Правовое регулирование унитарных сельскохозяйственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

В настоящее время Российская Федерация поставлена перед необходимостью решения сложных проблем экономического развития страны в условиях мирового кризиса. Это требует интенсификации поиска внутренних экономических резервов, модернизации и оптимизации деятельности государственного сектора экономики. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного регулирования правового статуса государственных и муниципальных предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии государства представляется крайне актуальным.

Содержание работы

Введение
1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия……………………4
2.Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий…….8
3. Учредительные документы (устав)………………………………………………….9
4. Государственная регистрация……………………………………………………....10
5. Характеристика имущества…………………………………………………………10
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Агроправо.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия……………………4

2.Учреждение государственных  и муниципальных унитарных предприятий…….8

3. Учредительные документы  (устав)………………………………………………….9

4. Государственная регистрация……………………………………………………....10

5. Характеристика имущества…………………………………………………………10

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время Российская Федерация поставлена перед необходимостью решения сложных проблем экономического развития страны в условиях мирового кризиса. Это требует интенсификации поиска внутренних экономических резервов, модернизации и оптимизации деятельности государственного сектора экономики. Поэтому формирование теоретической  концепции создания эффективного регулирования  правового статуса государственных  и муниципальных предприятий  как неотъемлемого элемента экономической  стратегии государства представляется крайне актуальным.

В последнее время в  нашей стране наметилась тенденция  повышения роли государства в  сфере экономики. Составной частью государственного регулирования применительно  к сфере имущественных отношений  является управление (или участие  в управлении) государственной собственностью. В одобренных российским правительством осенью 1999 г. Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и летом 2000 г. Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу выделяются три основных типа объектов такой политики: 1) государственные унитарные предприятия (ГУП) и учреждения; 2) хозяйственные общества с участием государства; 3) недвижимость. В связи с этим большое значение приобретают исследования эффективного управления государственной собственностью, в частности, путем создания государственных предприятий, которые обеспечивают потребности государства, и управления ими.

Актуальность теоретического исследования правового статуса  государственных и муниципальных  унитарных предприятий обусловливается  также тем, что государственные  и муниципальные унитарные предприятия, собственником которых является государство в лице Российской Федерации, - вступают не только в гражданско-правовые, но и в административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения, поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление статуса государственного и муниципального унитарного предприятия, который имеет комплексный правовой характер и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных правовых отраслей, нормы которых недостаточно согласованы, а иногда противоречат друг другу.

Кроме того, многие теоретические  и практические вопросы статуса  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, такие как  реструктуризация, режим управления государственной собственностью, защиты прав и законных интересов предприятий  и т.д., находятся в настоящее  время вне поля зрения законодателя, что не только не способствует эффективности  управления государственным сектором, но и отрицательно влияет на эффективность  экономики в целом. Заметим, что эта проблема присуща не только российским государственным и муниципальным унитарным предприятиям, но и аналогичным предприятиям за рубежом, что говорит об ее всеобщем характере.

 

 

 

 

 

 

 

1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

Унитарное предприятие –  коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.

Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность ком­мерческие организации — юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113—115 ГК РФ).

От иных коммерческих организаций  унитарные предприятия отлича­ются тем, что они не наделены правом собственности на закрепляемое за ними имущество.

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками1.

В Российской Федерации создаются  и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1 В действующем ГК РФ закреплена двойственная позиция в отношении категории «предприятие»: с одной стороны, оно рассматривается как объект гражданского права (ст. 132 ГК РФ), с другой — как субъект гражданско-правовых отношений (ст. 113 ГК РФ), что не могло не найти отражения и в современной юридической литературе. Так, негативное отношение к категории «предприятие» как субъекту гражданского права нашло свое отра­жение в учебнике «Гражданское право», подготовленном коллективом авторов МГУ (см.: Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 306). Однако существуют и иные точки зрения на место, роль и перспективы использования указанной категории. В.В. Лаптев считает необходимым установить в законодательстве «четкое и адекватное понятие предприятия как хозяйствующего субъекта и субъекта права, участвующего в отношениях и по горизонтали, и по вертикали, для которого наличие прав юридического лица хотя и обязательно, но служит лишь одним из элементов его право­субъектности» (Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С. 221). Ю.К.Толстой пишет. «Почему же противники унитарных предприятий с такой настойчивостью предают их анафеме? Гносеологические корни этой позиции усматриваются в убежденности ее сторон­ников в том, будто предприятие имеет право на существование лишь как единый имущест­венный комплекс, но не как субъект права. Между тем С.Н. Братусь в свое время справед­ливо обратил внимание на то, что понятие «предприятие» является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство. В том числе новейшее (см. § 4 гл. 4 и ст. 132 ГК РФ). Представляется, что унитарным предприятиям (особенно предприятиям ВПК) не только уготовлена в нашей экономике долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы там, где путь ей сейчас вроде бы заказан» (Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе) Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. ( ПО—111).

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ве­дения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее — государствен­ное предприятие), муниципальное предприятие;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управ­ления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие).

Правоспособность унитарных  предприятий в отличие от иных ком­мерческих организаций не общая, а специальная, т.е. они могут осу­ществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия (ст. 49, 113 ГК РФ, ст. 3, 8 Феде­рального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Данное положение нашло  отражение и в судебно-арбитражной  прак­тике. Так, в п. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 отмечено, что «унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмот­рена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными пра­вовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168».

Необходимо также учитывать, что действующее законодательство ограничивает деятельность унитарных  предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности. Статья 1015 ГК РФ уста­навливает запрет на деятельность унитарного предприятия в качестве доверительного управляющего. Казенное предприятие не может быть таможенным брокером.

На начальном этапе  проведения рыночных преобразований в  России возобладала точка зрения о необходимости прекращения  создания новых федеральных государственных  унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий  с закреплением за ними на праве  оперативного управления всего имущества  ликвидируемых федеральных государственных  унитарных предприятий, что нашло отражение в нормах Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий».

Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, практика формирования законодательной  основы рыночной экономики свидетельствуют  об ошибочности указанной выше позиции.: Законодатель направил усилия на создание механизма управления уни­тарными  предприятиями, повышения эффективности  их хозяйственной деятельности, а  также отдачи от имущества, переданного  унитарным предприятиям на праве  хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.

Если до середины,90-х гг. можно было говорить об отсутствии аде­кватной нормативной правовой базы деятельности унитарных предпри­ятий, то в настоящее время такая база в значительной мере создана и служит хорошей основой для развития государственного сектора эконо­мики, подтверждением чего является принятый 14 ноября 2002 г. Феде­ральный закон «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях». По существу, произошла трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным услови­ям рыночной экономики.

Государственные предприятия  и казенные заводы не являются изобретениями советской эпохи.

Среди видов предпринимательской  деятельности в XVII в. следует прежде всего назвать казенное предпринимательство. Само государство выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано, прежде всего, с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство на крупных казенных предприятиях типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В XVII в. была создана Оружейная палата. Там производилось легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: многие мастера, среди которых были специалисты различного профиля, работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составлял около 300 человек.

В 1913 г. казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями и складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов госбюджета. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн. руб. на долю горных заводов  приходилось 17 млн. руб. (свыше 75%). Государство  стремилось перевести их на «коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15% на прибыль. Из прибыли осу­ществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на пре­мирование администрации.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наиме­нование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на рус­ском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципаль­ного предприятия на русском языке должно содержать слова «федераль­ное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущест­ва — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или му­ниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском  языке должно содержать слова  «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие», или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества —  Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке  не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму  термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

По согласованию с собственником  его имущества унитарное предприятие  может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарные предприятия могут  быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соот­ветствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участ­никами) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или  некоммерческой организации может  быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предпри­ятием только с согласия собственника его имущества.

Унитарное предприятие несет  ответственность по своим обязатель­ствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обяза­тельствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъек­та Российской Федерации, муниципального образования).

Российская Федерация, субъект  Российской Федерации, муниципаль­ное образование не несут ответственность по обязательствам государст­венного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство), предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточнос­ти имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муни­ципальные образования несут субсидиарную ответственность по обяза­тельствам своих казенных предприятий при недостаточности имущества последних.

 

 

2.Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

Закон о государственных  и муниципальных предприятиях (ст. 8) ус­танавливает примерный перечень случаев, когда унитарное предприятие может быть создано. Так, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

Информация о работе Правовое регулирование унитарных сельскохозяйственных предприятий