Основные черты развития аграрных реформ в странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:22, реферат

Описание работы

Цель реферата - на основании критического анализа литературных источников выявить основные черты развития аграрных реформ в странах СНГ.
Задачи реферата:
1) понятие аграрной реформы;
2) особенности аграрной реформы в странах СНГ;
3) аграрные преобразования в России и других странах СНГ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие "Аграрная реформа". 4-6
2. Особенности аграрной реформы в странах СНГ. 7-8
3.Аграрные преобразования в России и других странах СНГ. 9-13
Заключение 14-15
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФине.docx

— 43.51 Кб (Скачать файл)

При учете этих факторов получается, что оценка результатов аграрной реформы по количественным результатам требует существенной корректировки, вплоть до сопоставления наполненности прилавков продовольственных магазинов и рынка вообще отечественными продуктами до и после начала преобразований. Не будем также забывать, что и отечественное продовольствие до начала реформы в значительном масштабе производилось за счет импорта, особенно зерна.

Думается, негативные тенденции в сельской экономике и социальной сфере села ошибочно относить за счет самой реформы и рынка. В переходный период, когда исправляются деформации прежней системы, эти тенденции в определенных пределах неизбежны, объективны, причем во многом они связаны с распадом СССР и разрушением единого экономического пространства с его устоявшимися межреспубликанскими связями и взаимными поставками. В остальном "виновата" не реформа, не рынок, а то, как осуществляется реформа, как производители овладевают рыночным механизмом, как государство регулирует рынок и осуществляет целевую протекционистскую поддержку села.

В этом отношении между странами СНГ имеются различия, что сказывается и на количественных показателях развития сельского хозяйства. Если в России в 1995 году по сравнению с 1990 годом производство зерна составило 60%, то в Казахстане 34%, в Узбекистане - 168%, в Армении - 118%. В производстве молока эти показатели составили, соответственно, 73%, 78%, 100% и 122%. Изменения общего объема валовой продукции за этот период по странам СНГ демонстрирует таблица 1.

В большей степени снизилось производство в Грузии, Таджикистане, на Украине, в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, в меньшей - в Белоруссии, России, Туркменистане, Молдове, Узбекистане. Абсолютное увеличение производства достигнуто в Армении. Там аграрная реформа осуществлена с наибольшей глубиной и, по сути, вместо прежней колхозно-совхозной системы создана новая социальная структура аграрного сектора с преобладанием индивидуальных частных хозяйств, включенных в новые формы добровольной сельскохозяйственной кооперации.

В то же время достаточно стабильным остается сельскохозяйственное производство в Узбекистане (в 1996 году объем валовой продукции возрос по сравнению с 1995 годом на 12% и практически соответствует показателям 1990 года, а если принять в расчет прежние приписки, то превосходит эти показатели). Однако это обусловлено несколько иной тактикой осуществления рыночных реформ, исключающей шоковые методы и ориентированной на эволюционный ход преобразований, особенно в части приватизации и реорганизации крупных коллективных хозяйств. Если число фермерских хозяйств в среднем по СНГ за 1990-1995 годы возросло в 100 раз, то в России в 64 раза, в Узбекистане - в 11 раз. Частный сектор в Узбекистане преимущественно развивался за счет более полного использования потенциала приусадебных хозяйств сельских семей, в том числе за счет расширения их землевладения. Сейчас на долю этих хозяйств приходится 2/3 продуктов питания в республике.

Таблица I

Производство валовой продукции сельского хозяйства в странах СНГ (в сопоставимых ценах в % к предыдущему году)

Страны

1991 г.

1994 г.

1995 г.

1995 г. в % к 1990 г.

Азербайджан

100

87

95

54

Армения

100

103

103

114

Белоруссия

95

86

94

73

Грузия

64

90

90

26

Казахстан

90

80

79

54

Киргизия

90

82

91

57

Молдавия

90

75

107

66

Россия

95.

88

92

67

Таджикистан

96

75

72

37

Туркменистан

96

89

90

76

Узбекистан

99

92

97

83

Украина

S7

84

90

61

В среднем по СНГ

93

86

90

64





 

 

В рамках национальных аграрных секторов стран СНГ, включая Россию, результаты хозяйственной деятельности регионов и конкретных товаропроизводителей также существенно различаются. Это прежде всего зависит от того, насколько руководители крупных хозяйств или фермеры обладают предпринимательскими способностями, в какой мере они овладевают реальной рыночной ситуацией и приспосабливаются в своей деятельности к новым условиям. Примеры рентабельного производства и его осуществление на расширенной основе в условиях кризиса сейчас имеются во всех субъектах федерации России, во многих районах. Причем число таких хозяйств несмотря на все трудности переходного периода растет. В качестве примера приведу сравнительные показатели совхоза "Масловский" Новоусмановского района Воронежской области и среднерайонные показатели (см. табл. 2).

В чем причина успехов этого хозяйства? Учитывая спрос, совхоз "Масловский" расширяет ассортимент производимой продукции, развивает несельскохозяйственные отрасли. Это позволяет получать высокие доходы, хорошо и своевременно оплачивать труд работников. В сочетании с основными отраслями сельского хозяйства ведется переработка его продукции, производятся сыр, колбаса, сливочное масло, сгущенное молоко, пиво, лимонад, хлебобулочные изделия и т.д. За 1992-1998 годы производство сыра возросло в 2,7 раза, сливочного масла - в 3,8 раза. Подсобные производства совхоза выпускают кирпич, мебель, сетку "Рабица" и т.д.

Несмотря на объективные и субъективные причины, сдерживающие преобразование земельных отношений в России, прежнее "совместно-ничейное" землепользование подвергается все более радикальной трансформации. Бывшие работники совхозов и члены колхозов становятся собственниками земли, хотя право этой собственности экономически еще далеко не реализовано. Отношения в новых коллективных формах последовательно приобретают частный характер. Хотя масштабы рыночного оборота земли в целом по-прежнему ограничены, этот оборот расширяет свои рамки внутри акционерных обществ, кооперативов, других новых форм коллективно-долевой частной собственности. Из-за сложной макроэкономической ситуации фактически стабилизированы размеры индивидуального фермерского землевладения.

Что касается земельного рынка, то речь идет вовсе не о неограниченном обороте земли, а о законодательно принятом в большинстве цивилизованных стран ограничении оборота. Смысл регулирования - в обязательстве покупателя использовать землю для сельскохозяйственного производства, в продаже земли тому, кто имеет для этого необходимые знания и навыки, в ограничении концентрации земли в отдельных руках определенными пределами (непосредственно или через налоговую систему), в обязательном соблюдении новым собственником требований экологии, охраны окружающей среды и ландшафта.

Введение земельного рынка требует строгого контроля со стороны государства, административно-финансовых и правовых органов за соблюдением земельного законодательства. Фактически почти во всех странах СНГ земля уже стала товаром (хотя пока не в сфере товарного сельскохозяйственного производства), но товаром во многом нелегальным и поэтому ускользающим от государственного налогообложения. Поэтому легализация земельного рынка наряду с действенным контролем за совершающимися сделками призвана также обеспечить существенные поступления денежных средств в бюджет со стороны предприятий, учреждений и населения.

Все это свидетельствует о том, что осуществление земельной реформы в России - длительный процесс, который может протекать эволюционным путем. Необходимо создание более прочных экономических и правовых основ перехода к новой системе земельных отношений, соответствующих концепции, стратегическому курсу и целям рыночных аграрных реформ. Государство должно с помощью системы экономических мер инициировать реформаторское движение "снизу", не допуская как принуждения, так и стихийности, самотека и искусственной задержки земельных преобразований. Имеющийся в СНГ опыт - опыт Армении - свидетельствует, что такие преобразования можно провести и в достаточно сжатые сроки.

Поэтапное достижение конечных целей социально-экономических преобразований в деревне обусловливается цедым комплексом факторов, выявляемых при мониторинге аграрной реформы. Среди них выделяются: психологическая неготовность большинства сельского населения к радикальным переменам; ограниченный контингент лиц, способных к рыночному предпринимательству; узость материально-технической базы, особенно для организации индивидуальных частных хозяйств. Существенное влияние на ход организационно-структурных изменений и получение от этих изменений наибольших результатов оказывают факторы и условия, лежащие за пределами сельского хозяйства. Прежде всего это неупорядоченность в общей экономической политике, ведущей к неплатежам, сужающей возможности рентабельного ведения хозяйства и т.д. Это и монопольное окружение сельского хозяйства, устранение государства от экономически обоснованного использования своих функций в области регулирования рынка, отсутствие четкой, согласованной правовой базы реформы. На ходе реформ, конечно, сказывается и административный произвол на местах.

 

 

 

Заключение.

Важный обобщающий вывод из процесса преобразования аграрной структуры сводится к тому, что при всей очевидности и настоятельной необходимости осуществления радикальной реформы в целом, ее дальнейший ход должен быть переориентирован на эволюционный путь социально-экономических изменений. Есть мировой опыт проведения таких реформ, общие основополагающие принципы перехода на рыночную систему экономических отношений. Эти принципы, бесспорно, должны быть использованы в стратегии и тактике реформирования. Но есть и специфика России с ее историческими традициями, экономическими, социальными, региональными и другими особенностями, которые также необходимо всесторонне учитывать.

Нельзя не считаться и с другими ограничителями ускоренного осуществления аграрной реформы, прежде всего с отсутствием необходимой, тем более для новых форм хозяйства, материально-технической базы. Возможности для материально-технического обновления определяются общим состоянием экономики, развитием индустриальных отраслей АПК. Учитывая сказанное, все дальнейшие шаги по пути преобразования сложившейся в годы "социалистических преобразований" системы аграрных отношений должны быть тщательно методологически обоснованы, иметь надежные правовое обеспечение и экономический механизм. Нельзя абстрагироваться и от необходимости подготовки производственного потенциала хозяйств, и от важности формирования новой аграрной структуры. Только таким образом, осуществляя комплексные, поэтапные преобразования, соизмеряя цели и задачи с возможностями и фактическим состоянием социальной и материальной базы реформы, с реальными сдвигами в формировании рыночной среды, развития рынков товаров, труда, земли и капитала, региональных рынков, укрепляя международное сотрудничество в агропромышленной сфере, можно уверенно прогнозировать дальнейший позитивный ход аграрных преобразований.

Думаю, в настоящее время главная задача осуществления аграрной реформы состоит в системной разработке и освоении всех элементов правового и экономического механизма регулирования процесса реформирования, включая все правомочия по распоряжеяию земельной собственностью при возрастающем государственном контроле за использованием земли. В этих целях принципиальное значение имеет решение следующих проблем:

- завершить в ближайшее  время юридическое оформление  прав на все земельные участки  и земельные доли в соответствии  с принятым аграрным законодательством, указами Президента России;

- постепенно (по мере стабилизации  социально-экономического положения  в стране) формировать рынок земли  при условии целенаправленного  государственного регулирования  путем установления дифференцированного (в зависимости от местных условий) максимального размера земельного участка, который может иметь в собственности или аренде физическое лицо, обязательного целевого использования сельскохозяйственных земель, ограничения сроков продажи земель, полученных бесплатно из государственного фонда, предоставления сельскохозяйственных земель иностранным фирмам и гражданам только на условиях аренды, введения специальных налогов на куплю-продажу земли, разрешения приобретения сельскохозяйственных земель только лицам, имеющим специальное образование и опыт работы в сельском хоязйстве;

- в переходный период  и в перспективе широко использовать  систему арендных отношений в  сельском хозяйстве, особенно в  сфере земельных отношений;

- ввести кредитование  под залог земельных участков1.

В заключение следует отметить, что результативность аграрных преобразований станет эффективной, если будет проводиться целенаправленный курс на многообразие форм хозяйствования, на многоукладность сельской экономики. Предпочтение следует отдавать прибыльному товарному производству, независимо от собственности - крупным коллективным и государственным хозяйствам, агрофирмам, хозяйственным комплексам, фермерским хозяйствам. Но при этом необходимо выполнять главное условие - предоставить им свободу экономических и организационных действий, исключая командно-административные методы в процесс сельхозпроизводства.

 

Библиография.

 

  1. Аграрные преобразования в России и других странах СНГ [электронный ресурс].-2013.- режим доступа: http://www.erudition.ru. –

 

  1. http://www.e-cis.info/news.php?id=798

 

 

  1. Боголюбов С.А. Аграрное право - файл Аграрное право Учебное пособие-Отв. ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина. – М. Норма, 2000..rtf

Информация о работе Основные черты развития аграрных реформ в странах СНГ