Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:31, отчет по практике
Целью курсовой работы является изучение принципов, методов и функций управления человеческими ресурсами и анализ использования трудовых ресурсов предприятия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность принципы, методы и функции управления человеческими ресурсами;
2) Проанализировать структуру и динамику занятости персонала, социальную структуру, а так же провести анализ движения персонала.
Объектом исследования является управление человеческими ресурсами, предметом - принципы, методы и функции управления
Введение 3
ГЛАВА I Управление человеческими ресурсами 4
1.1 Концепция управления человеческими ресурсами 4
1.2 Принципы управления персоналом 11
1.3 Методы управления персоналом 14
1.4 Функции управления персоналом 17
ГЛАВА II Анализ использования трудовых ресурсов предприятия 20
2.1 Структура и динамика рабочей силы по критериям занятых человек 20
2.2 Социальная структура трудовых ресурсов предприятия 21
2.3 Анализ движения персонала 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Кафедра 41: «ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА»
Дисциплина 41/2: «Управление персоналом»
Тема: «Управление человеческими ресурсами: принципы, функции и методы »
Выполнил: слушатель группы 501
Кололеев Дмитрий Юрьевич
Проверил: старший преподаватель,
кандидат экономических наук
Хачатурян Михаил Владимирович
п. Новогорск – 2013 г.
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I Управление человеческими ресурсами 4
1.1 Концепция управления человеческими ресурсами 4
1.2 Принципы управления персоналом 11
1.3 Методы управления персоналом 14
1.4 Функции управления персоналом 17
ГЛАВА II Анализ использования трудовых ресурсов предприятия 20
2.1 Структура и динамика рабочей силы по критериям занятых человек 20
2.2 Социальная структура трудовых ресурсов предприятия 21
2.3 Анализ движения персонала 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы в
том, что современная концепция
управления персоналом основана как
на принципах и методах
Целью курсовой работы является изучение принципов, методов и функций управления человеческими ресурсами и анализ использования трудовых ресурсов предприятия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность принципы, методы и функции управления человеческими ресурсами;
2) Проанализировать структуру и динамику занятости персонала, социальную структуру, а так же провести анализ движения персонала.
Объектом исследования является управление человеческими ресурсами, предметом - принципы, методы и функции управления
ГЛАВА I УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Концепция управления человеческими ресурсами
Персонал (от лат. personalis – «личный») представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев.
Необходимо представить следующие признаки персонала – это наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно (юридически) оформлены; обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией и т. п.); целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации.
Персонал компаний отличается наименьшей мобильностью по сравнению с технологиями, знаниями, капиталом и сырьем, которые могут стать доступными практически мгновенно. Но в отличие от изнашивающихся в процессе использования основных и оборотных фондов человеческий капитал с возрастом в пределах своего жизненного цикла приобретает опыт, навыки и становится лучше.
Управления персоналом на предприятии определяется как процесс воздействия на потенциальных и фактических сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации. В новых условиях хозяйствования процессу управления персоналом в организации должна предшествовать разработка концепции управления персоналом, содержащая обобщенные представления о сущности, целях, задачах, принципах, методологии, структуре системы управления персоналом и технологии управления персоналом. Система управления человеческими ресурсами предприятия – это совокупность взаимосвязанных элементов, реализующих процесс управления персоналом организации. Центральным звеном системы управления персоналом является служба управления персоналом – подразделение организации, специализирующееся на реализации функций по управлению персоналом в организации. Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т. д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял в основном деятельность по учету или кадровой работе. Таким образом, в современных службах управления персоналом над учетными доминируют преимущественно управленческие виды деятельности: управление мотивацией, конфликтами, стрессами, развитием работников, нововведениями и пр. Для настоящего этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления сотрудниками в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом составляют: отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией; вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании; участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики; интеграция деятельности кадровиков и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации; системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия [6].
Многообразие подходов к управлению
персоналом логически вытекает из исторических
и социально-экономических
В последние десятилетия управление персоналом стало родом профессиональной деятельности, а управленческий персонал – одной из самых массовых составных частей рабочей силы. Основными факторами конкурентоспособности организации стали: обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала [1].
В ХХ веке произошла смена трех
основных концепций кадрового
В начале века получила развитие концепция управления
кадрами, при которой вместо человека
как личности рассматривается его трудовая
функция. Другими словами, категория «кадры»
характеризует не качество отдельно взятого
индивида, а совокупность работников,
объединенных для достижения поставленных
организационных целей. Кадровые службы
выполняли, в основном, учетно-контрольные
и административно-
После второй мировой войны научно-
Начиная с 80-х гг. с развитием социально-экономических аспектов в менеджменте, усилением интеллектуализации и компьютеризации бизнеса, ускорением инновационных процессов формируется концепция управления человеческими ресурсами, рассматривающая знания, способности, умения людей как ключевой ресурс и нематериальные активы организации, обеспечивающие их эффективность и конкурентоспособность.
Таблица 1.
Эволюция концепции управления
человеческими ресурсами в
Годы XX века |
Концепция |
Работник рассматривается как... |
20-40-е гг. |
Управление кадрами |
Работник - носитель трудовой функции, «живой придаток машины» |
50-70-е гг. |
Управление персоналом |
Работник - субъект трудовых отношений, личность |
80-90-е гг. |
Управление человеческими ресурсами |
Работник - ключевой, стратегический ресурс организации |
Управление человеческими ресурсами – это стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые вносят свой вклад в достижение целей фирмы [2].
Интенсификация управления и повышение качества труда персонала возможны только в результате применения принципиально новых подходов к работе с кадрами, и в частности с работниками, занятыми управленческим трудом. Новые подходы в работе с людьми заключаются в ее комплексном характере, более широком использовании элементов планирования, применении индивидуальных форм работы. В современной теории и практике управления персоналом доминируют два основных подхода к содержанию и организации этой работы: американский и японский. При «американском», или «рыночном», подходе средства управления персоналом ориентированы главным образом на внешний рынок труда, состояние экономики, спрос на конкретный товар и т.д. Основными принципами являются: соответствие работника требованиям рабочего места, функциям, задачам, должностным обязанностям, условиям труда, требования к трудовому поведению (ориентация на текущие задачи). Японский менеджмент, базируется в первую очередь на учете человеческого фактора, его основными принципами являются: ориентация на качество образования и личностный потенциал работника (ориентация на длительную перспективу) [1].
Сущность управления человеческими ресурсами заключаются в том, что люди рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которое надо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации. Управление человеческими ресурсами (управление персоналом) связано с динамикой всех аспектов внешней среды деятельности организации и требует интегрированного подхода. Высшее звено управления должно быть прямо вовлечено в процесс управления ресурсами.
Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, воздействующие на взаимоотношения между организацией и ее работниками, и означает, что практика управления персоналом все более тесно связана со стратегией бизнеса. Поэтому управление персоналом носит упреждающий характер и ставит своей конечной целью повысить результативность организации и удовлетворить потребности сотрудников. Из всех характеристик управления персоналом, которые отличают его от традиционного «управления кадрами», ничто не является более фундаментальным, чем его интеграция со стратегией бизнеса [1].
Основными принципами концепции управления человеческими ресурсами являются следующие:
1) Люди - решающий фактор эффективности и конкурентоспособности организации, основной источник добавленной стоимости;
2) Ориентация на стратегический подход к управлению человеческими ресурсами;
3) Признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов;
4) Социальное партнерство и демократизация управления;
5) Обогащение труда и повышение качества трудовой жизни;
6) Непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов;
7) Профессионализация управления человеческими ресурсами [2].
Важнейшей тенденцией развития менеджмента
в последние десятилетия
Применение системного подхода
дает возможность раскрыть внутреннее
строение системы управления человеческими
ресурсами как целостной
Основная цель системы управления
человеческими ресурсами –
Информация о работе Управление человеческими ресурсами: принципы, функции и методы