Строение речевого аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:43, реферат

Описание работы

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (см. рис. 9).
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам

Файлы: 1 файл

rechevoy_apparat.docx

— 18.80 Кб (Скачать файл)

Речевой аппарат  состоит из двух тесно связанных  между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (см. рис. 9).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается  на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных  участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике) (см. рис. 10). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

 

Периферический речевой  аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. ). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании. В момент речи, значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань  переходит в глотку. Снизу она  переходит в дыхательное горло (трахею).

На границе гортани  и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

Механизм голосообразования  таков. При фонации голосовые  складки находятся в сомкнутом состоянии (см. рис. 11). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок.

В результате колебаний  голосовых складок движение струи  выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание  частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

При шепоте голосовые  складки смыкаются не на всем своем  протяжении: в задней части между  ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

 

 

В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

§   слух и фонематическое восприятие;

§   моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи — языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Слух является непременным  условием формирования речи. Ребенок  начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве  отрицательно влияет на развитие речи.

Фонематическим восприятием  называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи

Недостаточное развитие фонематического  восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются  с большой задержкой и часто  искаженно. Дети с нарушением фонематического  восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые умеют произносить  правильно в отдельности.

 

Для того, чтобы точно воспроизвести даже правильно воспринятый звук, нужно обладать совершенным речевым аппаратом, чтобы органы речи были достаточно подвижны и пластичны для произведения артикуляционных движений. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое речевое движение.

Иногда малоподвижность  языка вызвана короткой уздечкой языка. В таких случаях ребенок  не может даже высунуть язык. Этот дефект можно устранить хирургическим  способом — путем подрезания уздечки.

Нарушение моторики языка часто сочетается с малоподвижностью верхней губы: ребенок не может  ее поднять и показать верхние  зубы. Это мешает правильной артикуляции  свистящих, шипящих и звука р.

 

 

особенностями зрительного  восприятия речи:

1) видимая артикуляция  некоторых групп звуков частично  или полностью совпадает, у  других звуков внешне слабо  выражена или даже совсем неуловима,  так как скрыта в глубине  ротовой полости 

2) четкость восприятия  даже хорошо видимых опорных  звуков изменяется в зависимости  от смежных с ними звуков, от  ударности или безударности слога,  от особенностей артикуляции  говорящего, от темпа речи и  от таких внешних условий, как  освещение, поворот лица говорящего  и т. п.;

3) невидимые и  плохо видимые звуки слова  воспринимаются как пауза той  или иной длительности, в зависимости  от количества рядом стоящих  плохо видимых звуков;

4) чередование опорных  звуков и пауз составляет известный  ритм зрительно воспринимаемого  слова и предложения;

5) восприятие интонации  говорящего оказывается зрительно недоступным.

 

2. Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии  к центру, т.е. от области речевых  органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

 

 

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие. В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.


Информация о работе Строение речевого аппарата