться  на улучшение не приходится.

Человек с хорошей осанкой  прекрасен, а красота функциональна. И есть надежда, что крылатая фраза

 

Профилактика  нарушений опорно-двигательного  аппарата детей в образовательном  процессе по физической культуре

Ведущим принципом государственной  политики в области образования, обозначенным в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г., провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Данное положение подчеркивает особую значимость здоровья для человека, его социального  и личностного развития и определяет ведущую роль образовательных учреждений в этом процессе. Значение занятий  физической культурой для укрепления здоровья людей общеизвестно и не вызывает сомнений, поэтому одной из основных групп задач, решаемых в процессе физкультурного образования детей, являются оздоровительные, в частности профилактика различных заболеваний.

Общеизвестно, что достижение успеха в учебно-воспитательном процессе в современных учебных заведениях непосредственно зависит от степени  организации этого процесса как  целенаправленной системы, в которой  все компоненты подчинены единой цели. Отсутствие на практике системной  организации учебно-воспитательного  процесса, разрозненность его элементов (как, впрочем, и фрагментарность  педагогических исследований, когда  вопрос решается вне общей системы  воспитания и обучения) приводит к  низкому уровню результатов [1].

Изучение научно-методической литературы показало, что долгое время  научное обеспечение решения  оздоровительных задач в процессе физкультурного образования шло  по пути собирания отдельных элементов  из различных оздоровительных технологий, не меняющих системы коренным образом. Создалась некая их совокупность, не представляющая собой ни целостности, ни оригинальности. Так, решение проблемы профилактики нарушений опорно-двигательного  аппарата (ОДА) детей осуществляется путем разработки отдельных методик  различной направленности без учета  возможности их использования в  учебном процессе.

Современный этап развития науки характеризуется преобладанием  процессов интеграции над процессами дифференциации [3]. Аналогичные тенденции  наблюдаются и в развитии научно-педагогического  знания. Несмотря на то что появление различных интегративных тенденций в содержании образования отмечается еще с начала ХХ в., интеграция в педагогике как фундаментальное системообразующее научное понятие возникает только в начале 80-х гг. прошлого века [2].

В философском контексте  интеграция выступает как "сторона  процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов" (Философский энциклопедический  словарь, 1983). Таким образом, интеграция - это не просто суммирование элементов, а их неразрывное единение, образующее новое качественное состояние, устойчивую целостную динамическую систему.

На наш взгляд, решить существующее противоречие между потребностью общества в здоровых гражданах и  неэффективностью существующей системы  физкультурного образования детей  в решении оздоровительных задач, в частности профилактики заболеваний, возможно в том случае, если в  основу данного процесса будет положен  принцип интеграции. Повышение эффективности профилактики нарушений ОДА детей возможно лишь при условии, если данный процесс приобретет характер педагогической системы, построенной на основе интеграции современных знаний в области оздоровительной и лечебной физической культуры в образовательный процесс. В то же время создание и функционирование данной системы должно происходить на основе вполне определенной концепции. Поэтому для того чтобы раскрыть содержательный смысл рассматриваемого процесса, необходимо определить его место в общей системе физкультурного образования, его сущность и механизм взаимодействия.

Кроме того, концептуальные основы нашей системы будут представлены целью, задачами, принципами и основными  положениями, регламентирующими процесс  профилактики нарушений ОДА в  ходе обязательных занятий физической культурой.

Для того чтобы ответить на вопрос: "Какой же должна быть работа по профилактике нарушений ОДА?", сначала необходимо выяснить, что  подразумевается под понятием "профилактика". Согласно БСЭ профилактика в переводе с греческого означает предохранение. С медицинской точки зрения, профилактика - это совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболевания человека. В психолого-педагогической литературе понятие "профилактика" трактуется как предотвращение процесса, явления или действия, имеющего негативное личностное, социальное или медицинское последствие.

Таким образом, под профилактикой  нарушений ОДА детей в процессе обязательных занятий физической культурой  мы понимаем комплекс образовательных  мероприятий, направленный на предупреждение появления нарушений осанки и  плоскостопия у детей.

Это определение - принципиальный момент нашей концепции, так как  разработанная нами система профилактики не предусматривает коррекционных  мероприятий, не направлена на устранение имеющихся нарушений и дефектов ОДА детей, не учитывает характера  и степени имеющихся нарушений  и разработана для включения  ее в обязательные занятия по физической культуре с детьми основной и подготовительной медицинских групп.

Целями концепции были разработка и обоснование интеграции профилактики нарушений ОДА детей  дошкольного и младшего школьного  возраста в процесс физкультурного образования.

Важнейшая проблема разработки системы профилактики нарушений  ОДА детей - разработка ее структуры.

Поскольку система профилактики нарушений ОДА является подсистемой  системы физкультурного образования, то, создавая целостное представление  о ней, ее следует рассматривать:

- во-первых, как длительный  процесс, как совокупность звеньев  образования, органически связанных  между собой и обеспечивающих  преемственность в обучении. В  соответствии с этим профилактика  нарушения ОДА должна осуществляться  на всех ступенях физкультурного  образования, но наиболее важно  проведение работы в данном  направлении именно на ступени  дошкольного и начального школьного  образования. Это обусловлено  тем, что в данном периоде  формируются изгибы позвоночника  и сводов стоп, а следовательно, он наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Кроме того, наибольшее количество нарушений осанки и сводов стоп отмечается в среднем школьном возрасте, и значит, основная профилактическая работа должна проводиться до его наступления;

 

- во-вторых, как подсистему  системы физкультурного образования  со всеми присущими ей элементами  и связями. С этой точки зрения  необходимо определить место  профилактики в общей системе  физкультурного образования. С  точки зрения содержания физкультурное  образование представляет собой  три взаимосвязанных элемента: формирование  теоретических знаний физкультурного  характера, обучение двигательным  действиям и развитие физических  качеств. В связи с тем что приоритетными задачами нового этапа реформы системы образования должны стать сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, все содержание физкультурного образования должны пронизывать формирование у них здорового образа жизни, укрепление здоровья и профилактика заболеваний.

Таким образом, в общей  структуре учебного процесса по физической культуре профилактика нарушений ОДА  детей должна пронизывать все  его содержание, переплетаясь и сочетаясь  с каждой учебной темой, с задачами каждого урока.

 

В содержательном плане система  профилактики нарушений ОДА призвана обеспечивать решение трех основных задач:

a) формирование теоретических знаний по основам профилактики нарушений осанки и сводов стоп;

б) формирование навыка правильной осанки;

в) укрепление мышечных групп  туловища и ног, участвующих в  удержании вертикального положения  и формировании сводов стоп;

- в-третьих, как совокупность  основных управленческих функций  преподавателя (планирования, регулирования,  организации и контроля).

Основным принципом планирования, заложенным в основу данной концепции, является минимизация изменения  хода урока. Несмотря на то что задачи, перечисленные выше, должны решаться на каждом занятии или уроке по физической культуре на протяжении всего процесса обучения, это не должно наносить ущерб решению остальных образовательных, воспитательных, оздоровительных и развивающих задач, предусмотренных Государственным образовательным стандартом. Кроме того, процессы гуманизации и демократизации в нашей стране привели к созданию различных типов общеобразовательных заведений (школ, гимназий, лицеев и т.д.), разработке различных концептуальных подходов к физкультурному образованию учащихся (базово-вариативному, дифференцированному, региональному, образовательному и др.), поэтому планирование осуществляется в соответствии с принципом максимальной совместимости решения задач конкретного урока с задачами профилактики нарушений ОДА. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентироваться в своей деятельности на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, в том числе и формирующими осанку. С учетом этого помимо урочных форм занятий задачи профилактики нарушений ОДА должны найти отражение и в самостоятельных занятиях детей, в частности в системе домашних заданий.

В соответствии с целью  и задачами процесса профилактики нарушений  ОДА детей контроль должен проводиться  по трем направлениям:

- за теоретическими знаниями  и методическими умениями по  формированию правильной осанки  и сводов стоп;

- за состоянием осанки  и сводов стоп;

- за развитием статической  выносливости основных групп  мышц (спины, брюшного пресса, боковых  мышц туловища и голени).

Таким образом, основными  принципами профилактики нарушений  опорно-двигательного аппарата детей  в процессе обязательных занятий  физической культурой наряду со всеми  общедидактическими являются:

Информация о работе Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека