Проблемы отечественного АПК
охватывают широкой спектр - от технической
отсталости до проблем социальной инфраструктуры
села. У предприятий особенно остро ощущается
нехватка средств на модернизацию производства.
Вместе с тем ресурсо – производящие отрасли
АПК во многих случаях продолжают выпускать
морально устаревшие средства производства,
предполагающие в свою очередь использование
упрощенных технологий как в самом сельском
хозяйстве, так и в смежных с ним отраслях
переработки, хранения и реализации аграрной
продукции, что неминуемо ведет к значительному
снижению производительности труда по
сравнению с лучшими мировыми аналогами.
Инновации в человеческий капитал при
всей очевидной значимости этого направления
осуществляются крайне медленно, что,
естественно, осложняет общий подъем аграрного
производства и возрождение сельских
территорий.
«Модернизация – это важнейшая
составляющая системы обеспечения продовольственной
безопасности России», – подчеркнул Г.
А. Горбунов, председатель Комитета СФ
по аграрно-продовольственной политике
и рыбохозяйственному комплексу». [2]
В сфере сельского хозяйства
выделяются четыре основных направления
инноваций:
Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных
растений. Новые породы, типы животных
и кроссы птицы.
- Производственно-технологические
Использование новой техники.
Новые технологии возделывания сельскохозяйственных
культур. Новые индустриальные технологии
в животноводстве. Новые ресурсно-сберегающие
технологии производства и хранения пищевых
продуктов, направленных на повышение
потребительской ценности продуктов питания.
- Организационно-управленческие
Развитие кооперации и формирование
интегрированных структур в АПК. Новые
формы технического обслуживания и обеспечения
ресурсами АПК. Новые формы организации
и мотивации труда. Создание инновационно-консультативных
систем в сфере научно-технической и инновационной
деятельности. Концепции, методы выработки
решений.
- Экономико-социоэкологические
Маркетинг инноваций. Формы
и механизмы инновационного развития.
Формирование системы кадров научно-технического
обеспечения АПК. Улучшение условий труда,
решение проблем здравоохранения, образования
и культуры тружеников села. Оздоровление
и улучшение качества окружающей среды.
Обеспечение благоприятных экологических
условий для жизни, труда и отдыха населения.
«Сложность и масштабность
стоящих перед АПК задач требует нового
качества управления во всех звеньях комплекса,
целевого направления средств из государственного
бюджета в рамках отраслевых программ
и только концентрация на приоритетных
направлениях совместных усилий на основе
частно-государственного партнерства
может обеспечить решение отраслевых
проблем и снизить импортозависимость
России». [1]
Основные изменения в экономическом
механизме должны проходить по следующим
направлениям:
- Снижение инфляции и ценовая
политика.
Прежде всего, нужно стремиться
к изменению соотношения цен на сельскохозяйственную
и промышленную продукцию и услуги.
Это возможно путем замораживания цен
и тарифов для сельского хозяйства естественных
монополий, контролируемых государством.
Причем такая политика должна носить не
годичный характер, а быть долгосрочным.
В текущем году по сравнению с предыдущим
годом цены на бензин выросли почти на
8%, на дизельное топливо – на 12%, а цены
на реализованную сельскохозяйственную
продукцию снизились на 2,5%.
Замораживание тарифов в 2014
году принесет экономию хозяйствам в размере
только 0,4% затрат. При долгосрочном варианте
это способствовало бы не только снижению
диспаритета цен, но и снижению темпов
инфляции в целом, которая в настоящее
время «съедает» у сельского хозяйства
около 100 млрд. рублей ежегодно.
- Государственная поддержка
развития производства.
2.1. Развитие кредитования
«Чтобы сделать кредит доступным
для сельскохозяйственных товаропроизводителей,
целесообразно снизить рыночную процентную
ставку до 2 – 3% годовых, тем более что
более 90% всех кредитов поступает в сельское
хозяйство через два государственных
банка: Россельхозбанк и Сбербанк.
Впредь до такого снижения государству
придется удешевлять кредитные ресурсы,
используя субсидии и повышая доступность
к ним. По расчетам, исходя из данных Национального
доклада за 2012 год, субсидированными кредитами
воспользовалось не многим более 4% фермеров.
Одновременно должна быть снижена ставка
рефинансирования Центрально банка до
уровня, действующего в развитых странах
мира» [2]
2.2.Страхование.
«Что касается страхования,
то принятый Федеральный закон о страховании
от 25 июля 2011 г. №260 – ФЗ «О государственной
поддержке в сфере сельскохозяйственного
страхования и о внесении в Федеральный
закон «О развитии сельского хозяйства»
закрепил принцип страхования с государственной
поддержкой только катастрофических рисков,
начиная с гибели 30% урожая и более, что
резко снижает число возможных получателей
страхового возмещения. По расчетам экспертов,
такой подход актуален лишь для 10 – 15 регионов
страны, и то один раз в 5 – 6 лет.
Необходимо внести в Закон поправки,
позволяющие страховать с господдержкой
также недобор урожая в размере до 30%, поскольку
это является наиболее востребованной
страховой программой в сельском хозяйстве
России.
Такая корректировка системы
страхования с государственной поддержкой
потребует субсидий из федерального бюджета
в размере 12,0 – 13,0 млрд. руб. в год. Целесообразно
обязать страховщиков перейти от системы
формирования страховых резервов к накопительному
принципу. На случай чрезвычайных ситуаций,
приносящих особенно крупные ущербы, особый
резервный фонд должно иметь государство,
как перестраховщик последней руки» [2]
2.3.Субсидирование.
«Наряду с сохранением ранее
действовавших мер поддержки (субсидирование
процентной ставки), предусмотрена новая
форма субсидирования сельскохозяйственного
производства, отвечающая условиям членства
России в ВТО, - поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей
в области растениеводства, то есть несвязанная
поддержка, а также субсидирование производства
молока.
На оказание несвязанной поддержки
товаропроизводителям в области растениеводства
выделено 25,2 млрд. рублей, средний размер
субсидий из Федерального бюджета на 1
га составляет 344 рублей, а с учетом региональной
составляющей – 501 рубль на 1 га. Нам представляется,
что следует усилить несвязанную поддержку
в области растениеводства и ввести ее
для животноводства» [2]
При этом было бы целесообразно
создать дифференцированную систему господдержки
для различных зон и хозяйств с различным
уровнем доходности: конкурентоспособных
хозяйств, функционирующих в нормальных
почвенно – климатических и экономических
условиях; хозяйств, находящихся в неблагоприятных
социально – экономических условиях;
товаропроизводителей, временно утративших
конкурентоспособность.
3.Кооперация.
«Одним из наиболее действенных
механизмов повышения удельного веса
сельскохозяйственных товаропроизводителей
в конечной цене реализации продовольствия
и повышения таким образом их доходности
является развитие сельской кооперации.
В качестве инструментов достижения
этих целей предлагается:
- возмещение части расходов
на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным
кредитам и займам. Для этого потребуется
1 млрд. руб. в год из федерального бюджета
и не менее 0,5 млрд. руб. – из региональных
бюджетов.
- Поддержка направлений развития
сельской кооперации в рамках мероприятий
экономически значимых региональных программ
по развитию сельской кооперации.
- Предоставление сельскохозяйственным
кооперативам и организациям потребительской
кооперации, оказывающей не менее 70% услуг
сельскому населению, всех видов грантов
и субсидий на развитие современной материально
– технической базы.
- Возмещение сельскохозяйственным
кооперативам и организациям потребительской
кооперации, оказывающей не менее 70% услуг
сельскому населению, части расходов на
уплату первоначального взноса по договорам
лизинга оборудования, транспорта, сельскохозяйственной
и специализированной техники, скота и
иных производственных фондов в размере
не более 35% от стоимости объектов лизинга» [2]
4.Продовольственная помощь.
«Одной из мер повышения емкости
внутреннего рынка, что очень важно для
малых форм хозяйствования, может стать
продовольственная помощь незащищенным
слоям населения. Эта форма поддержки
могла бы оказать значимое влияние на
доходность сельхозтоваропроизводителей
только при условии больших масштабов
ее реализации с охватом не менее 30 млн.
человек и разработки механизма ее реализации,
предусматривающего вовлечение сельхозтоваропроизводителей
в процесс производства» [2]
5.Стимулирование экспорта.
Наряду с мерами по расширению
внутреннего рынка, значение будут иметь
меры по поддержке российского экспорта,
ибо разработанные Минэкономразвития
условия, не в полной мере подходят основной
массе предприятий малого и среднего бизнеса,
так как они рассчитаны в большинстве
своем на крупный бизнес. Создание Российского
экспортного агентства позволило бы привлечь
к экспортной деятельности именно малые
и средние предприятия, для которых предпочтительно
упрощение таможенных процедур и процесса
возврата НДС, снижение налогового бремени,
облегчение поиска партнеров за рубежом,
проверка их репутации.
6.Развитие сельских территорий.
В целях сохранения и приумножения
природного, социального – экономического
и культурного потенциала села, по расчетам
ВНИИЭСХ на основе стандартов уровня жизни
на селе, для реализации этой цели потребуется
не менее 6 трлн. руб.
При этом необходимо:
- На межведомственной основе
сформировать и утвердить научно – обоснованную
систему нормативов социального обустройства
сельских поселений
- Укрепить налоговую базу местного
сельского самоуправления для улучшения
финансовых возможностей реализации законодательно
установленных полномочий
- В целях повышения участия бизнеса
в жилищном строительстве, развитии социальной
и инженерной инфраструктуры села, создании
рабочих мест в несельскохозяйственной
сфере деятельности установить льготные
системы налогообложения, кредитования
и таможенного регулирования соответствующих
сфер деятельности
- Ввести льготные условия ипотечного
жилищного кредитования для повышения
доступности сельскому населению благоустроенного
жилья.
- Разработать организационно
– экономические механизмы регулирования рынка иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве.
«Сложность и масштабность
стоящих перед АПК задач требует нового
качества управления во всех звеньях комплекса,
целевого направления средств из государственного
бюджета в рамках отраслевых программ,
– заявил С. Н. Серегин, – и только концентрация
на приоритетных направлениях совместных
усилий на основе частно-государственного
партнерства может обеспечить решение
отраслевых проблем и снизить импортозависимость
России». [1]
Модернизация агропромышленного
производства должна решить одну из основных
на сегодняшний день проблем – повышение
конкурентоспособности национальных
производителей. В этой связи роль государства
должна быть усилена. Об этом же свидетельствует
и зарубежный опыт. Аналитические оценки
показывают, что для недопущения спада
производства и в целях дальнейшего развития
отрасли необходима государственная поддержка
на уровне 80–90 млрд руб. ежегодно.
Состояние технической базы
перерабатывающих отраслей таково, что
без технического перевооружения и реконструкции
действующих производств, а также строительства
новых, высокоэффективных, основанных
на инновационных технологиях пищевых
предприятий не обойтись, а для этого необходим
благоприятный инвестиционный климат.
По его оценкам, в целом потребность в
инвестициях для осуществления модернизации
имеется более чем у половины пищевых
предприятий, несмотря на активное поступление
денежных средств в отрасль в последнее
время – более 200 млрд руб. ежегодно.
Сам инновационный процесс
представляет собой процесс преобразования
научного знания в инновацию. Инновационный
процесс включает следующие стадии: «наука
- техника (технология) - производство -
потребление». В АПК инновационный процесс
представляет собой постоянный поток
превращения научных исследований и разработок
в новые или улучшенные продукты, материалы,
новые технологии, новые формы организации
и управления и доведение их до использования
в производстве с целью получения эффекта.
В мясной промышленности А.
Б. Лисицын определил два перспективных
направления: биотехнологическое и нанотехнологическое.
По прогнозам экспертов, к 2030 г. в мире
с применением биотехнологии будет производиться
50 % всей сельскохозяйственной продукции.
Для мясной промышленности это означает
улучшение технологических характеристик
сырья, их формирование в период жизни
животных, сокращение продолжительности
технологического процесса, возможность
направленной аккумуляции нутриентов,
способствующих укреплению здоровья.
Нельзя забывать, что новые
технологии – это еще и риски. Поэтому
при их внедрении необходимо усиливать
контроль безопасности производства.
В странах ЕС производитель продуктов
из мяса обязан отслеживать происхождение
сырья, с которым работает. В России ограничение
поступления некачественной продукции
на внутренний рынок после вступления
в ВТО будет регламентироваться требованиями,
предусмотренными в Технических регламентах
(система ХАССП, отслеживание происхождения,
показатели безопасности), а также теми,
что предъявляются к традиционным продуктам
в национальных стандартах (ГОСТ).