Проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

После вступления в ВТО в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе, поэтому основной целью данной работы будет исследование проблем государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (с/х т.) по вопросам государственной поддержки их доходов ( г.п.д.) и внести конкретные предложения по её совершенствованию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Всемирная торговая организация: многосторонние правила в области сельского хозяйства
1.1 Основные принципы и функции ВТО……………………………………….4
1.2 Обязательства стран-участниц ВТО по сельскому хозяйству…………..…7
Глава 2 Россия и ВТО: аграрный аспект
2.1 Анализ существующей государственной поддержки сельхозпроизводителей в России……………………………………………….16
2.2 Экспортные субсидии и внутренняя поддержка сельского хозяйства………25
Глава 3 Государственная поддержка сельхоз товаропроизводителей и АПК
3.1 Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах……………………………………………………………..27
3.2 Государственная поддержка аграрного сектора в СССР………………….30
3.3 Прогноз развития сельского хозяйства России на период до 2020 года…32
3.3.1 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы…………………………………………………...33
3.3.2 Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и
решения задач Государственной программы………………………………….34
Выводы и предложения…...…………………………………………………….38
Список используемых источников …………………………………………….39

Файлы: 1 файл

проблемы гос поддержки.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

   Таким образом, государство с помощью бюджетных средств, особенно в 80-е годы, стремилось поднять финансовое, экономическое и социальное положение сельского хозяйства.

   Если говорить об эффективности, результативности направления этих средств, то необходимо отметить следующее.

    В дореформенный период производство продукции сельского хозяйства росло опережающими к росту численности населения темпами. Производство зерна за этот период увеличилось в 1,5 раза, мяса - в 2, молока в 1,6, яиц - почти втрое. К концу 80-х годов страна по уровню питания населения вошла в первую десятку самых обеспеченных стран мира.

   В то же время необходимо отметить, что проблемы развития сельского хозяйства, проблемы обеспечения страны продовольствием постоянно возникали и в советское время.

   В 1990 году средний уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий составлял 37 процентов. Удельный вес убыточных в общем числе хозяйств - 2,8 процента. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве составлял 93 % к уровню оплаты труда в промышленности. За счет более быстрого развития социальной сферы села наметилось сокращение разрыва социальных условий жизни в городе и деревне.

 

3.3 Прогноз  развития сельского хозяйства России на период до 2020 года

   Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

   В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

   В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.

   Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.

   Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

3.3.1 Приоритетная государственная политика в сфере реализации

Государственной программы

   Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.

   К приоритетам первого уровня относятся:

  • в сфере производства – зерновой подкомплекс,  включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающий устойчивость в целом АПК и в значительной мере экономики страны;
  • скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь,  наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
  • в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий, в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности страны;
  • в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемых пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
  • в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;
  • в институциональной сфере – развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
  • научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Приоритеты второго  уровня включают такие направления, как:

 

  • развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
  • обеспечение животноводства растительным кормовым белком;
  • экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;
  • рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны с учетом климатических условий минимизации логистических издержек и других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.

 

3.3.2 Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и

решения задач Государственной  программы

Целями Государственной  программы на период до 2020 г. являются:

  1. обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
  2. повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
  3. обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
  4. воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;
  5. устойчивое развитие сельских территорий.

   Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

1) стимулирование роста  производства основных видов  сельскохозяйственной продукции;

2) создание условий  для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

3) повышение эффективности  регулирования внутренних и внешних  рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия;

4) поддержка малых  форм хозяйствования;

5) техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

6) рост доходности  сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических  условий для расширенного воспроизводства;

7) совершенствование  системы информационного обеспечения  в сфере АПК;

8) научное обеспечение  реализации мероприятий по развитию  агропромышленного производства  и регулированию рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия;

9) совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса.

10) повышение занятости,  уровня и качества жизни сельского  населения;

Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы  оцениваются на двух уровнях:

  1. общие – в целом для Государственной программы;

 

  1. частные – по каждой из подпрограмм Государственной программы и включенных в нее федеральных целевых программ.

   Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм и федеральных целевых программ.

   К общим показателям (индикаторам) Государственной программы отнесены:

  • индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), в том числе продукции животноводства и продукции растениеводства, %;
  • индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака, %;
  • индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, %;
  • уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей деятельности (включая субсидии), %;
  • средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве;
  • индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий к предыдущему году, %.

Основные ожидаемые  конечные результаты, сроки и этапы

реализации Государственной программы.Реализация Государственной программы позволит обеспечить:

  • достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна – 99,8%, сахара – 91,2%, растительного масла – 82,8%, картофеля – 99,7%, мяса и мясопродуктов – 88,9%, молока и молокопродуктов – 85,3%
  • увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. – на 27,6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%;
  • среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 8,8%;
  • уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) – не менее 20%;
  • достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95%;
  • рост производительности труда в 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. в 1,7 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

1. Настоящим исследованием  достоверно доказано, что при  вхождении России в ВТО необходимо  создание механизма, который обеспечивал  бы эффективность использования  и достаточность средств государственной поддержки, направленных на развитие аграрного сектора экономики. Специфика вступления России в ВТО заключается в том, что выработанные ранее членами ВТО условия сотрудничества в области сельского хозяйства не распространяются на нее автоматически, страны-члены ВТО настаивают на максимальной либерализации российского рынка сельскохозяйственных товаров и сокращении уровня государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. 

2. Установлено, что субсидии в сложившихся размерах и порядке использования не обеспечивают какие-либо изменения в отдельных отраслях сельского хозяйства. Поэтому для координации решения вопроса прибыльности сельскохозяйственного производства меры прямого субсидирования недостаточны. Предоставляемые бюджетные средства не покрывают всех произведенных расходов, так как они находятся за так называемой точкой безубыточного производства продукции (особенно в части постоянных затрат). Поэтому наряду с мерами государственной поддержки необходимо развивать инновации. Необходимы коренные методологические, технические, технологические и инновационные решения.

3. Предлагаемый механизм государственной поддержки сельского хозяйства обеспечит к началу 2012 г. увеличение выручки от реализации зерна с 4 279 до 10 019 млн руб., молока — с 3 043 до 5 527 млн руб., доход от реализации мяса увеличится на 413 млн руб., что приведет к дополнительному поступлению налогов в бюджет в сумме 360 млн руб.

 

 

 

 

Список используемых источников

1.  «Агропродовольственная  политика и международная торговля: Российский аспект» Н. Карлов, М. Прокопьев, И. Кобут – Институт экономики переходного периода, М:2001.

 

2.  Ж. «Эксперт» №5 (312), 4.02.02 – «Двойная игра»,

 

3.  Ж. «Эксперт» №47 (307), 17.12.01 – «Торг начался»,

 

4.  Ж. «Эксперт» №41 (301), 5.11.01 – «Слабое место», «Рискованная ставка», «Членство в ВТО – это новые возможности»,

 

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style="


Информация о работе Проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей