МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ»
Факультет Городской кадастр
Кафедра городского кадастра
Реферат на тему: «Парк Версаль»
Выполнила: ст. 33(2)ГК Хачатрян
М.М.
Проверила: Баскакова Е.А.
Москва 2015
Содержание
Введение
3
История строительства Версаля
4
Планировочная схема
5
Планировка и художественное
убранство Версальского парка
6
Пересадка деревьев
15
Трудности с водой
17
Заключение
21
Список использованной литературы
22
Ведение
В двадцати километрах
на юго-запад от центра современного Парижа
расположены самые знаменитые регулярные
сады на Земле – Сады Версаля. Это пример
колоссальной по масштабам ландшафтной
архитектуры, раскинувшийся на огромной
территории. Большая ее часть благоустроена
в стиле регулярного французского парка,
являясь не столько последователем, сколько
законодателем этого направления ландшафтной
архитектуры. Сады Версаля занимают площадь
более девятисот гектаров, на которых
произрастают более трехсот пятидесяти
тысяч деревьев. Эти впечатляющие цифры,
однако, тают перед тем фактом, что в наиболее
благоприятные времена Людовика XIV площадь
садов составляла восемь тысяч триста
гектаров!
История
строительства Версаля.
Старинные хроники сообщают,
что в начале XVII века Версаль был поселком
с 500 человек населения, на месте будущего
дворца тогда высилась мельница, а кругом
расстилались поля и бесконечные болота.
В 1624 году был выстроен по поручению
Людовика XIII архитектором Филибером Ле
Руа маленький охотничий замок рядом с
деревушкой, называемой Версаль. Около
нее находился средневековый полуразрушенный
замок - владение дома Гонди. Сен-Симон
в своих мемуарах называет этот древний
Версальский замок «карточным домиком».
Этот замок был перестроен в ближайшие
годы по распоряжению короля архитектором
Лемерсье. В это же время Людовик приобрел
участок Гонди вместе с полуразрушенным
дворцом архиепископа и снес его для расширения
своего парка.
Небольшой замок находился
в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное
в плане сооружение со рвом. Перед замком
располагались четыре корпуса из камня
и кирпича с металлическими решетками
на балконах. Двор старого замка, получивший
в последствии название Мраморного, сохранился
до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского
парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком
де Менуар.
В 1662 году Версаль начал строится
по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700)
к этому времени уже прославился как строитель
загородных имений с регулярными парками
(в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.).
Планировочная
схема.
Версаль: 1 — дворец, 2 — Площадь
армии, 3 — водный партер, 4 — фонтан Латона,
5 — Зеленый ковер, 6 — Колесница Аполлона,
7 — Большой канал, 8 — Звезда короля, 9
— северный партер, 10 — Аллея детей, 11
— Бассейн Нептуна, 12 — южный партер, 13
— Оранжерейный сад, 14 — Озеро швейцарцев,
15 — Большой Трианон, 16 — Менажерия
Планировка
и художественное убранство Версальского
парка.
Дворец является доминантой
парка. Протяженность его фасада примерно
500 м. С востока к нему подходит знаменитое
трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу
и Со, сходящихся на Площади армии.
Западный фасад обращен к парку.
Пространство у дворца открыто и оформлено
обширными партерами. По центру дворцового
фасада расположен водный партер в виде
двух плоских мраморных бассейнов, украшенных
скульптурами, символизирующими реки
Франции (площадь 1,5 га). От него начинает
свое развитие главная продольная ось,
на которой последовательно размещены:
цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый
ковер, Колесница Аполлона и, наконец,
Большой канал. Далее перспектива раскрывается
на круглую площадь (Звезда короля) с лучами
сходящихся к ней дорог. Протяженность
Зеленого ковра 330 м, ширина — 45 м, включая
25-метровую полосу газона и ширину дорог,
идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен
боскетов на расстоянии 30 м размещены
вазы и мраморные статуи. Размеры Большого
канала: длина продольной части—1600 м,
поперечной — 1000, ширина — свыше 50 м. Канал
предназначался для катания на лодках
и устройства празднеств на воде. Кроме
того, он выполнял важные мелиоративные
функции, способствуя понижению уровня
грунтовых вод и осушению территории парка.
Но самое примечательное — декоративный
эффект его зеркальной поверхности, освещенной
солнечными лучами, особенно сильный в
вечерние часы благодаря западной ориентации.
Конец оси за Звездой короля
фланкирован пирамидальными тополями.
Ее перспектива ничем не закрыта, и общая
протяженность составляет 3 км (это максимальный
предел четкой видимости при рассеянном
освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту
беспредельных, уходящих вдаль перспектив,
учитывая законы оптического восприятия,
ограничил длину оси этим размером, отметил
ее конец вертикалями тополей, оставив
пространство за ними свободным.
Важную роль играют поперечные
оси парка. Это прежде всего придворцовая
часть с северным, южным и водным партерами.
Северный партер переходит в Аллею детей
и завершается Бассейном Нептуна; южный,
приподнятый над поверхностью земли на
13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается
Озером швейцарцев.
Вторая поперечная ось в виде
двух широких параллельных дорог, проходящих:
первая — через Колесницу Аполлона, вторая
— через восточный бассейн Большого канала,—
отделяет лесопарковую часть от боскетной.
Между придворцовой частью
и дорогой, проходящей через Колесницу
Аполлона, находится участок боскетов.
Деревья в боскетах высаживали
правильными рядами на близком расстоянии
с целью создания густого массива зелени.
По границам боскетов устанавливали легкие
деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди
— палисады, выкрашенные в темно-зеленый
цвет. Такая изгородь сдерживала развитие
растений и служила своего рода лекалом
для формирования ровной поверхности
зеленой стены. Высота ее составляла 2/3
ширины дорожки. В изгородях чаще всего
использовали граб, длительное время сохраняющий
форму после стрижки. Иногда у палисадов
высаживали вьющиеся.
Боскеты в Версале использовали
как зеленые залы, предназначенные для
проведения музыкальных концертов, театральных
представлений, танцев, игр и тихого отдыха.
В соответствии с назначением, образной
идеей и оформлением каждый боскет получил
название (Лабиринт, Большой зал, Королевский
остров).
За боскетной частью Малого
парка находится его лесопарковая часть.
Здесь в центре массива по попереч¬ной
линии Большого канала проходит третья
поперечная ось, которая с севера замыкается
ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией.
Слева и справа от продольной
оси лесной массив прорезают радиальные
дороги. Их лучи, ориентированные на дворец,
сходятся у восточной оконечности Большого
канала. В целом в решении пространства
парка наблюдается изменение его частей:
придворцовая часть имеет более сложную
проработку деталей, чем боскетная. По
мере удаления от дворца происходит нарастание
размеров планировочных элементов, укрупнение
рисунка их плана и упрощение композиций.
Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко
продумана последовательность восприятия
композиций с учетом рельефа. Так, на главной
оси у водного партера виден только уходящий
вдаль Большой канал, а через несколько
метров, у края террасы, взору открывается
Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая
их полоса Зеленого ковра.
Вся архитектурно-планировочная
композиция Версаля подчинена идее восхваления
богатства и могущества «короля-солнца».
Боскеты
в садах.
Зал Балов —
Зал Совета — Боскет «Обелиск»
В 1671 году Андре
Ленотр задумал боскет — изначально
названный Залом Балов и позже переименованный
в Зал Совета — в виде острова, имеющего
форму четырехлистника, окруженного каналом
и устройством 50 водных струй. На каждом
лепестке острова был устроен одиночный
фонтан; на остров можно было попасть по
двум подвесным мостам. С внешней стороны
канала в боскете установили 4 дополнительных
фонтана, по четырем сторонам света. Боскет
заново перестроили в 1706 году под руководством Жюля Ардуэн-Мансара. Центральный остров
заменили большим бассейном, приподнятым
на 5 ступенек, и окружили его каналом.
Центральный фонтан, составленный из 230
струй воды, по совокупности напоминающих обелиск — отсюда новое название Боскет
«Обелиск». Уцелевшие свинцовые
фигуры его декора были использованы для
оформления садовых фонтанов Большого
Трианона
Боскет «Энкелад»
Фонтан боскета, созданного
в 1675 году, одновременно с Боскетом
Славы, отображал гиганта Энкелада, побежденного Олимпийскими
богами и приговоренного к жизни под горой
Этна. По замыслу создателей, братьев
Марси, этот фонтан символизировал
победу Людовика XIV над Фрондой. Скульпторы изобразили
гиганта, наполовину погребенного под
горными обломками, но отчаянно борющегося
со смертью. В 1678 году сюда добавили восьмиугольную
полосу дёрна и 8 фонтанов рокайль, окружающих
центральный фонтан. Эти добавления были
удалены в 1708 году. Этот фонтан имеет самую
большую высоту струи воды среди всех
фонтанов в садах Версаля — 25 метров .Этот
боскет был отреставрирован к 1998 году.
Боскет Славы —
Боскет купольных павильонов
В созданном в 1675 году Боскете
Славы была установлена статуя
Славы, украшавшая бассейн боскета, и из
трубы которой вырывалась мощная струя
воды — отсюда и название боскета. В 1684 году в боскете установили
скульптурные группы из Грота Фетиды, для чего боскет был
перестроен и фонтан Славы из него убрали.
При этом боскету дали новое название — Купальня
Аполлона. В рамках проекта
по перепланировке садов, затеянного Людовиком
XIV в начале 18-го века, группу Аполлона
снова переместили на участок где был Боскет
«Заводь» — неподалеку от Фонтана
Латоны — который разрушили и на его месте
создали новый Боскет
Аполлона. Там скульптурные
группы установили на мраморных постаментах,
из которых текла вода; и каждая группа
была защищена затейливым резным позолоченным
балдахином. Старый боскет Купальня
Аполлонапереименовали в Боскет
купольных павильонов поскольку Жюль Ардуэн-Мансар соорудил здесь два
павильона из белого мрамора с куполами.
Но сами павильоны были снесены в 1820 году
Лабиринт —
Боскет Королевы
Первоначально, в 1665 году Андре Ленотр спланировал лабиринт невзрачных тропинок на участке
к югу от Фонтана Латоны, возле Оранжереи. В
1669 году Шарль Перро — ныне известный, в основном,
как автор Сказок матушки Гусыни — посоветовал Людовику XIV перестроить Лабиринт таким
образом, чтобы он способствовал образованию
Дофина. В период между 1672 и 1677 годами Ленотр перепланировал Лабиринт, разместив
на каждом из пересечений аллей 39 фонтанов,
представляющих эпизоды басен Эзопа. Над этими 39 фонтанами трудились
скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен Ле Онгр, Пьер Ле Гро (старший) и братья Марси. К каждому фонтану прилагалась
табличка с тиснением текста басни и куплета
стихов руки придворного поэта Бенсерада; по этим табличкам сын Людовика
XIV учился чтению. После своего завершения
в 1677 году Лабиринт содержал 39 фонтанов и 333 раскрашенные
свинцовые фигурки животных. Воду для
специально разработанной водопроводной
системы подавали из Сены при помощи Машины Марли. В составе Лабиринта было
14 водоподъемных колёс, которые приводили
в действие 253 помпы, некоторые из них работали
на расстоянии 1200 метров. В 1778 году Людовик XVI поручил снести Лабиринт ссылаясь
на высокую стоимость его содержания и
ремонта. И на этом месте был устроен дендрарий
с экзотическими деревьями в стиле английского парка. Боскет получил новое название Боскет Королевы.
Именно в этом участке парка в 1785 году произошел эпизод дела о мошенничестве,
известного как дело Ожерелья королевы, которое скомпрометировало Марию-Антуанетту
Фонтан Латона.
Фонтан Апполона завершает главную аллею парка.
Фонтаны "Ящерицы". Два живописных одинаковых
фонтана расположились в партере Версаля за фонтаном Латоны.
Фонтаны "Корона". В бассейнах этих двух одинаковых фонтанов
Версаля «плавают» свинцовые сирены и
тритоны.
Фонтан "Дракон"
Этот версальский фонтан символизирует
древний миф о схватке бога Аполлона со
змеем Питоном. Питон окружен дельфинами,
а также вооруженными стрелами и луками
амурами, которые храбро восседают на
спинах лебедей. Основная струя этого
фонтана Версаля может вырываться из пасти
змея Питона на высоту до 27 метров.
Партер перед Оранжерей
Пересадка садов.