Проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

После вступления в ВТО в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе, поэтому основной целью данной работы будет исследование проблем государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (с/х т.) по вопросам государственной поддержки их доходов ( г.п.д.) и внести конкретные предложения по её совершенствованию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Всемирная торговая организация: многосторонние правила в области сельского хозяйства
1.1 Основные принципы и функции ВТО……………………………………….4
1.2 Обязательства стран-участниц ВТО по сельскому хозяйству…………..…7
Глава 2 Россия и ВТО: аграрный аспект
2.1 Анализ существующей государственной поддержки сельхозпроизводителей в России……………………………………………….16
2.2 Экспортные субсидии и внутренняя поддержка сельского хозяйства………25
Глава 3 Государственная поддержка сельхоз товаропроизводителей и АПК
3.1 Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах……………………………………………………………..27
3.2 Государственная поддержка аграрного сектора в СССР………………….30
3.3 Прогноз развития сельского хозяйства России на период до 2020 года…32
3.3.1 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы…………………………………………………...33
3.3.2 Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и
решения задач Государственной программы………………………………….34
Выводы и предложения…...…………………………………………………….38
Список используемых источников …………………………………………….39

Файлы: 1 файл

проблемы гос поддержки.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

 

Глава 1 Всемирная торговая организация: многосторонние правила в области сельского хозяйства

1.1 Основные принципы  и функции ВТО……………………………………….4

 

1.2 Обязательства стран-участниц  ВТО по сельскому хозяйству…………..…7

 

Глава 2 Россия и ВТО: аграрный аспект

2.1 Анализ существующей государственной поддержки сельхозпроизводителей в России……………………………………………….16

2.2 Экспортные субсидии  и внутренняя поддержка сельского  хозяйства………25

Глава 3 Государственная поддержка сельхоз товаропроизводителей и АПК

3.1 Государственное регулирование  агропромышленного производства  в зарубежных странах……………………………………………………………..27

3.2 Государственная поддержка аграрного сектора в СССР………………….30

3.3 Прогноз развития  сельского хозяйства России на период до 2020 года…32

3.3.1 Приоритетная государственная  политика в сфере реализации

Государственной программы…………………………………………………...33

3.3.2 Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и

решения задач Государственной  программы………………………………….34

 

Выводы и предложения…...…………………………………………………….38

 

Список используемых источников …………………………………………….39

 

 

 

Введение

 

   Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей является составной частью аграрной политики и позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом.    Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.

    После вступления в ВТО в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе, поэтому основной целью данной работы будет исследование проблем государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (с/х т.) по вопросам государственной поддержки их доходов ( г.п.д.) и внести конкретные предложения по её совершенствованию.

   Основными задачами  будет являться

  • Изучить теоретические вопросы г.п.д. с/х т.
  • Проанализировать состояние г.п.д. с/х т. в России в целом и в Московской области в частности.
  • Определить актуальные проблемы г.п.д. с/х т. с целью их консультирования
  • Проанализировать методику начисления и расчета «несвязанных субсидий», разработанную Министерством сельского хозяйства России
  • Предложить методические подходы для устранения недостатков действующих методик г.п.д.

Для решения поставленных задач будем использовать следующие  методы: абстрактно-логические, монографический, графический, методы статистического анализа (корелляции, индексного анализа. комбинационных группировок, анализа динамических рядов) , экономико-математические.

Предполагаемая научная  новизна:

    • Уточнено понятие г.п.д. с/х т. применительно к условиям членства страны в ВТО
    • Предложена классификация доходов с/х т., форм и механизмов г.п.д. с/х т.
    • Определены актуальные проблемы г.п.д. с/х т., по которым необходима
    • Предложены методические подходы.

Практической значимостью  работы является то что результаты исследований будут использоваться в учебной практике при проведении курсов аграрной и региональной политики, государственного и муниципального управления. Полученные результаты будут предложены Министерству сельского хозяйства России для совершенствования действующих методик г.п.д. с/х т.. Результаты исследований будут переданы ИКС в целях повышения эффективности консультирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Всемирная торговая организация: многосторонние правила в области сельского хозяйства

 

1.1 Основные  принципы и функции ВТО

В последние годы в аграрном секторе экономики России наметились позитивные сдвиги, ставшие следствием адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к условиям рыночной экономики, стабилизации законодательства, повышения уровня государственной поддержки отрасли. Однако дальнейший рост сельскохозяйственного производства должен осуществляться за счет ускоренного перехода на инновационные технологии, коренной модернизации производительных сил, внедрения достижений аграрной науки, повышения технической и кадровой обеспеченности отрасли. Ускорить эти процессы, призван Приоритетный Национальный Проект «Развитие АПК», реализация которого уже позволила существенно увеличить приток инвестиций в сельское хозяйство. Однако эффективность их использования зависит от уровня и качества управленческих решений, принимаемых товаропроизводителями. В связи с этим, в условиях, когда в развитии отрасли наблюдаются динамичные процессы, возрастает важность получения сельскохозяйственными товаропроизводителями актуальной информации и консультационных услуг, способных повысить качество и оперативность принятия решений, касающихся их производственно-хозяйственной деятельности.

Согласно Федеральному Закону от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из основных направлений государственной поддержки отрасли является предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. В свете этого особенно остро встает проблема рациональной организации деятельности системы информационно-консультационной службы (ИКС) АПК России. В свою очередь, важнейшим фактором эффективной организации деятельности ИКС АПК является соответствие предлагаемой информации и консультационных услуг реальным потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такое соответствие обеспечивает, с одной стороны, повышение эффективности деятельности пользователей информационно-консультационных услуг, с другой стороны, оно отражает эффективность деятельности самой службы. Однако в настоящее время в практике информационно-консультационной службы еще не сформировались методические приемы выявления и анализа потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах, что сдерживает развитие системы ИКС АПК, не позволяет организовать информационно-консультационное обслуживание товаропроизводителей на необходимом уровне.

 

 

2. Государственная  поддержка сельского хозяйства в России

Принцип справедливой конкуренции  в Соглашении по сельскому хозяйству  наиболее последовательно реализован в отношении бюджетного финансирования. Все меры внутренней поддержки классифицируются на основе главного критерия: оказывают ли они “искажающее” воздействие на торговлю и производство. [12]

Группа мер так называемой “зеленой корзины” включает меры государственной  поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю или воздействие на производство. Данные меры финансируются из государственного бюджета (а не за счет средств потребителей) и не имеют следствием поддержание цен производителей. Государственные расходы в рамках “зеленой корзины” могут осуществляться по следующим направлениям:

 

  •  научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;
  • ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;
  • содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;
  • совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений), за исключением операционных расходов на поддержание ее функционирования;
  • содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
  • обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, улучшение землепользования и т.д.
  • поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;
  • страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий;
  • содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства;
  • охрана окружающей среды;
  • программы регионального развития.

Учитывая минимальное  негативное воздействие на торговлю меры “зеленой корзины” освобождаются  от обязательств по “связыванию” и  сокращению. Государство вправе финансировать  вышеупомянутые программы в любом  необходимом объеме, исходя из возможностей бюджета.

Такой же режим действует  в отношении мер, направленных на ограничение перепроизводства (“голубая корзина”). Соответствующие расходы  должны выделяться на фиксированные  сельскохозяйственные площади или  фиксированное поголовье.

Меры внутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие  на торговлю и влияющие на производство, классифицируются как меры “желтой  корзины”:

 

  •  дотации на продукцию животноводства и растениеводства; 
  • дотации на племенное животноводство;
  • дотации на элитное семеноводство (на реализованные семена);
  • дотации на комбикорма;
  • компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
  • компенсация части затрат на энергоресурсы;
  • компенсация части расходов по повышению плодородия почв;
  • компенсация стоимости техники, приобретенной в порядке встречной продажи сельхозпродукции;
  • расходы на ремонт и текущее содержание мелиоративных систем;
  • расходы лизингового фонда;
  • расходы на создание сезонных запасов запчастей и материально-технических ресурсов;
  • капиталовложения производственного назначения, кроме капитальных расходов на мелиорацию и водное хозяйство;
  • ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию;
  • предоставление производителю товаров (услуг) по ценам ниже рыночных.
  • закупка у производителя товаров (услуг) по ценам выше рыночных.
  • льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и региональных бюджетов, включая списание и пролонгацию долгов;
  • льготы на транспортировку сельскохозяйственной продукции.

В отношении вышеупомянутых мер внутренней поддержки государство  должно взять обязательства по сокращению бюджетного финансирования. Максимально  допустимый уровень поддержки рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов на меры “желтой корзины” за последние три года (базовый период), как на федеральном, так и на региональном уровне.

Агрегированная мера поддержки (АМП) является интегрирующим показателем и составляет ежегодную сумму всех видов государственной поддержки, на которые распространяются обязательства по сокращению. В течение шестилетнего переходного периода агрегированная мера поддержки должна быть сокращена на 20% (для развитых стран).

Данный подход обеспечивает определенную гибкость в регулировании  сельскохозяйственного производства, так как позволяет устанавливать  различные уровни сокращения для  конкретных секторов и, соответственно, сохранять адекватную поддержку  для наиболее чувствительных видов продукции. [5]

Страна-участница ВТО  вправе не сокращать расходы “желтой  корзины”, если обязуется обеспечить поддержку в размере не более 5% от валовой стоимости сельскохозяйственного  производства для развитых стран  и 10% для развивающихся стран.

3.Экспортные субсидии

Субсидирование экспорта рассматривается ВТО как один из инструментов внешнеторговой политики наиболее противоречащий принципу справедливой конкуренции. Наиболее конкурентоспособные  страны - аграрные экспортеры активно  выступают за полную и незамедлительную отмену экспортных субсидий.

Соглашение по сельскому  хозяйству запрещает применять  экспортные субсидии кроме тех, которые  зафиксированы в перечне обязательств страны. Данный запрет распространяется как на виды субсидирования, так и на виды продукции. Присоединяющаяся страна должна представить информацию по фактическим затратам на субсидии и объему субсидируемого экспорта за последние три года и взять обязательства в течение 6-летнего периода провести сокращение по затратам - на 36% и по объему - на 21% (для развитых стран).

Соглашением предусматриваются  следующие виды экспортных субсидий:

  • предложение на экспорт некоммерческих запасов сельскохозяйственной продукции государством по ценам ниже, чем на внутреннем рынке;
  • выплаты при экспорте, финансируемые в силу действий правительства, в том числе, за счет налогообложения производителей;
  • субсидирование сбытовых и международных транспортных издержек;
  • установление государством более льготных тарифов на перевозки экспортируемой продукции, чем для внутренних поставок;
  • субсидирование сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья предназначенной на экспорт продукции.

Соглашение по сельскому  хозяйству предполагает продолжение  рыночной реформы, долгосрочной задачей которой является дальнейшее значительное уменьшение государственной поддержки, экспортного субсидирования и защиты внутреннего рынка.

Информация о работе Проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей