Основные черты развития аграрных реформ в странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:22, реферат

Описание работы

Цель реферата - на основании критического анализа литературных источников выявить основные черты развития аграрных реформ в странах СНГ.
Задачи реферата:
1) понятие аграрной реформы;
2) особенности аграрной реформы в странах СНГ;
3) аграрные преобразования в России и других странах СНГ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие "Аграрная реформа". 4-6
2. Особенности аграрной реформы в странах СНГ. 7-8
3.Аграрные преобразования в России и других странах СНГ. 9-13
Заключение 14-15
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФине.docx

— 43.51 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ

Казанский  государственный аграрный университет

Институт экономики

 

 

 

 

 

Основные черты развития аграрных реформ

в странах СНГ.

 

 

 

                                                                        

 

                                                                              Выполнила: студентка 2курса

                                                                                 группы 6121

                                                                               специальность: Финансы и Кредит

                                                                                Петрова Елена

                                                                              Проверила: Амирова Э.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                           3

1. Понятие "Аграрная  реформа".                                                                   4-6

2. Особенности аграрной  реформы в странах СНГ.                                    7-8

3.Аграрные преобразования в России и других странах СНГ.                  9-13

Заключение                                                                                                                   14-15

Библиография                                                                                                               16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о развитии аграрных реформ в странах СНГ всегда является одним из основополагающих в социально-экономической политике государства.

Комплекс представляет собой совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК занимает важное место в экономике.

Цель реферата - на основании критического анализа литературных источников выявить основные черты развития аграрных реформ в странах СНГ.

Задачи реферата:

1) понятие аграрной реформы;

2) особенности аграрной реформы в странах СНГ;

3) аграрные преобразования в России и других странах СНГ.

Предметом изучения являются социально-экономические отношения.

Объект анализа - социально-экономические отношения в области аграрного сектора экономики.

Работа состоит из трёх глав, в которых сделан теоретический и практический анализ, приведены пути решения проблем, существующих в аграрном секторе, рассмотрены перспективы развития агропромышленного комплекса. Работа включает библиографию.

Данная работа написана с использованием материалов современной литературы отечественных и зарубежных авторов, учебников, учебных пособий, электронных ресурсов, нормативных документов и актов по данной проблематике.

 

 

 

 

  1. Понятие "Аграрная реформа".

В настоящее время среди ученых и практиков нет единого устоявшегося мнения о сущности, содержании понятия "аграрная реформа". В ряде публикаций отдельные авторы отождествляют понятия "аграрная" и "земельная" реформа.

Аграрная реформа осуществляется, как правило, только на землях сельскохозяйственного назначения.

Аграрная реформа, кроме земельных отношений, рассматривает также вопросы рынка продовольствия, формирования инвестиционной политики и структурной перестройки, управления и государственного регулирования экономических отношений, социального развития, стимулирования полноценной реализации ресурсов сельского хозяйства.

Существует и общее определение реформы, которая трактуется как "преобразование, изменение, переустройство" какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не меняющее основ существующей социальной структуры, предусматривающее более или менее прогрессивные преобразования.

Аграрная реформа - регулируемые государством процессы по совершенствованию системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление расширенного производства, решение социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта и развития технологий механизации ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю сельскохозяйственной продукции.

В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения производственных отношений, заключающиеся в переходе от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, основной признак преобразований в аграрной сфере несет в своем содержании изменение организационно-правовых форм и экономических отношений хозяйствующих субъектов, направленных на упорядочение и взаимосвязь производственных, хозяйственных и финансовых отношений не только в сфере производства, но и в отношениях между производителем и потребителем через взаимосвязь цен, количество и качество продукции, а также сбыт.

Цели аграрной реформы -- обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение его экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания и улучшение социальных условий в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставления права самим распоряжаться землей, другими средствами производства, произведенной продукцией и вырученными денежными средствами.

Основные принципы аграрной реформы:

- Свобода выбора форм собственности  и хозяйствования. Каждый человек  может выбрать ту форму собственности  и хозяйствования, которая в наибольшей  степени соответствует его интересам  и возможностям.

-Добровольность в проведении  преобразований. Аграрная реформа  должна осуществляться не под  давлением сверху, а на основе  заинтересованности трудовых коллективов  в проводимых преобразованиях.

- Последовательность в проведении  реформ. Реорганизация колхозов  и совхозов предполагает не  только смену организационно-правовых  форм хозяйствования, но и изменение  структуры управления, внутрихозяйственных  производственно-экономических отношений  и т. д. Делать это следует с  учетом особенностей каждого  предприятия.

- Превращение крестьянина в  реального собственника при любой  форме хозяйствования через наделение  его землей и выделение имущественного  пая. Использование собственником  земельной доли и имущественного  пая должно быть направлено  на создание наиболее приемлемых  форм хозяйствования с учетом  сложившихся экономических условий  и особенностей развития сельского  хозяйства в нашей стране.

- Открытость аграрных преобразований, обеспечение широкой пропаганды  мероприятий, проводимых в агропромышленном комплексе.

Важным направлением аграрной реформы является реформирование земельных отношений в целях создания равных возможностей для развития различных форм хозяйствования на земле и рационального ее использования.

Однако необходимо уточнить и развить важнейшие принципы проведения аграрной реформы.

Один из основополагающих принципов - участие и действия людей в процессе реформирования аграрной сферы экономики должны основываться на их убежденности, желании и осведомленности.

Немаловажное значение в процессе аграрных преобразований имеют и другие принципы.

Радикальные экономические реформы в аграрном секторе нередко приводят к существенным изменениям как условий жизни общества в целом, так и отдельных людей, порождают, как правило, разнонаправленную реакцию отдельных слоев и групп общества, что обусловлено их объективными и субъективными политическими, экономическими и социальными интересами. Это положение должно обязательно учитываться, чтобы процесс реализации реформы был наиболее безболезненным, а главное, четко регулируемым.

Таким образом, на основании сформулированных принципов должны быть разработаны: всесторонняя научно обоснованная концепция проведения аграрной реформы; последовательность ее осуществления при постоянном анализе результатов и внесении необходимых корректив; политика государственного регулирования социально-экономических преобразований, выделение необходимых приоритетов и этапов экономического развития; ориентиры социальной направленности проводимых преобразований; четкие и ясные цели реформ, понятные обществу и поддерживаемые им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности аграрной реформы в странах СНГ.

Разные экономические, производственные, социальные и другие факторы оказали влияние на ход и форму проведения аграрной реформы в странах СНГ ,на формирование многосложного хозяйства и переход сельскохозяйственных производства к рыночным отношениям. Сегодня сформировалось несколько направлений развития аграрной реформы. В Белоруссии, Молдавии, Украине до сих пор сохранились большие гражданские хозяйства - колгоспы и радгоспы, одновременно получили развитие личные подсобные и фермерские хозяйства. В этих странах преобладает государственная собственность на землю при наличии права на частную земельную собственность. В России ликвидирована монополия государства на землю, предвидена возможность передачи земли в частную собственность, введена система купли-продажи ее для личных хозяев, садоогородных наделов и земель под зданиями. Приватизация земли - одно из основных направлений земельной реформы. Законодательно закреплена равноправность разных устоев, форм собственности и хозяйствования(Закон «Про земельную реформу»). В Армении и Азербайджане аграрная реформа направлена на развитие мелкотоварного крестьянского хозяйства, на передачу земли в частную собственность. В странах Средней Азии приоритетным направлением остается государственная собственность не землю при передачи ее в владение и пользование гражданам, предпринимателям и организациям при одновременном увеличении количества земель в личных подсобных хозяйствах. Основное направление в этих странах при формировании многосложного хозяйства - сохранение колгоспов и радгоспов, их реформирование на основе самофинансирования и самоокупаемости. В каждой стране СНГ формируется собственная правовая база образования многосложного хозяйства и земельных отношений, которые обусловлены их спецификой. Неурегулированный процесс ценообразования привел к резкому сокращению производства. Анализ состояния сельскохозяйственных в странах СНГ показывает, что существующий ценовой механизм до сих пор не обеспечивает производственный сельскохозяйственной продукции и прибылью для нормальной хозяйственной деятельностью. Для успешного проведения аграрной реформы и перехода к рыночным отношениям в России и Странах СНГ необходимо сформировать рыночный механизм, который будет объединять рынки средства производства, предметов потребления, рабочей силы и капиталов. Сейчас развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве усложняется такими обстоятельствами: монопольное состояние отраслей, которые поставляют для сельского хозяйства средства производства; слабое финансовое положение многих сельскохозяйственных продукций из-за высоких цен на средства производства; большие процентные ставки по кредитам; несовершенство налоговой системы. Это вызвано серьезными недостатками в организации производства и труда, фактическими ценами на средства производства и материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аграрные преобразования в России и других странах СНГ.

Проводимые в странах СНГ радикальные аграрные рыночные реформы в стратегическом плане характеризуются принципиальными изменениями в формах собственности, социальной структуре, методах и механизме хозяйствования. При этом нельзя не отметить, что в тактике реформирования, его темпах, в масштабах приватизации, в использовании рыночных инструментов и регулирующих функций государства, а также в правовом обеспечении аграрной реформы нередко принимались поспешные, непродуманные подходы и решения. Во многом такие решения обусловлены политическими факторами, низким уровнем научного обоснования самой концепции реформы, недоучетом степени созревания ее социальной базы, шоковыми мерами в осуществлении аграрной политики. Это не могло не сказаться на результатах экономического и социального развития сельского хозяйства.

Экономический анализ происходящих процессов показывает, что в общественном сознании людей, в экономических исследованиях аграрной тематики те или иные изменения в производственных отношениях, в динамике количественных и качественных показателей оцениваются иногда с прямо противоположных позиций. Часто специалисты, заведомо негативно относящиеся к проводимым реформам, оперируют данными об уровне и динамике производства сельскохозяйственной продукции до и после начала осуществляемых преобразований и на этой основе делают выводы, что реформирование дает лишь отрицательные результаты.

Однако комплексный анализ проводимых преобразований позволяет сделать иные выводы и оценки. Во-первых, для объяснения тех или иных причин и тенденций в социально-экономическом развитии аграрного сектора необходим широкий народнохозяйственный подход, учет макроэкономической ситуации, реальной емкости рынка, платежеспособного спроса, объективных последствий структурной перестройки и т.д. Во-вторых, о результатах аграрной реформы можно будет судить лишь после ее завершения, для чего потребуются полтора-два десятилетия последовательных, поэтапных преобразований, особенно в области земельных отношений, формирования земельного рынка, создания действительно новой социальной структуры на селе. В-третьих, сами результаты функционирования прежней и формирующейся новой, рыночной системы нельзя сводить к количественным характеристикам, которые к тому же должны быть объективными, сопоставимыми.

Основной аргумент противников реформ - спад производства. Но при анализе этого показателя надо учитывать, что в годы господства административно-командных методов хозяйствования и управления объемы производимой продукции существенно завышались, так как сами эти методы, их связь с плановыми разверстками, поощрение за их выполнение (или, наоборот, санкции) толкали хозяйства на приписки.

Информация о работе Основные черты развития аграрных реформ в странах СНГ