Основная и предпосевная обработка почвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

 рассмотреть и сформировать у обучающихся рациональные приёмы выполнения операций по размётке поля, закрепить приёмы правильного подъезда к агрегату; знания, умения и навыки по агрегатированию, подготовке агрегата к работе и выполнению работ по вспашке;
 выработать умение соблюдать прямолинейность;
 способствовать получению навыков определения производительности агрегата и расхода топлива; выработать у обучающихся действия по контролю и самоконтролю; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности охраны труда.

Файлы: 1 файл

открытый урок Проскурин.docx

— 155.77 Кб (Скачать файл)
Обучающиеся расписываются в журнале по охране труда.

 

Выполнение работ по вспашке почвы:

 

1. Осмотреть участок.
До начала работы очищают поля от копен и остатков соломы. На участке не должно быть посторонних предметов. Неустранимые препятствия, представляющие опасность для работы, обозначить вешками.

 

2. Выбрать направление  движения.

Направление пахоты выбирают в зависимости от предыдущей вспашки, размеров, конфигурации и рельефа поля. Желательное направление - поперек предыдущей пахоты, поперек склонов – для борьбы с водной эрозией.

 

3. Выбрать способ  движения.
Способы движения агрегатов с плугом выбирают с учетом размеров, конфигурации полей и требований агротехники.
Если длина участка менее 300м, пахать его необходимо вдоль длинной стороны, при большой длине -  направление вспашки необходимо чередовать. Наиболее распространенный способ движения с чередованием вспашки загонов всвал и вразвал. При небольшой длине участка целесообразно применять беспетлевой комбинированный способ.

 

4. Отметить поворотные  полосы, если свободный выезд  за пределы участка невозможен.

Для работы с плугом всвал или вразвал не требуется особой разметки поля, за исключением границ поворотных полос. Их отбивают одним проходом  агрегата. Ширина поворотной полосы должна быть кратной захвату агрегата.

 

5. Установить вешки для первого прохода.

Загон первого прохода отмечают вешки длинной около 2 м, расставляя их так, чтобы последняя вешка была видна от предыдущей. По вешкам прокладывают первые свальные борозды, устанавливая плуг на половину глубины вспашки.

 

6. Вывести агрегат на поворотную полосу

 

7. Выбрать скоростной  режим движения агрегата

 

Выбирают скоростной режим, исходя из лучшей загрузки двигателя и с учетом допустимых по агротехническим требованиям скоростей движения.  Рекомендуется выполнять пахоту на скоростях  1,4-2,2м/с для пахотного агрегата с обычными корпусами, со скоростными корпусами 2,2-3,3м/с

 

8. Осуществить пробный  прогон бороны и установить необходимый угол атаки

 

9. Выполнить первый рабочий проход агрегата

 

Выводят трактор правой гусеницы на расстояние от стенки борозды 24см. На 2-ух первых проходах выполняют технологическую регулировку плуга для лучшего качества работы. Регулируют плуги на равномерность глубины пахоты: навесной 4-х корпусный продольной плоскости – изменение длины верхней тяги механизма навески трактора, в поперечной плоскости - изменением длины раскосов механизма нарезки трактора.

 

 

10. Выполнить поворот, второй и последующие рабочие проходы

для чего: повернуть агрегат на рабочей передаче, используя при необходимости пониженный скоростной режим.

Следующие проходы выполняют параллельно первому. 

 

11. Обработать  поворотные полосы следующим  образом:
После вспашки всего поля обрабатывают поворотные полосы способом вразвал. Плуг для первого прохода настраивают так, чтобы его первый корпус проводил вспашку наполовину заданной глубины, а последний – на полную.
При обработке поворотных колес одним пахотным агрегатом одну полосу вспахивают перед последним проходом агрегата на основном загоне, затем пашут последний основной проход и запахивают вторую полосу.
Качество пахоты контролируют по рабочей скорости, глубине обработки, глубине заделки растительных остатков, гребнистости, крошению почвы

 

Качество работы:

рабочая скорость, км/ч

7…9

глубина обработки, см

до 30

глубина заделки растительных

  остатков, см

12…13 (по ТУ 12…15)

гребнистость, см

2,1…2,5 (по АТТ < 5)

крошение почвы, %

80,6…81,3 (по АТТ не менее 80)


 

Типичные ошибки при выполнении задания

  1. Нет прямолинейности в движении агрегата.
  2. Несвоевременно производится подъем плуга ПЛН-4-35 и его опускание на участок.
  3. Перекрытие между смежными проходами менее 15 см.

 

Проверка усвоения нового материала обучающимися

  1. Как произвести разбивку поля на участки.
  2. Чем регулируется глубина хода плуга.
  3. Сколько существует способов движения пахотного агрегата.

 

Отметить обучающихся, которые хорошо поняли новый материал.

 

Практический показ мастера п/о правильного выполнения задания.

Мастер п/о  подсаживает одного обучающегося в кабину трактора и начинает выполнять работу, остальные обучающиеся наблюдают и работают с инструкционными картами.

Критерии оценок по выполнению задания

Оценка « 5 »
-Уверенность , точность и самостоятельность при выполнения  задания без нарушения  требований охраны труда обучающимся.
            Оценка « 4 »
- Допускаются незначительные  нарушения при выполнении задания  с ошибками , исправленными самостоятельно обучающимся при соблюдении требований охраны труда.
           Оценка « 3 »
- Допущенные обучающимся  ошибки , исправлены мастером или его подсказкой.
Оценка « 2 »
- Выполнение задания  с нарушением технологии подготовки агрегата и выполнения обработки почвы.

Подведение итогов вводного инструктажа

Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся – 4 часа 35 минут

 

Работа обучающихся

Работа мастера п/о

1.

Обучающиеся получают инструмент и инструкционные карты

Мастер п/о выдает инструмент, напоминает об охране труда.

2.

2 Обучающиеся выполняют ТО пахотного агрегата и 2 обучающихся - ТО плуга

Мастер п/о наблюдает, направляет, ведет контроль за правильным выполнением задания

3.

2 обучающихся выполняют регулировку плуга, 2 обучающихся разметку поля

 Мастер п/о помогает обучающимся, подсказывает, дает рекомендации

4.

Обучающиеся выполняют тренировочные упражнения

Мастер п/о наблюдает, указывает на допущенные ошибки

5.

Самостоятельная работа учащихся

 Мастер п/о наблюдает за работой учащихся, накапливает материал для заключительного инструктажа

6.

 Обучающиеся выполняют контрольные  упражнения

Мастер п/о оценивает работу обучающихся, выставляет оценки.


 

Заключительный инструктаж- 7 - 8 мин.

  1. Подведение итогов.
  2. Сообщить оценку качества работы каждому обучающемуся.
  3. Отметить обучающихся, кто добился хорошего качества работы.
  4. Разобрать наиболее характерные недочеты и ошибки, допущенные при выполнении заданий обучающимися.
  5. Выдать домашнее задание.
  6. Уборка рабочих мест (очистить плуг, трактор).
  7. Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.

 

 

Старший мастер _____________ Гримов Г.В.

 

Мастер п/о _____________ Проскурин С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОДГОТОВКА К  РАБОТЕ МТА ДЛЯ ВСПАШКИ (ДТ 75 + ПЛН 4 – 35)
Инструкционно - технологическая карта для выполнения задания

Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению работы.

Выполнить операции ЕТО трактора

в соответствии с инструкцией по эксплуатации

Установить двухточечную схему навески, для чего:

 головки 11 (рис. 3.2) нижних тяг 6 сместить вправо на расстояние 140мм и зафиксировать упорами; передний шарнир центральной тяги 3 сместить в крайнее правое положение и зафиксировать упорами.

 

 

Рис. 3.2. Механизм навески трактора ДТ - 75, налаженный по двухточечной схеме:

 

 

Автоматическая сцепка СА-2:

18 — тяга защелки;

19 — рамка сцепки;

 20 круглые отверстия;

21 — пальцы;

Обеспечить свободное соединение левого подъемного рычага со штоком гидроцилиндра,

для чего вынуть из отверстия 16 болт, соединяющий рычаг штока 13 с левым подъемным рычагом 12.

Установить вертикальные раскосы и отрегулировать их длину,

для чего раскосы 4 и 7 закрепить относительно подъемных рычагов 2 и 12 так, чтобы они имели минимальный перекос в поперечно-вертикальной плоскости. Их длина должна составлять 0,64...0,67 м при подготовке к работе с четырехкорпусным плугом

 Навесить на механизм  навески рамку автосцепки СА-2.

Операцию выполнять при подготовке к работе с плугом, имеющим замок автосцепки СА-2.

Выполнить операции ЕТО с/х машины

В соответствии с инструкцией по эксплуатации

Проверить техническое состояние рабочих органов плуга, для чего

установить плуг на контрольной площадке, позволяющей проверить правильное расположение рабочих органов и при необходимости выполнить необходимые регулировки;

Используя линейку., штангенциркуль, проверить параметры, определяющие техническое состояние рабочих органов. По результатам измерений сделать вывод о пригодности (непригодности) рабочих органов к эксплуатации

Отклонения размеров лемеха от стандартных не должно превышать, мм: 10 — по ширине, 5 — по длине спинки, 10 — по длине лезвия, 1 — по толщине режущей кромки. Если отклонения превышают допустимые значения, лемех заменить или отремонтировать.

Выступание лемеха за отвал не должно превышать 10 мм, над отвалом — 2 мм.

Толщина лезвия дискового ножа не должна превышать 0,4 мм.

Утопание головок болтов не должно быть более 1 мм. При большем утопании болты заменить.

  1. Проверить правильность расстановки корпусов,

для чего натянуть шнур между носками первого и последнего корпуса, а потом между пятками этих же корпусов. При отклонении пятки или носка от линии шнура более чем на 5 мм повернуть корпус в 
соответствующую сторону с помощью металлических прокладок, устанавливаемых между рамой плуга и стойкой корпуса

Установить предплужники (если конструкцией плуга они предусмотрены) и отрегулировать их положение (рис. 3.4).

 

 

По высоте предплужники отрегулировать в зависимости от глубины вспашки основных корпусов:

Глубина вспашки, мм  20, 22, 25, 27, 30

Номер отверстия фиксации стойки,

считая сверху 1, 2, 3, 4, 5

Расстояние (по ходу плуга) между носком лемеха предплужника и основного корпуса должно составлять 250... 350 мм. Полевой обрез предплужника должен выступать в сторону поля на 10... 15 мм.

Рис. 3.4. Установка предплужника и

дискового ножа относительно

 корпуса плуга

Установить дисковый нож (рис. 3.4)

 

 

 

 

 

  1. для чего центр диска ножа установить над носком предплужника или несколько впереди него по горизонтали. Плоскость ножа должна отстоять от полевого обреза предплужника на 10...20 мм, а нижняя точка лезвия располагаться на 15...30 мм ниже носка его лемеха.
  1. Если конструкцией плуга предусмотрены углоснимы, то отрегулировать их положение (рис. 3.5),

Рис. 3.5. Схема установки         углоснима:                                                         1 — планка; 2 — отвал углоснима; 3 — кронштейн

для чего: при вспашке на глубину 0,2...0,24 м их отвалы 2 закрепить, используя кронштейн 3, в средней части отвалов основных корпусов;

при вспашке на глубину 0,25...0,27 м — в верхней части с помощью планки 1.

Установить кронштейны на переднем брусе рамы

Если плугом ПЛН-4-35 предполагается пахать на небольшую глубину или легкие почвы, то кронштейны на брусе необходимо установить таким образом, чтобы пальцы оказались в нижнем положении. Для этого следует открутить болты крепления кронштейнов к раме, с противоположных концов пальцев снять раскосы стойки, кронштейны поменять местами (левый становится правым), перевернув их на 180°, и закрепить болтами. При глубокой вспашке, а также вспашке тяжелых почв сделать наоборот.

Установить опорное колесо в зависимости от степени засоренности почвы следующим образом:

с внутренней стороны опорного бруса — при работе на участке, не засоренном растительными остатками; с внешней стороны опорного бруса — при работе на участке, засоренном растительными остатками

Присоединение к трактору плуга, имеющего замок автосцепки

Увеличить до предела длину ограничительных цепей навески трактора и гидравликой опустить навеску вниз.

 

Подать трактор к плугу, установленному на контрольной площадке,

 так, чтобы совпали  оси симметрии рамки сцепки  и замка на плуге

Поднять навеску до автоматической фиксации рамки сцепки в замке.

 

Присоединение к трактору плуга, имеющего навеску с присоединительными пальцами

Опустить нижние тяги механизма навески трактора и перевести рукоятку распределителя в положение «Плавающее».

 

Подать трактор к плугу, установленному на контрольной площадке,

так, чтобы оси отверстий шаровых втулок нижних продольных тяг совпали с осями пальцев навески плуга. Совпадения осей при их отклонении добиться изменением длины телескопических тяг навески трактора или поворотом винта опорного колеса плуга.

Надеть шарниры тяг на пальцы навески плуга и зафиксировать их чеками.

Если длина тяг изменялась, подать трактор назад до совпадения отверстий в телескопическом устройстве тяг и вставить в них фиксирующие пальцы.

Совместить отверстие шарового шарнира центральной тяги трактора с отверстиями раскоса навески плуга, соединить пальцем и застопорить чекой

 

Перевести плуг в транспортное положение и, равномерно регулируя ограничительные цепи,

добиться, чтобы боковые перемещения задних концов нижних тяг навески трактора не превышали в обе стороны 0,02...0,03 м.

Отрегулировать длину центральной тяги

так, чтобы транспортный просвет под первым корпусом был не менее 0,25 м

Установка плуга на заданную глубину вспашки

Положить под гусеницы трактора подкладки,

 толщина которых на 0,02... 0,03 м меньше заданной глубины вспашки. Подкладки такой же толщины установить и под опорное колесо плуга

Опустить винтовым механизмом опорного колеса плуг

до касания корпусов с поверхностью площадки.

Выровнять правым раскосом и центральной тягой механизма навески трактора плуг,

чтобы его лемеха всей поверхностью касались площадки

Отметить длину правого раскоса, центральной тяги и положение стойки опорного колеса (на стойке для ориентировки нанесены метки).

 

 

 

 

    1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПАХОТЫ (ДТ 75 + ПЛН 4 – 35)
Инструкционно-технологическая карта для выполнения задания

Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению работы.

Подготовка участка

Осмотреть участок.

Имеющиеся препятствия должны быть устранены, неустранимые — обозначены вешками.

Определить направление движения

Если длина участка менее 300 м, пахать его вдоль длинной стороны, при большей длине — направление вспашки чередовать

Выбрать способ движения агрегата.

Наиболее распространен способ движения с чередованием вспашки загонов всвал и вразвал. При небольшой длине участка целесообразно применять беспетлевой комбинированный способ. При вспашке поперек склонов основным должен быть способ движения всвал.

Определить ширину загонов и поворотных полос.

Окончательно ширину поворотных полос (табл. 4.1) и ширину загонов принять кратной ширине рабочего захвата агрегата. При этом следует иметь в виду, что первый загон для беспетлевого комбинированного способа должен быть на ¼ уже остальных остальных.

Предварительно рассчитать ширину загонов Сопт (м) для способа движения с чередованием вспашки загонов и для способа всвал по формуле

Сопт = l6R + 2LBp, а для беспетлевого комбинированного - Сопт = 3LBp

где R — радиус поворота агрегата, м; L — длина участка, м; Bp — рабочий захват плуга, м.

Таблица 4.1

Ширина поворотной полосы в зависимости от способа агрегатирования и количества корпусов плуга

 

Способ агрегатирования Количество корпусов Ширина поворотной

плуга плуга                              полосы*, м

Навесной 3                                   8... 10

Навесной 4                                    10... 12

Навесной 5                                     12... 15

* Для беспетлевого способа ширину поворотных полос принять на 20...25 % меньше приведенных значений.

Обозначить границы загонов колышками высотой 0,4... 0,5 м.

Ширина поворотной полосы в зависимости от способа агрегатирования и количества корпусов плуга Для беспетлевого способа ширину поворотных полос принять на 20...25 % меньше приведенных значений

Провесить линию первого прохода агрегата. Если вспашка будет проводиться петлевым способом с чередованием загонов, то на средней линии нечетных загонов, предназначенных для вспашки всвал, установить хорошо видимые вешки высотой 2... 2,5 м. Их количество зависит от длины участка.

При вспашке с применением беспетлевого комбинированного способа линию первого прохода обозначить вешками, установленными на расстоянии, равном 3/4 принятой ширины загонов от края загона, все остальные — через расстояние, равное ширине загонов.

Отметить поворотные полосы, если холостые повороты за пределами участка невозможны.

Внутренние границы поворотных полос от поперечной стороны участка обозначить вешками, установив их через каждые 100... 150 м.

Проложить контрольные борозды на границе поворотных полос и сформировать свальные гребни, руководствуясь при подготовке к вспашке с чередованием загонов всвал и вразвал схемой, приведенной на рис. 4.1.

 

Рис. 4.1. Схема разметки участка проходами агрегата для вспашки с чередованием загонов всвал и вразвал: Е — ширина поворотной полосы; С — ширина загоно

Для прокладки контрольных борозд отрегулировать плуг таким образом, чтобы глубина вспашки составляла 0,1 ...0,12 м.

  1. Для формирования свальных гребней передний корпус отрегулировать примерно на половину заданной глубины, а задний — на заданную глубину следующим образом:

в навесном агрегате — изменить длину правого раскоса и длину центральной тяги навески трактора;

При прокладке контрольных борозд агрегат вести вдоль поперечной границы участка таким образом, чтобы пласт отваливался в сторону поворотной полосы, а борозда от последнего корпуса проходила по линии вешек, установленных на границе полосы.

При выполнении первого прохода, формирующего свальный гребень, агрегат вести таким образом, чтобы все видимые вешки были на одной линии. После разворота, не изменяя регулировки плуга, выполнить второй проход. При этом трактор вести таким образом, чтобы пласт от первого корпуса ложился на пласт от второго корпуса первого прохода. Аналогично выполнить все проходы, где будут образованы свальные гребни.

Включение агрегата в работу при прокладке контрольных борозд, формировании свальных гребней (а в дальнейшем — и при вспашке загонов) осуществлять переводом рукоятки распределителя в положение «Плавающее»). После опускания плуга рукоятка должна вернуться в положение «Нейтральное». Выглублять рабочие органы переводом рукоятки  в положение «Подъем».

Вспашка загонов

Выровнять раму плуга в поперечной и продольной плоскостях.

Если его использовали для подготовки загонов

Установить корпуса плуга на заданную глубину

По меткам, сделанным при предварительной настройке агрегата на контрольной площадке.

Выбрать скоростной режим и выполнить вспашку загонов в последовательности, соответствующей принятому способу движения.

Беспетлевой комбинированный способ (рис. 4.2). Первый загон вспахать на заданную глубину вразвал с левыми поворотами до тех пор, пока ширина невспаханной полосы не станет равной У4 ширины загона, потом вспахать с правыми поворотами оставшуюся полосу первого загона и часть второго, примыкающую к первому. В таком же порядке вспахать остальные загоны.

Способ с чередованием вспашки загонов всвал и вразвал (рис. 4.3). Вспахать первый, а за ним третий загон всвал, потом второй — вразвал, пятый — всвал, четвертый — вразвал. В таком же порядке (нечетные — всвал, четные — вразвал) вспахать все имеющиеся загоны. На участке при этом может работать одновременно столько агрегатов, сколько нечетных загонов.

Вспашка свальной борозды

Отпашка за три прохода (рис 41)

Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на заданную глубину. При втором проходе плуг должен пахать всеми корпусами на полную глубину. Трактор ведут по полосе, вспаханной за первый проход, смещая плуг на один корпус в сторону поля, чтобы частично засыпать открытую при первом проходе борозду. Третий проход выполняют, как при обычной пахоте, окончательно засыпая первую борозду и образуя овальный гребень.

Рис. 41. Отпашка свального

гребня за 3 прохода:

а — установка корпусов; б - движение агрегатов; 1-4 корпуса.

 

 

 

 

Рис. 42. Вспашка вразвал за

4 прохода: 1 а — установка

корпусов; б — движение  агрегатов; 1-4 корпуса

 

        II ПРОХОД                                                     I ПРОХОД

II! ПРОХОД                                                     IV ПРОХОД

Вспашка вразвал за четыре

 прохода (рис. 42)

Прокладывают развальную борозду за два прохода. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний вспахивал борозду глубиной 10—12 см. При втором проходе пашут вразвал, заглубив на 3—4 см последний корпус. Затем плуг устанавливают на полную глубину пахоты всеми корпусами и выполняют третий и четвертый проходы. Агрегат ведут, как при обычной пахоте, чтобы за два прохода засыпать развальную борозду, образовав свальный гребень.

Дополнительные требования к вспашке

При вспашке загонов, независимо от принятого способа движения, руководствоваться следующими указаниями.

 

Соблюдать скорость движения:

при работе с обычными корпусами скорость движения должна находиться в пределах 5...8 км/ч, со скоростными — 8... 12 км/ч.

Переводить плуг в рабочее положение

не доезжая примерно м (1... 2 м при работе на повышенной скорости) до контрольной борозды, проложенной поперек загонов.

Выглублять рабочие органы

после пересечения последним корпусом внутренней границы противоположной поворотной полосы

Совершать разворот на рабочей передаче

снизив скорость всережимным регулятором (в случае необходимости включать более низкую передачу).

Трактор ДТ - 75 вести правой гусеницей на расстоянии 6 - 10 см от стенки борозды.

 

Соблюдать степень загрузки двигателя в пределах 0,85...0,9% путем оптимального выбора передачи (режима работы)

Если трактор снабжен тахометром, то стрелка тахометра должна находиться около точки (черты), соответствующей номинальной частоте коленчатого вала двигателя. Если стрелка большую часть времени колеблется, не доходя до этой точки (черты), то двигатель перегружен и необходимо перейти на низшую смежную передачу. Если стрелка колеблется за точкой (чертой), то следует перейти на более высокую смежную передачу. При неровном рельефе целесообразно маневрировать передачами внутри диапазона передач без остановки трактора

Выполнив предпоследний проход в последнем загоне, вспахать поворотные полосы в следующей последовательности

при работе одиночным агрегатом — вспахать вразвал одну из них, а затем, сделав последний проход в загоне, — вторую поворотную полосу также вразвал;

при групповой работе агрегатов обе поворотные полосы вспахать вразвал двумя агрегатами одновременно.

Заделать развальные борозды на основных загонах и поворотных полосах.

 

Для этого плуг перекосить так, чтобы первый корпус шел на полную глубину, а последний скользил по поверхности лини. Трактор вести правой гусеницей у кромки борозды на максимально возможной скорости, чтобы первый корпус засыпал развальную борозду.

 

Осуществить контроль и оценить качество вспашки в соответствии с агротехническими требованиями.

Глубину вспашки коалировать с самого ее начала за последним корпусом плута. Для ого бороздомером или линейкой измерить высоту стенки борозды в нескольких местах с точностью до 5 мм. При замере глубины вспашки край борозды выровнять, а ее дно очистить от осы- павшейся почвы. Если глубину вспашки определяют на вспаханном поле, то замеры делать с помощью линейки и планки от поверхности до твердой подошвы. Полученные данные следует скорректировать с учетом вспушенности почвы (в среднем она достигает 20 %). Что- бы получить фактическую глубину вспашки, полученные средние результаты замеров глубины следует разделить на 1,2.

Для окончательной оценки качества вспашки необходимо проверить основные показатели, приведенные в табл. 4.3, а также дополнительные показатели

(степень заделки растительных  остатков и сорняков должна  быть не менее 95 %, оборот пластов  должен быть полным; поворотные полосы должны быть вспаханы повреждение дорог и посадок, прилегающих к участку, не допускается)

Информация о работе Основная и предпосевная обработка почвы