Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:23, курсовая работа
Целью исследования является разработка плана мероприятий по совершенствованию деятельности памятника природы «Лес Тукай Кырлай».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическое обоснование использования земель особо охраняемых природных территорий;
2. Изучить физико-географическую характеристику Арского района Республики Татарстан;
3. Разработка мероприятий и рекомендации по совершенствованию деятельности памятника природы «Лес Тукай Кырлай».
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий
1.2 Основы правового регулирования создания, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий
1.3 Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий Арского района Республике Татарстан
2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
2.1. Общие сведения о местоположении Арского района Республики Татарстан
2.2. Природная ландшафтная характеристика Арского района Республики Татарстан
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ «ЛЕС ТУКАЙ КЫРЛАЙ»
3.1. Месторасположение и характеристика памятника природы «Лес Тукай Кырлай»
3.2 Разработка мероприятий и рекомендации по совершенствованию деятельности памятника природы «Лес Тукай Кырлай»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учитывая общее право Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение государственно-правовых и административно-правовых договоров, предусматривающих такое делегирование. Подобные нормативные договоры также выступают в качестве источника права в области особо охраняемых природных территориях. К числу таких договоров относятся:
- Соглашение о порядке взаимодействия между Правительством Республики Башкортостан и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды по управлению государственными природными заповедниками Башкирии и «Шульган-Таш» от 25 июня 1999;
- Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и администрацией Чукотского автономного округа о передаче части полномочий и взаимодействия в области управления особо охраняемыми природными территориями от 7 июля 1997;
- Соглашение между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан о Волжско-Камском государственном заповеднике от 29 августа 1994;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха о разграничении и передаче осуществления полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов от 28 июля 1995;
- Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Администрацией Ярославской области о взаимоотношениях в сфере обеспечения деятельности национального парка «Плещеево озеро» от 1 февраля 2001;
- Соглашение от 27 мая 1996 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области;
- Соглашение от 30 января 1996 между Правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края о разграничении полномочий в области санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма[31].
Следует отметить, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже приняты и действуют специальные законы, регулирующие отношения в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Эти отношения регулируются также соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации[32].
Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве[33].
Вопросы финансирования ООПТ отражены в бюджетном и налоговом законодательствах.
Федеральным законом установлено, также, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»[34].
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участкам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению определяется в порядке, установленном законом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами возможно в той мере, в какой их оборот допускается законом и осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц[35].
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Поскольку во многих субъектах федерации местные власти выступают с инициативами о создании значительного числа памятников природы местного значения в подготовленном законопроекте предлагается закрепить возможность образования этой категории ООПТ.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. К федеральной собственности могут быть отнесены различные объекты животного мира, в том числе обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно лесному законодательству, лесной фонд находится в федеральной собственности и хотя предусмотрена возможность передачи его участков в собственность субъектов федерации, однако, к настоящему времени подобных прецедентов нет.
Водным кодексом Российской Федерации установлено, что водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий находятся в собственности Российской Федерации.
Земли и природные ресурсы различных видов охраняемых природных территорий не изымаются у владельцев, пользователей и собственников при их создании.
1.3 Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий Арского района Республики Татарстан.
В связи с тем, что в настоящее время воздействие человека на окружающую среду неизбежно, главной задачей является его ограничение и оптимизация. Для количественной оценки антропогенных нарушений необходимы точки отсчета. Такими эталонами могут служить показатели состояния заповедных экосистем.
На территории Арского муниципального района выделено 9 особо охраняемых природных территорий, к числу которых относятся:
1. Памятник
природы регионального
2. Памятник
природы регионального
3. Памятник
природы регионального
4. Памятник
природы регионального
серой цапли»;
5. Памятник
природы регионального
ки»;
6. Памятник
природы регионального
склон»;
7. Памятник
природы регионального
8. Сурнарский государственный охотничий заказник.
Кроме существующих особо охраняемых объектов в районе есть участок, резервируемый под особо охраняемую природную территорию, - «Водоохранная зона реки Кисьмесь», расположенный на протяжении от истока северо-восточнее пос. Новые Ключище до города Арск. Площадь его составляет 941 га.
Краткая характеристика особо охраняемых природных территорий представлена ниже.
1. Памятник
природы регионального
Река Казанка протекает по территории Арского, Высокогорского, Балтасинского муниципальных районов Республики Татарстан. Исток расположен севернее с. Бимери Арского муниципального района, устье – у города Казань. Постановлением СМ ТАССР № 25 от 10.01.1978 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г. № 644 река Казанка отнесена к Государственным памятникам природы Республики Татарстан. Водосбор Казанки в истоке – это живописный уголок елово-пихтовых лесов южной тайги. Река богата рыбой, для разведения ценных пород в бассейне построены специальные пруды. Сохранение реки имеет хозяйственное и познавательное значение, рекомендуется для туризма на участке Казань-Арск.
2. Памятник
природы регионального
Река
Шошма протекает по территории Арского,
Балтасинского муниципальных ра
Шошма отличается большой долей использования подземных вод хорошего качества. Имеет большое хозяйственное значение для данного региона, используется предприятиями сельского хозяйства, в которых имеются животноводческие фермы, летние лагеря крупного рогатого скота и молодняка, скотомогильники, склады минеральных удобрений и ядохимикатов (в т.ч. и в водоохранной зоне).
3. Памятник
природы регионального
Объект
расположен на территории Арского и
Балтасинского муниципальных
4. Памятник природы регионального значения «Корсинская колония
серой цапли».
Месторасположение памятника природы – кладбище с. Средняя Корса
Арского муниципального района. Постановлением СМ ТАССР № 313 от 23.07.1991 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г. № 644 участок отнесен к Государственным памятникам природы Республики Татарстан.
Площадь
объекта составляет 0,5 га. Средняя
и восточная части кладбища сильно
заросли кустарником и
5. Памятник
природы регионального
Объект расположен восточнее д. Толонгер Арского муниципального района на землях Арского и Сурнарского участкового лесничеств (кв. 71, 72, 83, 93, 94, 105, 114). Постановлением СМ ТАССР от 19.05.1991 г. № 251 и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г. № 644 участок отнесен к Государственным памятникам природы Республики Татарстан. Участок елово-пихтовых лесов южной тайги расположен на водосборной площади истоков реки Казанка и занимает площадь 678,74 га. В северных кварталах лес образован темнохвойными породами – елью и пихтой (кв. 71. 72), с повышением местности к югу (83 кв.) в их составе появляются широколиственные породы – липа, клен, образуя смешанные темно хвойно широколиственные леса, самые возвышенные кварталы (105, 114) включают широколиственные леса с дубом и единичными пихтами, почти без участия ели. Последовательная смена лесных насаждений в рельефе Сурнарского лесничества повторяет широтную зональность лесной зоны России. В логах в более влажных условиях отмечается ольха серая. В подросте обычны ель, пихта, липа, в подлеске – жимолость лесная, рябина, бересклет бородавчатый, калина, лещина. В травостое указывается 38 видов, включая и охраняемые – одноцветку крупноцветковую, грушанки зеленоцветковую, круглолистную и среднюю, живучку ползучую. На опушке леса на открытом луговом склоне реки Казанка встречаются адонис весенний и ковыль перистый. Отмечено 5 видов амфибий, в том числе гребенчатый тритон, 4 вида рептилий, включая веретеницу ломкую и обыкновенную гадюку, до 18 видов птиц, включая трехпалого дятла и оляпку, впервые встреченную в Республике Татарстан в гнездовый период, и 8 видов млекопитающих. Имеет научное и культурно-просветительское значение.