Организационно-правовые формы в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

целью нашей работы является рассмотреть организационно-правовые формы хозяйствования в агробизнесе.
Задачи:
определение сущности организационно-правовых форм предприятий;
определение отличительных признаков основных форм.

Содержание работы

Введение
1 Организационно-правовые формы хозяйствования в агробизнесе
2 Сущность организационно-правовых форм коммерческих предприятий
2.1 Хозяйственные товарищества и общества
2.1.1 Полное товарищество
2.1.2 Товарищество на вере
2.1.3 Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
2.2 Акционерные общества
2.2.1 Открытые и закрытые акционерные общества
2.2.2 Акционерное общество работников (народное предприятие)
2.3 Производственные кооперативы
2.4 Унитарные предприятия
2.5 Отличительные признаки основных форм хозяйствования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Народные предприятия  могут успешно развиваться в  сельском хозяйстве. Однако сдерживающим фактором является достаточно сложный  механизм их функционирования.

2.3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ

 

 

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 106 ГК РФ). Правовой статус. определен ГК РФ и принятым в соответствии с ним ФЗ РФ от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах". Одна из особенностей производственного кооператива состоит в том, что его члены - физические лица, как правило, обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности. Иное участие выражается чаще всего в финансовой поддержке. Лица, не принимающие личного трудового участия в деятельности предприятия согласно Закону, обязаны вносить два паевых взноса: первоначальный и дополнительный, размер которого устанавливается кооперативом. При этом число членов кооператива, не участвующих в его деятельности личным трудом, не может превышать 25% числа членов кооператива, работающих в нем. Участники кооператива - как работающие. так и не работающие в нем - обладают одинаковыми правами. Все его члены вправе участвовать в управлении делами (юридические лица через своего представителя), обладая одним голосом при принятии решений общим собранием.

Закон о производственном кооперативе регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие, не запрещенные законом виды услуг. Понятием "производственный" в данном случае охвачен широкий спектр видов деятельности, а не только промышленное и ремесленное производство.

Кроме Закона о производственном кооперативе действует и ФЗ РФ от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Наличие двух законов, естественно, ставит вопрос о сфере действия каждого из них. Законом о сельскохозяйственной кооперации (п. 1 ст. 3) предусмотрены два основных вида сельскохозяйственных кооперативах - сельскохозяйственная либо рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз). Это не значит, что деятельность по производству. переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной)продукции вправе осуществлять только колхозы и коопхозы. Если граждане решили объединиться в колхоз и коопхоз, они должны действовать в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации. Но граждане вправе избрать для совместной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства иную организационно-правовую форму, в частности форму производственного кооператива, действующего на основе Закона о П.к. Они вправе осуществлять производство, переработку и сбыт как промышленной, так и иной продукции. Возможно также внесение в кооператив в качестве паевого взноса земельных участков в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле. Поэтому нет никаких оснований отрицать право кооперативов, организация и деятельность которых определяется Законом, осуществлять подобного рода деятельность.

Он образуется исключительно  по решению его учредителей. После  создания кооператива все участвующие в нем лица, в том числе и учредители, являются его членами. При его создании число его членов не может быть менее 5 человек. Если в создании кооператива принимает участие юридическое лицо, то оно может быть только 6. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Отказ в этом возможен только в случае несоответствия устава П.к. закону или нарушения порядка его создания. Отказ в регистрации, а также уклонение от регистрации (свыше месяца) могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Члены производственного  кооператива наряду с правами  несут и определенные обязанности, в числе которых - обязанность  при определенных условиях покрывать  долги кооператива. При отсутствии в организации денежных средств  и имущества его члены несут  субсидиарную ответственность по таким долгам, т.е. обязаны компенсировать недостающую часть долга (или весь долг) за счет своих собственных средств. В соответствии с ГК РФ и Законом о П.к. размер субсидиарной ответственности члена кооператива и порядок ее наступления определяются в его уставе.

Высший орган управления производственного кооператива - общее  собрание, где каждый член, независимо от его имущественного и служебного положения, имеет только один голос. Исполнительные органы - правление  и (или) председатель. Правление обычно не избирается, если число членов не превышает 10. В кооперативе численностью свыше 50 человек может быть создан наблюдательный совет. Устав может отнести к его ведению и иные вопросы, в частности предоставить ему право давать согласие на заключение председателем сделок на крупные суммы;

Одна из особенностей - специфика режима его имущества. У производственного кооператива  нет уставного капитала, а потому его учредителям закон не установил  минимум средств, без которых  невозможно создать кооператив, что немаловажно для людей, имущественное положение которых не позволяет им участвовать в хозяйственных обществах. Размер паевого взноса, вносимого его членами при образовании кооператива и при приеме новых членов, определяется в уставе организации. Они образуют паевой фонд, который определяет минимальный размер имущества и является его собственностью.

В соответствии с Законом  о П.к. все имущество кооператива  делится в соответствии с уставом  кооператива на паи его членов. Следует различать паевой взнос и пай члена кооператива. Паевой взнос - только часть пая. которым охватывается также часть чистых активов кооператива (кроме неделимого фонда).

Наличие в имуществе  кооператива паев его членов не превращает собственность кооператива в  общую долевую. Пай фиксирует стоимость той части имущества кооператива, которую его член сможет получить при выходе из кооператива или его ликвидации.

Право собственности - особая форма коллективного владения, пользования  и распоряжения имуществом, реализуемая  путем участия в управлении собственностью всех членов кооператива на равной основе (один член - один голос. Представитель юридического лица также обладает одним голосом).

Допускается применение в кооперации наемного труда, но ограничивает число таких работников. Их средняя за отчетный период (1 год) численность не должна превышать 30% количества его членов. Предусмотренное ограничение не распространяется на работы, выполняемые гражданами по договорам (подряда и иным), регулируемым гражданским законодательством, а также на сезонные работы.

 

2.4 УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования)

УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут  быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или  муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Данное предприятие  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным  законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия  обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить  ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные предприятия  расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных  обществ и иных коммерческих организаций  унитарные предприятия обязаны  раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для  ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости  от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

 

 

2.3 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ  ОСНОВНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Различия между основными  организационно-правовыми формами  предприятий приведены в таблице 1. 

 

 

 

 

 

Таким образом, максимальная ответственность по обязательствам предприятия предусмотрена для участников полного товарищества - они отвечают личным имуществом. Самый же упрощенный выход участника из общества - в акционерных обществах - достаточно продать находящиеся в собственности акции и, после внесения изменений в реестр акционеров отношения участника и общества прекращаются, и в обществах с ограниченной ответственностью - любой участник может реализовать это право вне зависимости от желания других участников; при этом, правда, следует учитывать, что причитающиеся суммы выходящий участник может получить не ранее даты составления годовой бухгалтерской отчетности - то есть не ранее марта (но и не позднее июля) следующего года.

 

 

Заключение

 

Согласно ГК РФ (часть  первая) основными организационно-правовыми  формами хозяйствования юридических  лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Знание организационно-правовых форм предприятия дает возможность  предпринимателям успешно открывать  и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические  и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных форм предприятий.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Аграрная экономика / Под ред. М.Н. Малыша. – СПб.: Лань, 2002. – 688 с.
  2. Булатов А.С. Экономика / А. С. Булатов. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
  3. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718с.
  4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / А. Н. Гуев - М.: ИНФРА, 2006. – 520 с.
  5. Курашко А.Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство. Экономика. – 2006. – 320 с.
  6. Липатова В.А. Индивидуальное предпринимательство от А до Я / В. А. Липатова – М.: МЦФЭР, 2003. – 256 с.
  7. Основы предпринимательства / Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 512 с.
  8. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства / Н. А. Попов. – М., 2001. – 368 с.
  9. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия) / К. А. Раицкий – М.: Дашков и К, 2003. – 1012 с.
  10. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. думой 8 дек. 2002 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2006. – 652 с.
  12. Сергеев И.В. Экономика предприятия / И. В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 304с.
  13. Цеддиес Ю. Экономика сельскохозяйственных предприятий / Ю. Цеддиес, Э. Райш, А.А. Угаров. – М., 2000. – 400 с.
  14. Шакиров Ф.К. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров, В.А. Удалов, С.И. Грядов – М., 2004. – 504 с.
  15. Экономика сельского хозяйства / Под ред. И.А. Минакова. – М., 2004. – 328 с.

Информация о работе Организационно-правовые формы в АПК