Контроль за содержанием токсикантов в природных средах и сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснение опасности загрязнения диоксинами, путей поступления токсикантов в окружающую среду. Токсичность диоксинов и диоксиноподобных вещест для почвенной биоты, рыб и водных организмов, птиц и зверей, человека. Также рассматривается влияние токсикантов на растительные организмы, их поведение в природных средах и живых организмах.
Большое значение в курсовой работе я уделяю рассмотрению целесообразные путей по снижению токсического действия диоксинов на объекты биосферы. В завершении своей курсовой работы, я указываю на важность глобального рассмотрения проблемы загрязнения диоксинами.

Содержание работы

Введение 3
Обзор литературы
1.1 Химико-токсикологическая характеристика диоксинов и диоксиноподобных веществ 5
1.2 Источники поступления и миграция диоксинов и диоксиноподобных веществ. 9
1.3 Поведение диоксинов и диоксиноподобных веществ в почве 12
1.4 Содержание и накопление высокохлорированных канцерогенов в водных организмов 14
1.5 Токсичность для животных и птиц 16
1.6 Токсичность для человека 18
1.7 Влияние диоксинов на растительные организмы 22
1.8 Поведение токсиканта в окружающей среде 24
2 Целесообразные пути и меры снижения опасного действия диоксинов на объекты биосферы
2.1 Нормативное регулирование 28
2.2 Технология обеззараживания 31
2.3 Совершенствование технологий 32
2.4 Уничтожение отходов производства 33
2.5 Очистка объектов 35
2.6 Захоронение диоксинсодержащих отходов 35
3 Контроль за содержанием токсикантов в природных средах и сельскохозяйственной продукции 35
3.1 Мониторинг
3.2 Выбор системы наблюдения за поллютантом в Амурской области 36
Заключение 37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВведениеП.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

ПХДД и ПХДФ находятся  и транспортируются в атмосфере  или в воздухе (в газовой фазе или в сорбированном виде на частичках пыли, летучей золы и т.д.) или во влаге (также на частичках или в растворённом виде). Все эти фазы взаимодействуют друг с другом и претерпевают процессы деградации с различной скоростью.

Транспорт диоксинов  в воде связан главным образом  с двумя процессами: сорбцией на частичках суспензий с последующим перемещением  и осаждением и испарением.

Межфазные переходы

Помимо перемещений  в пределах отдельных сред, важно  также понимание процессов, регулирующих межфазовые переходы диоксинов.

Очевидно, что и в  воздухе, и в воде переносчиками диоксинов служат различного рода надмолекулярные образования (частицы атмосферной пыли, почвы, донных отложений). Сами воздух и вода являются основными транспортными средами, причём атмосфера обеспечивает наиболее эффективный транспорт диоксинов от источникам к аккумулирующим средам и объектам.

Однако, наиболее эффективен перенос диоксинов по пищевым  цепям, в связи с этим необходимо более полное представление об их переходах через границу между  живой и неживой природах. (Федоров Л.А., 1993).

 

 

Трансграничные  переносы

При анализе глобального  транспорта диоксинов необходимо учитывать  изменения их изомерно – гомологического  состава. В этом отношении процессы переноса диоксинов из одной среды в другую могут иметь принципиальные отличия друг от друга:

- перенос их из источников  в объекты окружающей среды  - воду, воздух и почву;

- последующий переход  диоксинов из неживой природы  в объекты фауны и флоры;

- их возвращение в  окружающую среду из высших  организмов.

Объекты окружающей среды

В различных объектах окружающей среды в целом сохраняется  то соотношение гомологов и изомеров, которое характерно для источников. Указывают лишь на небольшие изменения, обусловленные некоторыми различиями в физико-химических свойствах диоксинов.

Перенос в живую природу

При переходе диоксинов  из неживой природы в растительные и животные организмы картина резко меняется. При биокоцентрировании представители фауны и флоры особенно эффективно удерживают наиболее токсичные диоксины  с фрагментом 2,3,7,8-Сl4. Внутри гомологов этого типа, как выяснилось при анализе тканей людей, проживающих в различных регионах мира – в США, Канаде, Европе, Японии, - различие в соотношении диоксинов также не наблюдаются. Таким образом, биоконцентрирование диоксинов происходит токсикологически ориентировано.

Возвращение в неживую природу

При обратном переходе диоксинов  из высших организмов в неживую природу  тенденция противоположна. Как оказалось, при биоконцентрировании наиболее токсичные диоксины  с фрагментом 2,3,7,8-Cl4 практически не выводятся из живых организмов или же выводятся из них в последнюю очередь.

Указанные особенности  хорошо согласуются с известным  фактом, что поражающее воздействие  диоксинов на человека наиболее эффективно осуществляется через пищевые цепи. В этом случае человек потребляет только наиболее опасные ксенобиотики из рассматриваемых семейств. Нетоксичны изомеры, часть из которых обладает свойствами антагонистов высокотоксичных 2,3,7,8-ТХДД и 2,3,7,8-ТХДФ, отсеиваются в процессе биопереноса.

Отсюда повышенное внимание развитых стран к анализу диоксинов в пищевых продуктах, производству экологически чистой пищи и поискам новых безопасных рационов питания. (Фёдоров Л.А.,1993).

Превращения

Термические процессы

Известно много примеров термических превращений диоксинов и их предшественников в неживой природе, сопровождающегося возрастанием токсического фона. Показана, например возможность превращения соли 2,4,5-Т при нагревании при 400 – 450оС в течение 30 минут. При сгорании эфиров 2,4,5-Т при 500 – 580оС образуется диоксин 2,3,7,8-ТХДД.

Биологические процессы

Пути метаболизма переносчиков диоксинов, определяющиеся биологической активностью среды, в которую они попадают, могут быть различными. Они могут приводить как к разрушению, так и к дополнительному накоплению диоксинов в природе. Возможно, биогенное окисление хлорфенолов  in vitro с образованием смеси ПХДД и ПХДФ. ПХДД и ПХДФ с фрагментом 2,3,7,8-Cl4 образуются в количестве 5 – 10 %. (Федоров Л.А., 1993).

 

2 Целесообразные меры и пути снижения опасного действия диоксинов на объекты биосферы

2.1 Нормативное регулирование

В целях снижения загрязнения  окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Защита окружающей природной    среды   и   населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным  заказчиком  Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации и  Министерству финансов Российской Федерации включить Программ в перечень федеральных целевых программ, финансируемых в установленном порядке из федерального бюджета.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996-1997 годах по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического  надзора Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации целевые  региональные программы неотложных  мер по снижению  воздействия диоксинов и  диоксиноподобных  токсикантов  на  окружающую среду и  население, предусмотрев привлечение для их финансирования  средств  бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

  Формы и  методы  организации  управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками:

- Министерством охраны  окружающей  среды и природных ресурсов

-Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов;

- Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы.

Реализация Программы осуществляется на основе  государственных   контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, включаемых государственными заказчиками Программы    со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных  нужд,  регулирует  их  отношения  при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа государственным заказчиком.

В результате реализации Программы  будут:

- реализованы правовые, экономические и организационные мероприятия по  защите населения и окружающей среды от опасного воздействия диоксинов и  диоксиноподобных токсикантов, создана система государственного  экологического контроля, разработаны для внедрения в народное  хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации загрязненных территорий;

-созданы основы нормативно - правового  и экономического регулирования, организации систематического мониторинга и внедрения научно обоснованной  системы мер, направленных на реорганизацию промышленного производства в   России с целью исключения возможности образования диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации.

Социальная значимость выполнения Программы определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов  питания, питьевой  воды, защиту здоровья и   генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.

В результате реализации Программы станет возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня загрязнения ими территории  России до физиологически допустимых норм. Для этого предстоит разработать и организовать  систему постоянного мониторинга окружающей   среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации  здоровья населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий.(Постановление Правительства Российской Федерации №1102 от 5 ноября 1995 г).

В настоящее время призвано не допустимым появление диоксинов в продуктов питания, воздухе и питьевой воде населенных пунктов. Однако достичь этого при циркулировании в биосфере громадных количеств диоксинов, а также при функционировании технологий, реально поставляющие эти ксенобиотики в окружающую среду, практически не возможно. Поэтому ставится вопрос, скорее, об ограниченном риске поражения человека и природы диоксинами, для чего устанавливаются нормы допустимого «потребления» этих веществ человеком, предельные нормы их содержания в объектах окружающей среды и как следствие нормы допустимых техногенных выбросов диоксинов промышленностью. (Федоров Л.А., 1993).

2.2 Технология обеззараживания

В последнее десятилетие  в развитых странах выполняются  масштабные, дорогостоящие и очень тщательные работы по уничтожению ранее произведённой и ставшей не нужной диоксиногенной продукции.

Разрабатываются также методы по обеззараживанию почв и уничтожению отходов  диоксиногенных технологий, основанные на различных принципах – физических, биологических, химических, а чаще комбинированные.

Наиболее эффективными считаются термические технологии, при которых основным является тепловое воздействие:

    • сжигание в стационарной вращающейся печи;
    • сжигание в передвижной вращающейся печи;
    • уничтожение с помощью ИК-нагрева;
    • уничтожение в высокоэффективном электрическом реакторе;
    • окисление суперкритической водой;
    • сжигание в условиях жидкостной инжекции;
    • разрушение расплавленной солью;
    • сжигание в кипящем слое;
    • пиролиз в плазменной дуге
    • in situ стеклование

Проверена эффективность  многих не термических методов обеззараживания объектов, в том числе и комбинированных вариантов

    • химическое дехлорирование;
    • химическое разрушение с помощью RuO4, пероксида водорода, озона и других мощных окислителей; химическое разрушение с помощью хлориодидов;
    • фотодеструкция;
    • гамма – радиолиз;
    • комбинированные методы с использованием фотодеструкции;
    • биологическое разрушение;
    • методы извлечения;
    • стабилизация – фиксация.

Лишь некоторые из этих технологий способны удовлетворить  стандарту, принятому в цивилизованных странах. В частности в США стандарт 40 CFR 264.343, установленный ЕРА, должен обеспечить уничтожение и удоление 99,99% всех основных опасных компонентов, а для наиболее опасных органических компонентов токсичных отходов, таких как ПХДД, ПХДФ, и ПХБ  - разрушение и уничтожение на 99,9999%. (Федоров Л.А., 1993).

            2.3  Совершенствование технологий

Программы модернизирования действующих технологий, осуществляемые в промышленно развитых странах, имеют целью полное прекращение генерирования диоксинов. В тех случаях, когда это невозможно, предусматривается сокращение  микровыбрасов до уровней, считающихся безопасными.

В ряде стран активно  ищутся новые подходы к решению  проблемы диоксинов в выхлопных газах автомтбилей. За счёт изменения состава этилированного  бензина снижены выбросы этих ксенобиотиков при его сжигании в автомобили.

Совершенствование стадии очистки в производстве магния на одном из заводов в Норвегии позволило снизить в конце 1989 года размер ежегодных выбросов диоксинов с 0,5 кг до 20 г (в ДЭ). (Федоров Л.А., 1993).

             2.4  Уничтожение отходов производства  

Для обеззараживания отходов производства, загрязнённых ПХДД и ПХДФ, используются термические, не термические и химические методы. Наиболее эффективными методами является термические, они требуют высоких температур и специального оборудования. Нетермические методы позволяют проводить обеззараживание в более мягких условиях. По результатам фирмы «Вертак»  (штат Арканзас) эффективность сжигания диоксинов превысила 99,9997%, (Введение..., 1999).

       

   2.5  Очистка объектов

Работы по ликвидации последствий диоксинового заражения территории, уничтожению экотоксикантов в промышленных отходах и в объектах окружающей среды являются естественным элементом системы экологической безопасности.

Информация о работе Контроль за содержанием токсикантов в природных средах и сельскохозяйственной продукции