Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:08, доклад
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования (начальная школа) ставит вопрос о метапредметных результатах образования, иначе по сравнению с предыдущими стандартами определяет границы традиционных образовательных областей. В этой связи становится необходимым переосмысление информатического компонента образования.
Безусловно, некоторое время на уроке может быть посвящено и более традиционной модели работы – объяснению учителя. Такое объяснение, как правило, продолжается не более 2–3 минут, хотя возможен и более продолжительный, до 5 мин., рассказ учителя, вовлекающий детей в диалог.
При использовании ИКТ очень важно правильно организовать рабочее пространство в классе. Желательно, чтобы компьютерный кабинет был оснащен не только достаточным количеством компьютеризованных рабочих мест (по числу учеников в подгруппе), но также и соответствующим количеством бескомпьютерных рабочих мест. Такое обустройство кабинета даст возможность детям работать за компьютером не больше 20 мин (в соответствии с требованиями САНПИН), а остальное время урока работать с бумажными материалами курса. Кроме того, каждое компьютеризованное рабочее место должно быть оснащено хорошими большими наушниками, чтобы дети не мешали друг другу при работе.
Важной
составляющей курса являются также
проектные уроки. Проектная деятельность
отличается от обычного урока, как постановкой
целей, так и организацией. Это групповая
работа ребят по выполнению общей задачи.
В процессе таких уроков ребята учатся
координировать и планировать общую работу,
общаться друг с другом. Групповая, проектная
работа учащихся может иметь самые разнообразные
воплощения в зависимости от конкретной
задачи для каждого проекта.
Базовые математико-информатические понятия курса
Отдельное внимание следует уделить терминологии, используемой в курсе. В курсе «Информатика 3–4» используется система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.
Понятие цепочки (англ. string) относится к числу наиболее часто используемых базовых научных понятий информатики (именно научных, в какой-то степени, практических, технологических, инженерных, а не методических понятий обучения информатики). Для этого понятия в русском языке могут использоваться различные термины, в частности: «слово», «конечная последовательность», «кортеж» (обычно – в математическом контексте), «строка» (как правило, в несколько ином смысле), однако термин «цепочка» является наиболее употребительным и, по мнению авторов, наиболее подходящим для курса.
С термином бусина ситуация иная, ему в научном и технологическом языке соответствуют термины: «символ», «элемент (цепочки)», «буква». Этот термин не применяется в научной литературе. Тем не менее, авторы используют этот термин в курсе. Это связано, прежде всего с необходимостью установить устойчивую связь между общим понятием и его конкретными реализациями в виде графических и телесных объектов. При этом авторы считают, что переход на последующих этапах обучения к стандартным (и различным в разных изложениях и контекстах) терминам трудностей у учащихся не вызывает.
Понятие мешок (англ. bag) используется в информатике так же, как и в учебнике-тетради. Его отличие от понятия множество просто и формально: в множество каждый элемент может входить или не входить, а в мешок он может не входить, входить один, два, три и т. д. раз. Например, мешок букв слова МАМУ содержит две буквы М, одну букву А и одну букву У. Это понятие при работе в области конечных объектов часто бывает удобнее, чем понятие множество. Его использование в начальной школе имеет и методические преимущества: оно легче воспринимается детьми, чем понятие множества: оно более непосредственно связано с понятием числа и т. д. С другой стороны, на последующих этапах обучения разница между этими двумя понятиями становится малосущественной.
Понятие
дерева – также одно из важнейших базовых
понятий современной информатики, чаще
используемое в научном и образовательном
языке, чем понятие произвольного графа.
Комплект учебных материалов
Курс
издается в трех частях: 3 класс, 3–4 класс,
4 класс. В материалы каждой части курса
входит учебник, рабочая тетрадь, тетрадь
проектов, компьютерная составляющая
и методическое пособие для учителя.
Бумажная составляющая
Учебник содержит страницы, где даются определения понятий, – листы определений и страницы с заданиями, которые дети выполняют в рабочей тетради. На листе определений вводится новый объект, свойство, дается определение нового понятия. Эти определения даются в основном с помощью графических примеров. Страницы с заданиями содержат задачи по темам, представленным на листах определений. Разумеется, блоки задач не всегда однородны – часто встречаются задачи на повторение и обобщение, многие задачи – комплексные, использующие большинство уже пройденных тем.
Рабочая тетрадь играет роль визуальной и графической опоры для оформления решения задач.
В тетради проектов собраны материалы, которые потребуются при проведении специальных проектных уроков – задания для детей, карточки со словами, рабочие тексты и прочие раздаточные материалы. В отличие от задач в учебнике, в которых новая информация вводится последовательно и систематически и соответственно формируется новое знание, проекты обычно представляют собой выход в реальный мир, включают большой объем новой информации, целостную деятельность. При этом в работе с проектом, естественно, используются уже приобретенные знания и мотивируется приобретение новых знаний. Работа с проектами подразумевает также развитие различных коммуникативных навыков, поскольку в основном она выполняется по группам. Вынимаемый вкладыш в тетради проектов содержит необходимый дополнительный рабочий материал: контрольные работы в двух вариантах, листы вырезания, запасные поля для решения задач из учебника и пр.
Создатели учебника постарались выбрать бумагу для учебных материалов, достаточно плотную, чтобы чернила большинства фломастеров не проступала на обороте листа.
Пособие для учителя содержит, помимо программы и описания курса и общих советов по проведению занятий, обсуждение каждой новой темы и блока задач, относящегося к этой теме, а также комментарии к контрольным работам. В отдельной главе пособия приведены подробные описания работы в проектах.
Компьютерная составляющая
В комплект компьютерных материалов к курсу входят оболочка сайта, серия компьютерных уроков, ресурсы к компьютерным проектам, серия занятий на клавиатурном тренажере, презентация «Знакомство с компьютером».
Оболочка сайта объединяет и поддерживает все активности учащихся и учителя на уроках информатики, а также содержит средства для построения и поддержки индивидуального портфолио каждого учащегося. Программное обеспечение устанавливается на сервер школы и используется учителями и учащимися по локальной сети.
Серия компьютерных уроков поддерживает курс теоретической информатики. Она содержит оболочку и задачи, объединенные в компьютерные уроки. Специальные программные инструменты, которые используются для решения задач на компьютере, вводятся в этих уроках постепенно, знакомство со специальными инструментами является важной и неотъемлемой частью компьютерных уроков. Оболочка компьютерных уроков позволяет сохранить результаты работы каждого ученика, которые учитель может проверить.
Ресурсы к компьютерным проектам содержат различного рода поддержку компьютерных проектов – инструменты, библиотеку готовых изображений или заготовок и т. п., позволяющие облегчить детям техническую сторону выполнения проектной задачи и сделать их работы более привлекательными и простыми в изготовлении. Некоторые компьютерные проекты поддержаны специальной программной оболочкой, интегрированной в оболочку учебного сайта.
Серия занятий на клавиатурном тренажере позволяет детям познакомиться с клавиатурой и освоить азы десятипальцевого метода слепой печати.
Презентация «Знакомство с компьютером» предназначена для первого знакомства с компьютером и его периферийными устройствами, а также техникой безопасности и правилами поведения за компьютером.
Варианты изучения курса
В зависимости от количества часов, которые отводятся на изучение курса информатики, а также в зависимости от технической оснащенности школы, предлагается три варианта изучения курса «Информатика 3–4».
Если планируется работать с курсом в 3–4 классах по 34 часа в год и при этом не будет возможности пользоваться средствами ИКТ на этих уроках, можно воспользоваться бескомпьютерным вариантом работы с курсом (см. вариант I планирования). В этом случае дети будут работать только с бумажными составляющими курса.
Для тех, кто планирует работать с курсом в 3–4 классах по 34 часа в год и при этом пользоваться средствами ИКТ, подойдет сокращенный ИКТ вариант изучения курса (см. вариант II планирования). При таком варианте работы с курсом часть урока ребята будут изучать теоретическую часть и работать с бумажными материалами, а остальное время будут работать за компьютером. Конечно, работая по сокращенной программе, учащиеся не успеют решить все задачи из бумажного учебника, поэтому учителю будет нужно ориентироваться в основном на обязательные задачи курса. Кроме того, время для изучения теоретической части можно экономить за счет проведения уроков, интегрированных с другими предметами.
Тем, кто планирует работать с курсом в 3–4 классах по 68 часов в год и при этом пользоваться средствами ИКТ, предлагается расширенный ИКТ вариант изучения курса (см. вариант III планирования). В этом случае дети смогут выполнить почти все задачи теоретического курса и компьютерных уроков. Кроме того, ребята смогут поработать в большинстве компьютерных и бескомпьютерных проектов, а также поработать с клавиатурным тренажером. Таким образом, при расширенном ИКТ варианте работы с курсом учащиеся будут использовать на уроке все бумажные материалы и весь спектр компьютерных материалов к курсу.
Если в 3 или 4 классе учитель может взять 2 часа в неделю на изучение информатики, а в другом учебном году – лишь 1 час, то в таком случае нужно воспользоваться вариантами планирования (бескомпьютерного или с использованием ИКТ), рассчитанными на 3×34 часа, .
Содержание курса
Практическая
часть содержания курса относится
только к компьютерным вариантам изучения
курса. Знаком (*) помечены вопросы и требования,
относящиеся только к сокращенному и расширенному
ИКТ вариантам изучения курса. Знаком
(**) помечены вопросы и требования, относящиеся
только к расширенному ИКТ варианту изучения
курса.
1. Правила игры
Правила
работы с учебником, рабочей тетрадью
(листами определений и
Учащиеся должны знать и понимать:
знать и понимать правила работы на обычном и проектном уроке;
*знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
*знать и понимать правила работы на компьютеризованном рабочем месте;
иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
иметь
представление о необходимости
самостоятельной проверки правильности
своего решения.
Учащиеся должны уметь:
правильно работать с учебником и рабочей тетрадью (листами определений и задачами), а также с материалами к проектам;
участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, понимать и строго соблюдать установленные правила игры;
последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи;
самостоятельно проверять соответствие результата поставленному условию;
*соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
*войти
в рабочее пространство сайта
с компьютерными уроками,