Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:27, реферат
В настоящее время Российская Федерация поставлена перед необходимостью решения сложных проблем экономического развития страны в условиях мирового кризиса. Это требует интенсификации поиска внутренних экономических резервов, модернизации и оптимизации деятельности государственного сектора экономики. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного регулирования правового статуса государственных и муниципальных предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии государства представляется крайне актуальным.
Введение
1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия……………………4
2.Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий…….8
3. Учредительные документы (устав)………………………………………………….9
4. Государственная регистрация……………………………………………………....10
5. Характеристика имущества…………………………………………………………10
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия……………………4
2.Учреждение государственных
и муниципальных унитарных
3. Учредительные документы (устав)………………………………………………….9
4. Государственная регистрация………
5. Характеристика имущества………………
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время Российская
Федерация поставлена перед необходимостью
решения сложных проблем
В последнее время в
нашей стране наметилась тенденция
повышения роли государства в
сфере экономики. Составной частью
государственного регулирования применительно
к сфере имущественных
Актуальность теоретического
исследования правового статуса
государственных и
Кроме того, многие теоретические
и практические вопросы статуса
государственных и
1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.
Унитарные предприятия представляют
собой организационно-правовую форму,
посредством которой
От иных коммерческих организаций
унитарные предприятия отлича
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками1.
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1 В действующем ГК РФ закреплена двойственная позиция в отношении категории «предприятие»: с одной стороны, оно рассматривается как объект гражданского права (ст. 132 ГК РФ), с другой — как субъект гражданско-правовых отношений (ст. 113 ГК РФ), что не могло не найти отражения и в современной юридической литературе. Так, негативное отношение к категории «предприятие» как субъекту гражданского права нашло свое отражение в учебнике «Гражданское право», подготовленном коллективом авторов МГУ (см.: Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 306). Однако существуют и иные точки зрения на место, роль и перспективы использования указанной категории. В.В. Лаптев считает необходимым установить в законодательстве «четкое и адекватное понятие предприятия как хозяйствующего субъекта и субъекта права, участвующего в отношениях и по горизонтали, и по вертикали, для которого наличие прав юридического лица хотя и обязательно, но служит лишь одним из элементов его правосубъектности» (Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С. 221). Ю.К.Толстой пишет. «Почему же противники унитарных предприятий с такой настойчивостью предают их анафеме? Гносеологические корни этой позиции усматриваются в убежденности ее сторонников в том, будто предприятие имеет право на существование лишь как единый имущественный комплекс, но не как субъект права. Между тем С.Н. Братусь в свое время справедливо обратил внимание на то, что понятие «предприятие» является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство. В том числе новейшее (см. § 4 гл. 4 и ст. 132 ГК РФ). Представляется, что унитарным предприятиям (особенно предприятиям ВПК) не только уготовлена в нашей экономике долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы там, где путь ей сейчас вроде бы заказан» (Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе) Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. ( ПО—111).
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие).
Правоспособность унитарных предприятий в отличие от иных коммерческих организаций не общая, а специальная, т.е. они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия (ст. 49, 113 ГК РФ, ст. 3, 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Данное положение нашло
отражение и в судебно-
Необходимо также учитывать,
что действующее
На начальном этапе
проведения рыночных преобразований в
России возобладала точка зрения
о необходимости прекращения
создания новых федеральных
Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, практика формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствуют об ошибочности указанной выше позиции.: Законодатель направил усилия на создание механизма управления унитарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной деятельности, а также отдачи от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.
Если до середины,90-х гг. можно было говорить об отсутствии адекватной нормативной правовой базы деятельности унитарных предприятий, то в настоящее время такая база в значительной мере создана и служит хорошей основой для развития государственного сектора экономики, подтверждением чего является принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». По существу, произошла трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным условиям рыночной экономики.
Государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской эпохи.
Среди видов предпринимательской деятельности в XVII в. следует прежде всего назвать казенное предпринимательство. Само государство выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано, прежде всего, с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство на крупных казенных предприятиях типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В XVII в. была создана Оружейная палата. Там производилось легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: многие мастера, среди которых были специалисты различного профиля, работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составлял около 300 человек.
В 1913 г. казенные промышленные
предприятия (вместе с техническими
заведениями и складами) занимали
2,7% в общей сумме доходов
Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие», или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
По согласованию с собственником
его имущества унитарное
Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство), предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности имущества последних.
2.Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Закон о государственных и муниципальных предприятиях (ст. 8) устанавливает примерный перечень случаев, когда унитарное предприятие может быть создано. Так, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:
Информация о работе Правовое регулирование унитарных сельскохозяйственных предприятий