Молочная промышленность РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Молочная промышленность Республики Беларусь насчитывает 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала), 7 молоко-консервных заводов (включая 2 филиала), 9 сырзаводов (включая 1 сыркомбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов.

Файлы: 1 файл

контр молочн пром РБ.docx

— 274.68 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь молочные продукты являются социально значимыми  товарами, на которые Министерство экономики устанавливает предельные отпускные цены. Порядок формирования цен на эти продукты распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством  и реализацией продовольственных  товаров. Их несоблюдение влечет за собой  применение к субъектам хозяйствования административных санкций, предусмотренных  законодательством.

В соответствии с приказом Президента Республики Беларусь № 390, молокоперерабатывающие предприятия  Беларуси получили в 2008 г. льготные банковские кредиты в размере 100 млрд. белорусских рублей на закупку молока. ОАО «Белагропромбанк» предоставил на эти цели 64,5 млрд. белорусских рублей, АСБ «Беларусбанк» - 35,5 млрд. белорусских рублей. Перечень предприятий-получателей кредитов был определен облисполкомами и Минским горисполкомом.

Молокоперерабатывающие  предприятия, получившие указанные  кредиты, уплатили проценты в размере  половины ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной не более чем на 3% пункта маржи. Уплата второй половины была осуществлена из средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Срок их погашения - до 1 марта 2009 г.

Условием оказания господдержки являлось выполнение организациями  в 2008 г. основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития по темпам роста объемов производства продукции и рентабельности реализованной продукции.

По данным Минского горисполкома, утвержден обязательный ассортимент  молочной продукции для розничной  торговли г. Минска. В перечень включены 8 позиций молочной продукции, по каждой из них определено минимальное количество наименований, которые должны быть постоянно представлены в торговых объектах. Количество наименований по каждой из позиций представлено в табл. 3.

Таблица 3

Обязательный перечень молочной продукции 

для розничной торговли г. Минска

Позиция

Количество наименований

Молоко, в том числе:

3-5

молоко 1,5-2,2 % жирности

1

молоко для детского питания

1

Кисломолочная продукция, в  том числе:

4-5

кисломолочная продукция 1,5-2,2 % жирности

1

кисломолочная продукция  для детского питания

1

Творог и творожные  изделия, в том числе:

8-10

творожные изделия 1,5-2 % жирности

1

Сметана

3-4

Йогурт

3-6

Сыры твердые

3-5

Сыры Мягкие

1-2

Сыры плавленые

4-5


 

По данным Минского горисполкома, потребности столицы удовлетворяются  в полной мере за счет производителей всей республики, а не только столичных  заводов.

C 1 марта 2008г. установлен  новый порядок ввоза в Российскую  Федерацию молочной продукции  из Беларуси. Он предусматривает,  что поставки продукции будут  разрешены только тем компаниям,  которые были аттестованы российскими  и белорусскими специалистами  и по итогам этой аттестации  получили право на экспорт.  По данным Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики  Беларусь, Россельхознадзор аттестовал 47 молочных предприятий Беларуси. Особенно отмечены Гомельская  и Витебская области - в них  были аттестованы все проинспектированные  предприятия. По данным Министерства  сельского хозяйства и продовольствия  Республики Беларусь, прежний список, утвержденный 26 октября 2007 г., отменен. В новый список включены следующие предприятия:

ОАО «Городской молочный завод №2» (г. Минск);  
ОАО «Березинский сыродельный завод»;  
Стародорожский филиал ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»; 
ОАО «Борисовский молочный комбинат»; 
ОАО «Воложинский маслосырзавод»; 
ОАО «Городской молочный завод №1» (г. Минск); 
ОАО «Городской молочный завод №3» (г. Минск);  
ОАО «Копыльский маслосырзавод»; 
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»; 
ОАО «Любанский сыродельный завод»; 
ОАО «Клецкий маслодельный комбинат»; 
ОАО «Солигорский молочный завод»; 
ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный завод»; 
СПК «Рассвет им. К.П. Орловского» (д. Машковичи);  
ОАО «Быховмолоко» (г. Быхов); 
ОАО «Бабушкина крынка»;  
ОАО «Могилевская фабрика мороженого» (г. Могилев);  
ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» (г. Глубокое); 
ОАО «Молоко» (г. Витебск); 
ОАО «Полоцкий молочный комбинат» (г. Полоцк); 
ОАО «Поставский молочный комбинат» (г. Поставы);  
ОАО «Лепельский молочно- консервный комбинат» (г. Лепель);  
ОАО «Оршанский молочный комбинат» (г. Орша); 
ОАО «Савушкин продукт» (г. Брест);  
ОАО «Пинский молочный комбинат» (г. Пинск); 
ОАО «Барановичский молочный комбинат» (г. Барановичи); 
«Беловежские сыры» (г. Высокое); 
ОАО «Лунинецкий молочный завод» (г. Лунинец);  
ОАО «Березовский сыродельный комбинат» (г. Береза); 
СП «Санта Бремор» (г. Брест);  
ОАО «Рогаческий молочно-консервный комбинат» (г. Рогачев); 
«Жлобинский молочный завод» (г. Жлобин);  
«Светлогорский молочный завод» (г. Светлогорск); 
«Калинковичский молочный завод» (г. Каликовичи);  
«Мозырские молочные продукты» (г. Мозырь);  
«Речница молоко» (г. Речница); 
ОАО «Октябрьский завод СОМ» (г. Октябрьский); 
«Полесские сыры» (г. Хойники); 
ОАО «Молочные продукты» (г. Гомель); 
ОАО «Молочный мир» (г. Гродно); 
«Берестовицкий маслосырзавод «ОАО Молочный мир» (г. Берестовица);  
«Скидельский маслосырзавод «ОАО Молочный мир» (г. Скидель); 
ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат» (г. Новогрудок); 
ОАО «Сморгонские молочные продукты» (г. Сморгонь);  
ОАО «Лидский молочно- консервный комбинат» (г. Лида); 
ОАО «Слонимские молочные продукты» (г. Слоним); 
ОАО «Беллакт» (г. Волковысск).

 

Беларусь и Россия составят общий баланс взаимных поставок молочной продукции на 2009 г. Беларусь готова поставить в Россию в 2009г. до 3 млн. тонн цельномолочной продукции.

По данным Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, в 2009 г. Беларусь планирует увеличить поставки молочной продукции в страны Европейского Союза. Ранее Беларусь поставляла в страны ЕС только сухое обезжиренное молоко (СОМ). 

Характеризуя сложившуюся  рыночную ситуацию, можно отметить, что достаточно высокий уровень  конкуренции в молочной отрасли Республики Беларусь в таких сферах как:

  • в выборе различных ценовых стратегий;
  • в коммуникативной политике, маркетинге, мерчендайзинге;
  • в применении различной упаковки и дизайна продукции;
  • в работе с торговыми организациями, клиентинге.

Предприятия данной отрасли  работают в жесткой среде, со сложившейся  конкуренцией, государственным регулированием, обусловленным социальной значимостью  выпускаемой продукции.

Условия конкуренции в  отрасли регулируются зачастую административными  мерами местных органов власти по поддержке региональных производителей. В маркетинге и рекламе сказывается  инерция прежних лет, в отрасли  можно выделить только 8-10 предприятий, которые осуществляют комплекс маркетинга, оказывая этим наибольшее воздействие  на конкурентную среду. На долю данных крупных предприятий приходится более 60% продукции на рынке.

Анализ показывает, что  в молочной отрасли Республики Беларусь наблюдается процесс консолидации. Идет присоединение к крупным  молочным заводам более мелких на правах филиалов. Производство на многих предприятиях диверсифицируется, наряду с молочными продуктами, выпускаются  продукты не традиционные для молочной промышленности: натуральные соки, конфеты, майонезы, газированные ароматизированные  напитки, и т.п.

Все большую значимость приобретает  наличие на выпускаемую продукцию  сертификатов качества. На предприятиях отрасли идет процесс 

внедрения международных  систем качества, таких как: ИСО 9001, ХАССП.

В сложившихся условиях, повышение конкурентоспособности  выпускаемой молочной продукции  на внутреннем рынке, во многом зависит  от инновационной деятельности предприятий, способной обеспечить разработку, освоение новых видов продукции, обеспечить высокий уровень качества и ценовые  преимущества, формировать условия  для активного продвижения на внешние рынки. Поэтому проблема развития инновационной деятельности крайне актуальна для рассматриваемой  промышленности.

Субъектами инновационной  среды выступают традиционные отраслевые институты, коммерческие фирмы, занимающиеся разработкой и продвижением проектов, сами предприятия, которые вкладывают средства в нововведения. Роль последних  возрастает. Это связано, прежде всего, с тем, что крупные предприятия  самостоятельно выбирают политику инновационной  деятельности, посредством участия  в различных отраслевых ежегодных  выставках как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. Например, ОАО «Гродно Молкомбинат», одно из лидеров молочной отрасли Республики Беларусь, активно участвует в  национальных и международных выставках  и ярмарках, регулярно проходящих в разных городах, на которых представлены много примеров различного рода инноваций.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются предприятия, является финансирование инновационной деятельности. Главным  финансовым источником предприятий  остаются их собственные финансовые средства, поскольку при их наличии, это самый дешевый и мобильный  ресурс. Объемы собственных средств  не позволяют в полной мере финансировать  инновационную деятельность.

Поэтому, большее распространение  получает лизинговые сделки по приобретению оборудования, которые привлекательны тем, что все платежи ложатся  на себестоимость продукции, и за время лизинга оборудование окупает  себя. Такого рода сделки увеличивают  возможность обновления оборудования в короткие сроки. Значительным источником финансирования предприятий в реализации их инновационной деятельности являются заемные средства, кредиты банков, которые становятся более доступными.

Уровень интенсивности инновационных  процессов в молочной отрасли  неодинаков, более высокая активность характерна для крупных предприятий, способных аккумулировать необходимые  для инноваций ресурсы.

Среди факторов сдерживающих инновационные процессы следует  отметить, например:

  • слабый уровень научно исследовательской базы, неготовность предприятий к освоению новейших научно-технических достижений, недостаток информации о новых технологиях, рынках сбыта;
  • недостаток собственных денежных средств, высокие экономические риски, длительные сроки окупаемости инновационных проектов;
  • недостаточный уровень проработки регламентирующих законодательных и нормативно-правовых документов;
  • недостаточная инновационная развитость рынка технологий.

Анализ и зарубежный опыт предприятий, позволяет сделать  вывод о том, что в развитии молочной промышленности многих стран  инновации сыграли значительную роль, обеспечив стратегические преимущества лидерам инновационных процессов. Поэтому актуальной задачей для  молочной отрасли Республики Беларусь является выбор приоритетных направлений  инновационной деятельности.

Анализ отечественного и  зарубежного опыта позволяет  выделить основные направления инновационной  деятельности:

  • автоматизация процессов производства молочной продукции, установка современного технологического оборудования;
  • внедрение современных систем фильтрации, уничтожения микроорганизмов во внешней среде и упаковке;
  • использование современных материалов упаковки, позволяющих увеличить сроки хранения продукта;
  • изменение технологии производства некоторых видов молочных продуктов, путем внесение ускорителей процессов созревания сыров, усилители вкуса и пищевые красители;
  • использование вторичного сырья (обрата, пахты и сыворотки)и производстве молочных продуктов, для так называемого функционального питания;
  • разработка и внедрение в производство комбинированных продуктов с частичной заменой молочного жира растительным. Использование растительных жиров связано не только с экономической и сырьевой проблемами, но и с преодолением кризиса здоровья населения;
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

Оценка эффективности  различных направлений инновационной  деятельности позволяет выделить наиболее значимые для предприятий Республики Беларусь, которые способны наиболее существенно повысить их конкурентоспособность:

В маркетинге и в ассортиментной политике это выпуск новых видов  и расширение ассортимента выпускаемой  молочной продукции благодаря разнообразным  вкусовым наполнителям и витаминным добавкам. Как показывает практика окупаемость такого рода проектов составляет от 6 до 12месяцев.

В технико-технологической  политики, важно выделить разработку и освоение принципиально новых  ресурсосберегающих технологий, переход  от аммиачного охлаждения к автономным фреоновым установкам, окупаемость  подобных нововведений составляет 2 года. Изменение технологии производства некоторых видов молочных продуктов, путем внесения ускорителей процессов  созревания сыров, усилителей вкуса  и пищевых красителей, в последнем случае дополнительные затраты связаны с обучением работников новым технологиям.

В сфере продвижения продукции, повышения реализации и лучшего  позиционирования продукции в качестве примера инноваций, можно привести пример участия производителей продукции  в обеспечении предприятий торговли холодильным и другим оборудованием. Срок окупаемости подобных проектов равен 1-1,5 года.

Информация о работе Молочная промышленность РБ