Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:44, контрольная работа
Молочная промышленность Республики Беларусь насчитывает 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала), 7 молоко-консервных заводов (включая 2 филиала), 9 сырзаводов (включая 1 сыркомбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов.
В Республике Беларусь молочные
продукты являются социально значимыми
товарами, на которые Министерство
экономики устанавливает
В соответствии с приказом Президента Республики Беларусь № 390, молокоперерабатывающие предприятия Беларуси получили в 2008 г. льготные банковские кредиты в размере 100 млрд. белорусских рублей на закупку молока. ОАО «Белагропромбанк» предоставил на эти цели 64,5 млрд. белорусских рублей, АСБ «Беларусбанк» - 35,5 млрд. белорусских рублей. Перечень предприятий-получателей кредитов был определен облисполкомами и Минским горисполкомом.
Молокоперерабатывающие предприятия, получившие указанные кредиты, уплатили проценты в размере половины ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной не более чем на 3% пункта маржи. Уплата второй половины была осуществлена из средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Срок их погашения - до 1 марта 2009 г.
Условием оказания господдержки являлось выполнение организациями в 2008 г. основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития по темпам роста объемов производства продукции и рентабельности реализованной продукции.
По данным Минского горисполкома, утвержден обязательный ассортимент молочной продукции для розничной торговли г. Минска. В перечень включены 8 позиций молочной продукции, по каждой из них определено минимальное количество наименований, которые должны быть постоянно представлены в торговых объектах. Количество наименований по каждой из позиций представлено в табл. 3.
Таблица 3
Обязательный перечень молочной продукции
для розничной торговли г. Минска
Позиция |
Количество наименований |
Молоко, в том числе: |
3-5 |
молоко 1,5-2,2 % жирности |
1 |
молоко для детского питания |
1 |
Кисломолочная продукция, в том числе: |
4-5 |
кисломолочная продукция 1,5-2,2 % жирности |
1 |
кисломолочная продукция для детского питания |
1 |
Творог и творожные изделия, в том числе: |
8-10 |
творожные изделия 1,5-2 % жирности |
1 |
Сметана |
3-4 |
Йогурт |
3-6 |
Сыры твердые |
3-5 |
Сыры Мягкие |
1-2 |
Сыры плавленые |
4-5 |
По данным Минского горисполкома,
потребности столицы
C 1 марта 2008г. установлен
новый порядок ввоза в
ОАО «Городской молочный завод №2»
(г. Минск);
ОАО «Березинский сыродельный завод»;
Стародорожский филиал ОАО «Слуцкий сыродельный
комбинат»;
ОАО «Борисовский молочный комбинат»;
ОАО «Воложинский маслосырзавод»;
ОАО «Городской молочный завод №1» (г.
Минск);
ОАО «Городской молочный завод №3» (г.
Минск);
ОАО «Копыльский маслосырзавод»;
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»;
ОАО «Любанский сыродельный завод»;
ОАО «Клецкий маслодельный комбинат»;
ОАО «Солигорский молочный завод»;
ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный
завод»;
СПК «Рассвет им. К.П. Орловского» (д. Машковичи);
ОАО «Быховмолоко» (г. Быхов);
ОАО «Бабушкина крынка»;
ОАО «Могилевская фабрика мороженого»
(г. Могилев);
ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»
(г. Глубокое);
ОАО «Молоко» (г. Витебск);
ОАО «Полоцкий молочный комбинат» (г. Полоцк);
ОАО «Поставский молочный комбинат» (г.
Поставы);
ОАО «Лепельский молочно- консервный комбинат»
(г. Лепель);
ОАО «Оршанский молочный комбинат» (г.
Орша);
ОАО «Савушкин продукт» (г. Брест);
ОАО «Пинский молочный комбинат» (г. Пинск);
ОАО «Барановичский молочный комбинат»
(г. Барановичи);
«Беловежские сыры» (г. Высокое);
ОАО «Лунинецкий молочный завод» (г. Лунинец);
ОАО «Березовский сыродельный комбинат»
(г. Береза);
СП «Санта Бремор» (г. Брест);
ОАО «Рогаческий молочно-консервный комбинат»
(г. Рогачев);
«Жлобинский молочный завод» (г. Жлобин);
«Светлогорский молочный завод» (г. Светлогорск);
«Калинковичский молочный завод» (г. Каликовичи);
«Мозырские молочные продукты» (г. Мозырь);
«Речница молоко» (г. Речница);
ОАО «Октябрьский завод СОМ» (г. Октябрьский);
«Полесские сыры» (г. Хойники);
ОАО «Молочные продукты» (г. Гомель);
ОАО «Молочный мир» (г. Гродно);
«Берестовицкий маслосырзавод «ОАО Молочный
мир» (г. Берестовица);
«Скидельский маслосырзавод «ОАО Молочный
мир» (г. Скидель);
ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат»
(г. Новогрудок);
ОАО «Сморгонские молочные продукты»
(г. Сморгонь);
ОАО «Лидский молочно- консервный комбинат»
(г. Лида);
ОАО «Слонимские молочные продукты» (г.
Слоним);
ОАО «Беллакт» (г. Волковысск).
Беларусь и Россия составят общий баланс взаимных поставок молочной продукции на 2009 г. Беларусь готова поставить в Россию в 2009г. до 3 млн. тонн цельномолочной продукции.
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, в 2009 г. Беларусь планирует увеличить поставки молочной продукции в страны Европейского Союза. Ранее Беларусь поставляла в страны ЕС только сухое обезжиренное молоко (СОМ).
Характеризуя сложившуюся рыночную ситуацию, можно отметить, что достаточно высокий уровень конкуренции в молочной отрасли Республики Беларусь в таких сферах как:
Предприятия данной отрасли
работают в жесткой среде, со сложившейся
конкуренцией, государственным
Условия конкуренции в отрасли регулируются зачастую административными мерами местных органов власти по поддержке региональных производителей. В маркетинге и рекламе сказывается инерция прежних лет, в отрасли можно выделить только 8-10 предприятий, которые осуществляют комплекс маркетинга, оказывая этим наибольшее воздействие на конкурентную среду. На долю данных крупных предприятий приходится более 60% продукции на рынке.
Анализ показывает, что
в молочной отрасли Республики Беларусь
наблюдается процесс
Все большую значимость приобретает наличие на выпускаемую продукцию сертификатов качества. На предприятиях отрасли идет процесс
внедрения международных систем качества, таких как: ИСО 9001, ХАССП.
В сложившихся условиях,
повышение
Субъектами инновационной среды выступают традиционные отраслевые институты, коммерческие фирмы, занимающиеся разработкой и продвижением проектов, сами предприятия, которые вкладывают средства в нововведения. Роль последних возрастает. Это связано, прежде всего, с тем, что крупные предприятия самостоятельно выбирают политику инновационной деятельности, посредством участия в различных отраслевых ежегодных выставках как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. Например, ОАО «Гродно Молкомбинат», одно из лидеров молочной отрасли Республики Беларусь, активно участвует в национальных и международных выставках и ярмарках, регулярно проходящих в разных городах, на которых представлены много примеров различного рода инноваций.
Одной из проблем, с которыми сталкиваются предприятия, является финансирование инновационной деятельности. Главным финансовым источником предприятий остаются их собственные финансовые средства, поскольку при их наличии, это самый дешевый и мобильный ресурс. Объемы собственных средств не позволяют в полной мере финансировать инновационную деятельность.
Поэтому, большее распространение получает лизинговые сделки по приобретению оборудования, которые привлекательны тем, что все платежи ложатся на себестоимость продукции, и за время лизинга оборудование окупает себя. Такого рода сделки увеличивают возможность обновления оборудования в короткие сроки. Значительным источником финансирования предприятий в реализации их инновационной деятельности являются заемные средства, кредиты банков, которые становятся более доступными.
Уровень интенсивности инновационных процессов в молочной отрасли неодинаков, более высокая активность характерна для крупных предприятий, способных аккумулировать необходимые для инноваций ресурсы.
Среди факторов сдерживающих инновационные процессы следует отметить, например:
Анализ и зарубежный опыт
предприятий, позволяет сделать
вывод о том, что в развитии
молочной промышленности многих стран
инновации сыграли значительную
роль, обеспечив стратегические преимущества
лидерам инновационных
Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить основные направления инновационной деятельности:
Оценка эффективности
различных направлений
В маркетинге и в ассортиментной
политике это выпуск новых видов
и расширение ассортимента выпускаемой
молочной продукции благодаря
В технико-технологической политики, важно выделить разработку и освоение принципиально новых ресурсосберегающих технологий, переход от аммиачного охлаждения к автономным фреоновым установкам, окупаемость подобных нововведений составляет 2 года. Изменение технологии производства некоторых видов молочных продуктов, путем внесения ускорителей процессов созревания сыров, усилителей вкуса и пищевых красителей, в последнем случае дополнительные затраты связаны с обучением работников новым технологиям.
В сфере продвижения продукции,
повышения реализации и лучшего
позиционирования продукции в качестве
примера инноваций, можно привести
пример участия производителей продукции
в обеспечении предприятий