КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ
бюджетное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
«обоянский
аграрный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИЯ: 110800.02 «ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»
ПМ 01. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
И ОБОРУДОВАНИЯ
КУРС: ПЕРВЫЙ, ГРУППА № 11
РАЗДЕЛ № 2 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА»
ТЕМА: ОСНОВНАЯ И
ПРЕДПОСЕВНАЯ ОБРАБОТКА ПОЧВЫ.
ВСПАШКА ТРАКТОРОМ ДТ-75
С ПЛУГОМ ПЛН-4-35.
г. ОБОЯНЬ 2014г.
Методическая разработка
открытого урока учебной практики
Профессия: 110800.02 «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»
ПМ 01. Эксплуатация и техническое
обслуживание сельскохозяйственных машин
и оборудования
Курс: первый, группа № 11
Раздел № 2 «Технология производства
продукции растениеводства»
Тема:Основная и предпосевная
обработка почвы.
Вспашка трактором ДТ-75 с плугом
ПЛН-4-35.
Цели урока:
Образовательная:
- рассмотреть и сформировать у обучающихся рациональные приёмы выполнения
операций по размётке поля, закрепить
приёмы правильного подъезда к агрегату;
знания, умения и навыки по агрегатированию, подготовке агрегата к работе и выполнению работ по вспашке;
- выработать умение соблюдать прямолинейность;
- способствовать получению навыков определения
производительности агрегата и расхода топлива; выработать у обучающихся действия по контролю и самоконтролю; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности охраны труда.
Развивающая:
- способствовать развитию логического
мышления с применением теоретических знаний
на практике;
- развивать реакцию и глазомер обучающихся,
координацию движений при разворотах
и поворотах; мышление и внимательность;
- осуществлять самоконтроль и способность
оценивать результаты своей деятельности.
Воспитательная:
- воспитывать интерес и любовь к избранной
профессии, умение работать в коллективе, бережное отношение ктехнике, инструментам и приспособлениям, соблюдение правил дисциплины и культуры поведения, чувство ответственности за выполненную работу.
Методическая:
- обеспечение единства теоретического
и производственного обучения для получения
твердых умений, необходимых при освоении
профессиональных и общих компетенций.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и
навыков обучающихся.
Форма проведения урока: урок самостоятельныхи практических
работ.
Методы:
- - словесные (беседа, инструктаж, объяснение),
- - наглядные (демонстрация наглядных пособий;
- - практические упражнения выполнении трудовых приемов и операций, учебно-производственная работа.
Материально-техническое оснащение:
- Трактор ДТ-75
- Плуг ПЛН-4-35
- Инструменты и приспособления:
-линейка замера глубины;
-СОЖ (смазывающие и охлаждающие
жидкости);
-ветошь;
-заправочный инвентарь;
-ГСМ;
-шанцевый инструмент;
-вешки;
4. Инструкционные карты
5. Аптечка
Время проведения: 6 часов
Место проведения: учебное хозяйство ОАТ
В результате урока учебной
практики обучающийся должен уметь:
- комплектовать машинно-тракторные
агрегаты для проведения агротехнических
работ в сельском хозяйстве;
выполнять агротехнические
и агрохимические работы машинно-тракторными
агрегатами на базе тракторов основных
марок,
выполнять технологические
операции по регулировке машин и механизмов;
выполнять работы средней сложности
по периодическому техническому обслуживанию
тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;
В ходе урока формируются
следующие компетенции:
ПК 1. Управлять тракторами и самоходными
сельскохозяйственными машинами всех
видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 2. Выполнять работы по возделыванию
и уборке сельскохозяйственных культур
в растениеводстве.
ПК 3. Выполнять работы по техническому
обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных
машин и оборудования в мастерских и пунктах
технического обслуживания.
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей бедующей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно
работать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную
деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности.
Ход урока
1. Организационный момент
2-3 мин.
-Проверить явку обучающихся
и их готовность к уроку,
-осмотреть внешний вид обучающихся.
2. Вводный инструктаж – 40 мин.
1. Сообщение
обучающимся:
- темы урока;
-учебной цели урока;
2. Повторение
пройденного материала.
Опрос обучающихся по домашнему заданию.
Карточки
3.Отметить работу
обучающихся, которые хорошо отвечали,
а также тех, которые испытывали
затруднения.
Мастер объясняет те вопросы, которые
вызывали затрудненияобучающихся.
- Объяснение нового
материала.
Вспашка является основным
приемом обработки почвы. От качества
вспашки зависят условия работы последующих
агрегатов, а также и урожай. Энергоемкость
вспашки составляет около 30-35% энергоемкости
всех полевых работ. Поэтому вспашка должна
быть проведена строго в соответствии
с агротехническими требованиями и при
наименьших затратах труда и механической
энергии.
Цель вспашки – разрыхлить
обрабатываемый слой почвы, заделать почву
минеральные органические удобрения,
сорную растительность и пожневные остатки.
Направление пахоты выбирают
в зависимости от предыдущей вспашки,
размеров, конфигурации и рельефа поля.
Желательное направление - поперек предыдущей
пахоты, поперек склонов – для борьбы
с водной эрозией.
Плуг ПЛН-4-35 агрегатируется
с трактором ДТ-75, имеет 4 корпуса, ширина
захвата 1 корпуса – 35 см, предназначен
для вспашки под зерновые и технические
культуры почв с удельным сопротивлением
0,09 МПа на глубину до 30см при скорости
движения до 3,3 м/с.
Плуг навешивается на стандартную
2-х точечную навеску гусеничного трактора
и состоит из рамы сварной конструкции,
у которой пустотелые брусья свариваются
между собой при помощи косынок.
Корпус состоит из стальной
стойки, к которой прикреплён башмак с
лемехом, отвалом, полевой доской, распорок
и деталей крепления.
Корпус плуга подрезает и оборачивает
пласт. Вместо предплужников на плуге
установлены углоснимы, которые крепятся
к стойкам при помощи державок. В процессе
вспашки углосним срезает часть пласта,
когда он находится в приподнятом положении.
Срезанная часть пласта сбрасывается
углоснимом на дно борозды.
Для обеспечения качественной
борозды перед последним корпусом плуга
установлен дисковый нож.
Основные регулировки
плуга:
Допустимые отклонения не должны превышать
следующих размеров лемеха: по ширине
10мм; по длине спинки 5мм; по длине лезвия
15мм; толщина лезвия 1 мм; выступание лемеха
за отвал 10;выступание головок болтов
крепления лемеха не допускается. Подготовку
плугов проводят на бетонированной площадке.
Под гусеницы трактора подкладывают бруски
толщиной на 2-3см меньше заданной глубины
пахоты 20см.
Такие же бруски устанавливают и под
опорное колесо плуга. Для проверки правильности
установки корпусов между первым и последним
натягивают шнур. Корпуса должны носками
лемеха касаться шнура или отклоняться
от него не более чем на 5мм. Регулируют,
подкладывая пластинки.
Опущенный на регулировочную площадку
плуг должен всей поверхностью лемехов
касаться площадки. Такое положение достигают
регулировкой длины раскосов и центральной
тяги.
Боковое перемещение плуга относительно
продольной оси трактора( 120мм в каждую
сторону от середины) регулируют стяжными
гайками из меняя длину ограничительных
цепей в поднятом положении плуга(1-2см
над полем).
Изменением длины тяги механизма
навески трактора регулируют навесные
4 корпусные плуги на равномерность глубины
пахоты: в продольной плоскости. Добиваются,
чтобы рама плуга была расположена параллельно
поверхности поля, все корпуса заглублялись
на заданную глубину вспашки, полевые
доски корпусов и продольная балка были
параллельны направлению движения агрегата,
а передний корпус отрезал пласт нормальной
ширины захвата. Перекос рамы устраняют
изменением длины раскосов механизма
навески трактора. Вращением винта механизма
опорного колеса регулируют глубину вспашки.
Колесо должно катиться по поверхности,
поля выше опорной плоскости корпусов
плуга на глубину вспашки.
Плуг четырехкорпусный навесной ПЛН
4-35
1
– рама ПЛЕ 04.100-01,
2 – раскос ПЛЕ 04.200-02,
3 – понизитель ПЛЕ 04.319,
4 – колесо опорное ПЛЩ 05.000-04,
5 – предплужник ПЛУ 02.000,
6 – корпус ПЛЕ 21.000 или корпус ПЛУ 51.000
Требования безопасности:
К работе с плугом допускаются
только лица, хорошо проинструктированные,
освоившие конструкцию и правила эксплуатации.
При работе с плугом необходимо
соблюдать следующие правила:
перед началом движения , а также перед подъемом и опусканием плуга тракторист обязан убедиться в безопасности этих действий для окружающих и подать сигнал
при ремонте или регулировке
не разрешается находиться под плугом,
если он сцеплен с трактором
не садиться на раму во время
работы плуга или его транспортировки
перед началом движения агрегата
нужно подать сигнал
Категорически запрещается:
работать неисправным плугом
находиться возле агрегата
во время поворота
поворачивать агрегат при ослабленных
ограничительных цепях навесной системы
трактора
регулировать плуг и подтягивать
болты на ходу или в транспортном положении
очищать плуг на ходу или в транспортном
положении
ремонтировать плуг, если он
поднят в транспортное положение или соединен
с трактором, двигатель которого работает.
Перед транспортировкой нужно
затянуть ограничительные цепи навесной
системы трактора и максимально поднят
плуг.
Необходимо следить, чтобы шток
поршня не оседал.
Перед заменой лемехов под полевые
доски и опорное колесо нужно подложит
деревянные колодки.
Категорически запрещается
работать с незатянутым крепежом рабочих
органов.
Перегон мобильных сельскохозяйственных
машин по дорогам общего назначения производиться
в соответствии с Правилами дорожного
движения.