Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:52, реферат
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что право собственности как исключительное право и экономическая категория играет очень важную роль в жизни человека, общества, государства. Вопрос собственности является одним из главнейших вопросов, определяющих существование и пути развития человеческого общества, и от того, как и кем он поставлен, кем решается и регулируется в настоящий промежуток времени, зависит устойчивость, благополучие и само существование любого общества и каждого отдельного его члена.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Правовые аспекты регулирования земельно-имущественных правоотношений…………………………………………………………………5
1.1 Современная земельная реформа и ее итоги………………………………5
1.2 Правовое регулирование земельных правоотношений на современном этапе………………………………………………………………………………8
Глава 2. Основные формы реализации права собственности на землю
2.1 Государственная собственность на землю………………………………...14
2.2 Муниципальная собственность на землю………………………………….19
2.3 Частная собственность на землю…………………………………………...25
Глава 3. Проблемные вопросы регулирования прав собственности на землю
3.1 Особенности земельных правоотношений в Российском праве…………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...41
Статья 18 ЗК РФ к собственности субъектов РФ относит земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
-которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст.18 ЗК РФ).
В статье 18 ЗК РФ сформулированы
критерии отнесения земельных участков
к собственности субъектов
Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях. Поэтому субъекты РФ могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и так далее), в результате конфискации (ст.243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст.279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст.284 - 285 ГК РФ).
В соответствии с основным законом государства - Конституцией Российской Федерации - и с федеральным законодательством субъекты Российской Федерации принимают свои законодательные и иные правовые акты, которые регулируют земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией и с муниципальными образованиями.
Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти, указанные в статье 125 ГК РФ, в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения "своей" землей и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам главы 5 ГК РФ.
Как органы публичной власти субъекты Российской Федерации выполняют также и публичные функции.
2.2 Муниципальная собственность на землю
Муниципальная собственность возникает на те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В муниципальной собственности в соответствии с ЗК РФ находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
-которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).
Согласно статье 215 ГК РФ,
муниципальной собственностью является
имущество, принадлежащее на праве
собственности городским и
В соответствии со статьями 112 и 130 Конституции РФ, а также статьями 124 - 127 ГК РФ, Федеральным законом “Об основных принципах организации местного самоуправления” муниципальные образования - это город, район, поселок, сельский населенный пункт. Они могут объединяться в другие муниципальные образования: села - в волости, в округа, в уезды. Это происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами и актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Таким образом, территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии с вышеуказанным законом, в состав муниципальной собственности, помимо перечисленного в законе имущества, входят также муниципальные земли и другие природные ресурсы.
В собственности поселений могут находиться:
-автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего использования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения, а также имущества, предназначенного для их обслуживания;
-объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения в границах поселения;
-имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест заключения;
-земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
-леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.
Муниципальной собственностью
признаются также обособленные водные
объекты, принадлежащие на праве
собственности городам и
Право муниципальной собственности возникает на земельные участки, включенные в состав:
-земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
-земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или в частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в законе;
-земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся для его приватизации в государственной собственности.
В целях развития муниципальных
образований ЗК РФ предусматривает
возможность безвозмездной
Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с законодательством
муниципальные образования
Муниципальная собственность не является государственной. Все муниципальные земли также проходят государственную регистрацию.
От имени муниципальных образований их органы местного самоуправления (муниципальные органы) осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальными землями (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). Государственными и частными землями они не вправе распоряжаться.
Они вправе проводить объединения,
обмен, перераспределение
Местное самоуправление в России создано для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Примером оформления и
оспаривания земельной
"Как установлено судом
и следует из материалов дела,
постановлением мэра города
Решением Арбитражного суда
Тамбовской области за М. установлен
факт владения на праве собственности
объектами, расположенными на лодочной
пристани. Позднее, решением суда данные
объекты не признаны самовольно построенными
и в иске мэрии города Тамбова
к М. об их сносе было отказано. Являясь
собственником недвижимости, находящейся
на лодочной пристани, истец обратился
с иском о понуждении Комитета
по управлению земельными ресурсами
города Тамбова выделить ему земельный
участок под возведенные
Перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности, изложен в статье 19 ЗК РФ. В материалах дела, однако, отсутствует выписка из государственного земельного кадастра или иные документы, подтверждающие факт нахождения земельного участка в муниципальной собственности. Таким образом, судом не опровергнут довод ответчика о том, что земли под принадлежащими истцу строениями относятся к собственности субъекта РФ, то есть к областной собственности.
Данное обстоятельство, по
мнению ответчика, вытекает из статьи
112 Лесного кодекса РФ, согласно которой
земельные участки в
2.3 Частная собственность на землю
Право частной собственности означает
принадлежность правомочий владения,
пользования, распоряжения земельными
участками отдельным конкретным
физическим или юридическим лицам,
которые выступают субъектами права
частной собственности на землю.
Соответственно по субъектам право
частной собственности делится
на два вида: право частной собственности
физических и право частной собственности
юридических лиц. Основные характеристики
содержания права собственности
одинаковы для любой формы
собственности и определены в
статье 209 ГК РФ.
В соответствии с 15 статьей
Конституции РФ, которая посвящена
частной собственности на землю,
собственностью граждан и юридических
лиц (частной собственностью) являются
земельные участки, приобретенные
по основаниям, предусмотренным
Итак, собственнику принадлежат права владения (то есть юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью), пользования (то есть юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления) и распоряжения своим имуществом. Таким образом, субъективное право собственности представляет за собой закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Информация о работе Право собственности на землю в российской федерации на современном этапе