Правовое регулирование унитарных сельскохозяйственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

В настоящее время Российская Федерация поставлена перед необходимостью решения сложных проблем экономического развития страны в условиях мирового кризиса. Это требует интенсификации поиска внутренних экономических резервов, модернизации и оптимизации деятельности государственного сектора экономики. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного регулирования правового статуса государственных и муниципальных предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии государства представляется крайне актуальным.

Содержание работы

Введение
1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия……………………4
2.Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий…….8
3. Учредительные документы (устав)………………………………………………….9
4. Государственная регистрация……………………………………………………....10
5. Характеристика имущества…………………………………………………………10
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Агроправо.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения со­циальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопас­ности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической дея­тельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Россий­ской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обес­печивающей ее безопасность;

 

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие  может быть создано в случае.

если преобладающая или  значительная часть производимой про­дукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федера­ции или муниципального образования;

необходимости использования  имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения без­опасности  Российской Федерации, функционирования воздушного, же­лезнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности по производству това­ров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости разработки и производства отдельных видов про­дукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости, производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов дея­тельности и ведения убыточных производств;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятие.

Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных  предприятий является примерным.

Учредителем унитарного предприятия  может выступать Российская Фе­дерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается  Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

 

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации  или муниципального предприятия  принимается уполномоченным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с ак­тами, определяющими их компетенцию.

 

Федеральное казенное предприятие  учреждается решением Прави­тельства РФ.

Казенное предприятие  субъекта Российской Федерации, муници­пальное казенное предприятие учреждаются  соответственно решением органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, реше­нием органа местного самоуправления, которым в соответствии с акта­ми, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.

 

3. Учредительные документы (устав)

Устав унитарного предприятия  является его единственным учреди­тельным документом. В Законе о государственных  и муниципальных предприятиях (ст. 9) определяется примерное содержание устава уни­тарного предприятия, а  также порядок внесения в него изменений.

Устав государственного или  муниципального предприятия кроме  све­дений, указанных в п. 3 ст. 9, должен содержать сведения о размере уставного фонда предприятия, о порядке и об источниках его формиро­вания, а также о направлениях использования прибыли.

Устав казенного предприятия  должен, кроме того, содержать сведе­ния о порядке распределения и использования доходов предприятия.

 

4. Государственная регистрация

 

Государственная регистрация  унитарных предприятий осуществля­ется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации представляется ре­шение уполномоченного государственного органа Российской Федера­ции, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости иму­щества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

 

5. Характеристика имущества

 

Уставной фонд государственного или муниципального предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Закон о государственных  и муниципальных предприятиях определяет источники формирования имущественной  основы деятельности уни­тарного предприятия. Его имущество формируется за счет:

имущества, закрепленного  за унитарным предприятием на праве

хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления собст­венником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве  хозяйственного ведения или на праве  оперативного управления собственником  имущества, возникает с момента  его передачи унитарно­му предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества.

Особенности осуществления  права хозяйственного ведения и  права оперативного управления в  отношении недвижимого имущества, находя­щегося за пределами Российской Федерации и являющегося федераль­ной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах устанавлива­ются Правительством РФ.

В отличие от хозяйственных  обществ и товариществ в государственных  и муниципальных предприятиях создается  уставный фонд, кото­рым определяется минимальный размер имущества, гарантирующего ин­тересы кредиторов предприятия.

Он может формироваться  за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и  иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда  государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

Размер уставного фонда  государственного предприятия должен со­ставлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистра­ции предприятия, а муниципального предприятия — не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федераль­ным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Федеральными законами или  иными нормативными правовыми акта­ми  могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться  уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия  должен быть полностью сформирован  собственником его имущества  в течение трех месяцев с момента  государственной регистрации предприятия. Он считается сформированным с момента  зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях  банковский счет и (или) передачи в установленном  порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого  за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Закон о государственных  и муниципальных предприятиях пре­дусматривает возможность увеличения и уменьшения уставного фонда (ст. 14, 15). При увеличении его размер с учетом размера резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального пред­приятия вправе, а в предусмотренных законом  случаях обязан умень­шить уставный фонд предприятия.

Учитывая, что уменьшение уставного фонда может существенно  по­влиять на права и интересы кредиторов, Закон о государственных и муниципальных предприятиях устанавливает нормы; направленные на их защиту. Так, уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого умень­шения его размер станет меньше определенного в соответствии с назван­ным Законом минимального размера уставного фонда.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном указанным Законом порядке.

В случае если по окончании  финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного тем же Законом на дату государственной  реги­страции предприятия минимального размера уставного фонда и в тече­ние трех месяцев их стоимость не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник должен принять решение о лик­видации или реорганизации предприятия.

Стоимость чистых активов  государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми акта­ми РФ.

Если в случаях, предусмотренных  п. 3 ст. 15, собственник имущества  в течение шести календарных  месяцев после окончания финансового  года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восста­новлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муници­пального предприятия, кредиторы вправе потребовать от этого предпри­ятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмеще­ния причиненных им убытков.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное  или муниципальное предпри­ятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему креди­торов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридца­ти дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать пре­кращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального, предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация  уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия  осуществляется только при представлении  предприятием доказательств уведомления  об этом кредиторов в порядке, установленном п. 4 ст. 15.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск  о возмещении убытков, причиненных  предприятию, к его руководителю.

Повышение эффективности  управления государственным и муниципальным  имуществом предполагает предоставление собственнику имущест­ва в лице его органов определенного объема прав в отношении предприятия. В соответствии с Законом о государственном и муниципальном предпри­ятии (ст. 20) собственник имущества такого предприятия, в частности:

- принимает решение о создании унитарного предприятия;

- определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

- утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции;

- принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;

- формирует уставный фонд государственного или муниципального

предприятия;

- назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудо­вого права нормативными правовыми актами;

- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного пред­приятия;

- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в слу­чаях, установленных федеральными законами, иными нормативными

- правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение

иных сделок;

- осуществляет контроль за использованием по назначению и со­хранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Помимо указанных правомочий, собственник имущества казенного предприятия вправе:

- изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или

- используемое не по назначению имущество;

- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения

- заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

Информация о работе Правовое регулирование унитарных сельскохозяйственных предприятий