Строение и значение зрительного анализатора: его возрастные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….... 3
I Значение и строение зрительного анализатора………………………. 4
II Возрастные особенности органа зрения………………………………… 9
III Профилактика нарушения зрения у детей…………………………… 10
Список литературы……………………………………………………... …… 15

Файлы: 1 файл

КР анатомия.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

III   Профилактика нарушения зрения у детей

У новорожденных зрение почти в 25 раз слабее, чем у  взрослых, но этого вполне достаточно, чтобы наблюдать за лицами родных с близкого расстояния. К трем месяцам малыши уже способны следить за игрушками, а к шести видят предметы на различном расстоянии почти так же хорошо, как и взрослые. К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, амблиопией («ленивый глаз») и косоглазием (рисунок 7). С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.

Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорождённым. В этом возрасте врач сможет определить наличие глаукомы, катаракты, нистагма и врожденного косоглазия, оценить состояние сосудов глазного дна. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию. Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее в 11-12 и в 14-15 лет. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости. Основные причины нарушения зрения показаны на рисунке 8.

 

Рисунок 7 – Нарушение зрения

 

 

Рисунок 8 – Основные причины нарушения зрения

 

Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии, ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение.

Профилактике нарушения зрения способствует общее повышение психофизического состояния организма - соблюдение правильного режима дня, занятия двигательной подготовкой на свежем воздухе, полноценное питание. Повышение психофизического состояния здоровья способствует сохранению зрения на исходном уровне, несмотря на то, что детям во время обучения приходится испытывать значительную зрительную нагрузку.

Систематическое выполнение упражнений так называемой зрительной гимнастики в комплексе ЛФК с самомассажем способствует расслаблению и раскрепощению мышц глаза и всех тканей, окружающих глаз; тренируются мышцы, управляющие глазами; активизируется кровообращение в этой области; улучшается взаимосвязь между нервами глаза и главным узлом центральной нервной системы.

Наиболее распространенным нарушением зрения у детей является близорукость (миопия). Первые признаки близорукости: глазная щель расширенна, глазное яблоко начинает выдаваться вперед, зрачок увеличен. Ребенок склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. Эти изменения должны заметить родители и учителя. У близоруких детей чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение ребенка, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться. Дети жалуются на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление. Близорукость попала в разряд «школьных» болезней. Необходимо отметить, что среди детей, пришедших в 1 класс, уже 4% имеют миопию. Особенно резко увеличивается их количество в период с 11 до 14 лет, а к 7 классу она достигает уже 16%. В общей сложности за годы обучения в школе близорукость возрастает в 5 раз. Стремясь предотвратить прогрессирование близорукости, нельзя забывать о значении состояния здоровья ребенка. Необходимо укреплять общее состояние организма путем закаливания, рационального, полноценного витаминизированного питания, соответствующего физического воспитания, соблюдения режима труда и отдыха. Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Детям предлагают быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целесообразно проводить в середине урока в течение 0,5-1 минуты с усиленной зрительной нагрузкой, а также дома. Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения. Для профилактики близорукости в школе необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Очень важны правильный подбор школьной мебели в соответствии с ростом учеников, привитие правильной рабочей позы. Дети с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда. Учеников, которые сидели в третьем от окон ряду, в течение учебного года рекомендуется пересаживать во второй или первый ряд не менее двух-трех раз. Учитель должен следить, чтобы дети, которым прописаны очки, пользовались ими во время уроков. Недостаточная освещенность помещений, в которых работают дети, повышает риск развития миопии. К освещенности предъявляются следующие требования: достаточность, равномерность во времени и пространстве, отсутствие теней на рабочем месте, отсутствие «слепимости» и перегревания помещений. В школах необходимо максимально использовать дневной свет. Поэтому в учебных помещениях на окнах не должны стоять высокие растения. Стекло, особенно загрязненное или замерзшее, снижает количество света. На освещенность влияет также степень отражения света отражающими поверхностями помещения. Светлая окраска увеличивает освещенность. В классах, кабинетах, библиотеке рекомендуется использовать мягкие, спокойные тона, а в вестибюлях, рекреациях — более яркие. Помещения, ориентированные на север, целесообразно окрашивать в теплые тона (желтый, розовый, салатовый). В классах, ориентированных на юг, возможно использование холодных тонов (голубой, зеленый). На протяжении учебного года естественное освещение в течение суток является недостаточным, особенно в осенне-зимний период. Недостаток света компенсируется искусственным освещением. Если освещенность в помещении различная, то быстро наступает утомление глаз и всего организма. Необходимость приспосабливаться к различной степени яркости при переводе взгляда с ярко освещенной поверхности на затемненную и наоборот понижает работоспособность световоспринимающих элементов сетчатки глаза. По тем же причинам нежелательно образование резких теней на освещенных поверхностях. Источник света для пишущих правой рукой должен находиться слева. В целях защиты глаз от ослепляющего действия источника света применяется осветительная арматура, распределяющая световой поток без образования блеска и резких теней на освещенной поверхности. Для профилактики напряжения зрения большое значение имеют также предметы школьного оборудования. Так, классные доски должны висеть на расстоянии 2 м от первых парт, при этом нижний край доски в начальных классах находится в 85 см от пола, в старших — в 95 см. Поверхность классной доски должна быть матовой. Ребенок должен писать или рисовать на плотной бумаге белого либо слегка желтоватого цвета. Чернила и паста — контрастного цвета, предпочтительно темно-синего или фиолетового. При правильной посадке за партой расстояние от глаз до книги или тетради равняется 35 см. Значительное воздействие на организм ребенка оказывает компьютер, который является источником электромагнитного, теплового, рентгеновского и ультрафиолетового излучения. Работа за монитором на близком расстоянии оказывает неблагоприятное воздействие на зрение, вызывает боль в глазах, ощущение усталости, поэтому беспрерывная работа старшеклассников не должна превышать 25 минут, а общая продолжительность за неделю — 2 часов. У ученика дома должно быть собственное рабочее место. Это может быть письменный стол или специальная парта, размещенные у окна так, чтобы свет падал слева. В школах с учениками проводится беседа о вреде чтения и письма, лежа, с запрокинутой головой, в движущемся транспорте или за едой, расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев, книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом, во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут. Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: закрыв глаза, повращать глазными яблоками; подойдя к окну, расслабиться и посмотреть вдаль.

Отдельно нужно остановиться на влиянии, которое оказывает на функциональное состояние органа зрения просмотр телепрограмм. Длительные просмотры вызывают значительное утомление зрения (не чаще 1-2 раз в неделю). Ребенок должен находиться на расстояний 2-3 м от экрана. В вечернее время необходимо искусственное освещение верхним светом или источником (настольная лампа, торшер, бра), расположенным вне поля зрения. Старшим школьникам рекомендуется упражнять зрение, играя в теннис, баскетбол, волейбол, занимаясь гимнастикой, метанием, хождением на лыжах по пересеченной местности.

При заболеваниях органов зрения и профилактике зрительной нагрузки следует для самостоятельных занятий рекомендовать детям и подросткам выполнение комплекса специальных упражнений для глаз.

Упражнения  для снятия усталости глаз:

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
  • Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
  • Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
  • Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
  • Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
  • Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
  • Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Титова К.Т., Гладышева А.А. Анатомия человека.- М.: Просвещение, 2000.
  2. Сидоренко Е.И., Хватова А.В., Гусева М.Р. Диагностика и лечение оптических невритов у детей. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2002.
  3. Мосин И.М.. Дифференциальная и топическая диагностика оптических невритов у детей. Дис.канд.мед.наук (14.00.13) Моск. НИИ глазных болезней им. Гельмгольца М.,1994.
  4. Хрипкова А.К. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М.: Просвещение, 2004.



Информация о работе Строение и значение зрительного анализатора: его возрастные особенности