Развитие сельского хозяйства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:44, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются теоретические основы изучения сельского хозяйства. Представлен обзор текущей ситуации на рынке сельского хозяйства и прогноз на ближайшие годы.
Так же мы рассмотрели развитие сельского хозяйства на территории Брянской области.
В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития рынка сельского хозяйства России на основе полученных результатов исследования.

Файлы: 1 файл

Развитие сельского хозяйства.docx

— 52.33 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Государственные программы

      3.1. Национальный проект «Развитие АПК» 

    Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

• «Ускоренное развитие животноводства»;

• «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

• «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов  на селе».

    Реализация  первого направления Национального  проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного  рыбоводства, провести техническое  перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного  рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

- повышения  доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 5 и  8 лет;

- роста  поставок по системе федерального  лизинга племенного скота, техники  и оборудования для животноводства  и промышленного рыбоводства  благодаря увеличению уставного  капитала ОАО «Росагролизинг»,  снижению ставки за использование  средств уставного капитала ОАО  «Росагролизинг» и продлению  срока лизинга техники и оборудования  для животноводческих комплексов  и предприятий промышленного  рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;

- совершенствования  мер таможенно-тарифного регулирования  путем утверждения объемов квот  и таможенных пошлин на мясо  в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных  пошлин на технологическое оборудование  для животноводства, не имеющее  отечественных аналогов.

    Второе  направление Национального проекта  направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

- удешевления  кредитных ресурсов, привлекаемых  малыми формами хозяйствования  АПК;

- развития  инфраструктуры обслуживания малых  форм хозяйствования в АПК  – сети сельскохозяйственных  потребительских кооперативов (заготовительных,  снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

- развития  системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты  под залог земельных участков  и поможет решить проблему  отсутствия залоговой базы для  малых форм хозяйствования в  АПК.

    Реализация  третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов  на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.[9] 

    Недостаточное развитие животноводства – одна из причин безработицы и бедности на селе. Его развитие позволит решить не только важные общегосударственные  экономические задачи, но и ощутимо  повысить благосостояние сельских жителей.

    С 1991 по 2005 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось с 54,7 до 21,4 млн  голов, свиней – с 35,4 до 13,3 млн голов. Производство мяса скота и птицы  на убой в живом весе снизилось  с 14,5 до 7,6 млн тонн. В настоящее  время мясное животноводство в целом  нерентабельно, а производство мяса крупного рогатого скота – самое  убыточное (-31,1% в 2004 году)

    Естественно, что в такой ситуации растет импорт мяса и мясопродуктов, доля которого на внутреннем рынке составляет свыше 34%. Подобная зависимость нашей страны от импорта при наблюдаемом сегодня  мировом росте цен на мясо провоцирует инфляцию и сдерживает увеличение реальных доходов населения.

    Развитие  животноводства будет способствовать увеличению объемов качественных отечественных  продуктов питания на внутреннем рынке, расширению производства зерновых и кормовых культур и тем самым  стимулировать развитие растениеводства.

    Поголовье племенных коров в племенных  хозяйствах составляет 588 тыс. голов, что  не превышает 7% от общего поголовья  коров в стране и в два раза ниже необходимого уровня численности  племенного скота для нормального  воспроизводства продуктивного  стада КРС. Существующее положение  приводит к острому дефициту отечественного племенного молодняка.

    В условиях снижения цен и спроса на шерсть отрасль овцеводства испытывает необходимость в постепенной  замене значительной части поголовья  шерстных пород овец на мясные породы. Особенно это касается районов, для  которых овцеводство является традиционным и определяет уклад жизни населения, где невозможно разведение других видов  животных.

Оленеводство  и табунное коневодство, являющиеся традиционными занятиями коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в настоящее  время стали отраслями с крайне низкой рентабельностью, что связано  с существенным подорожанием энергоносителей, сложной транспортной схемой и рядом  других факторов. Однако при условии  создания стабильного механизма  государственной поддержки северного  оленеводства и табунного коневодства  отрасль может стать основой  устойчивого развития Северных территорий России.

    Фактический объем товарного выращивания  водных биоресурсов в России в 2005 г. составил 115 тыс. тонн. Потенциальные  возможности выращивания водных биоресурсов страны существенно  выше. При получении долгосрочных льготных кредитных ресурсов в 2007 году в объеме 1,0 млрд руб. предприятиями  аквакультуры может быть реконструировано и введено в эксплуатацию около 5,0 тыс. га прудовых площадей, что позволит получить дополнительно не менее 5,6 тыс.тонн товарной рыбы.

    Малые формы хозяйствования агропромышленного  комплекса вносят существенный вклад  в продовольственное обеспечение  страны, производя около 60% объема всей сельхозпродукции, а также имеют  ключевое значение для обеспечения  социальной стабильности в сельских территориях.

В настоящее  время в стране насчитывается  около 18 млн. личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые производят примерно 90% картофеля, около 80% овощей, до 50% мяса и молока, около 57% шерсти.

    Крестьянские (фермерские) хозяйства – 255,4 тыс. единиц – производят более 19,9% зерна, 29% семян  подсолнечника и около 12% сахарной свеклы. Они существенно заполняют  нишу, образовавшуюся с началом реформ из-за сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в  крупных и средних сельскохозяйственных организациях.

    Поэтому для модернизации и дальнейшего  роста мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды  на селе, требуется поддержка со стороны государства.

    Национальный  проект «Развитие агропромышленного  комплекса»

Два года реализации приоритетного национального  проекта «Развитие АПК» полностью  подтвердили правильность выбранного курса аграрной политики. Начиная  с 2008 года, ПНП «Развитие АПК» трансформировался  в Государственную программу  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

    Программа определяет цели и основные направления  развития сельского хозяйства области  на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий.

В программу  вошли все направления национального  проекта, Государственной программы  развития сельского хозяйства.

    Для развития животноводческой отрасли, повышения  продуктивности сельскохозяйственных животных предусмотрены средства на содержание и приобретение племенного скота, на компенсацию затрат по содержанию племенных животных и маточного  поголовья овец, будут субсидироваться  затраты за произведенное молоко, реализованное на перерабатывающие предприятия  области, возмещаться  затраты на приобретение племенного суточного молодняка птицы и  племенного инкубационного яйца.

    Доступность кредитов является основой повышения  финансовой  устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Этому способствует предусмотренное  программой ежегодное увеличение объемов  субсидируемых кредитов, в т.ч. инвестиционных.

    Мероприятия по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе включают, кроме привлечения кредитов, и такой показатель, как рост объема реализации продукции, произведенной  хозяйствами населения и фермерскими  хозяйствами, а также рост удельного  веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Новым направлением государственной поддержки  является техническая и технологическая  модернизация сельского хозяйства. Она включает приобретение сельхозтехники организациями АПК, фермерскими  хозяйствами за счет привлечения  кредитных ресурсов в коммерческих банках. Отдельно предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, произведенной  в Ростовской области.

    Снижение  рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции будет  достигнуто за счет увеличения удельного  веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 15 процентов.

  
 

3.2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия   

    Выполнение  основных показателей развития сельского  хозяйства и сельских территорий, определенных Государственной программой, характеризуется следующими данными. Объем производства продукции сельского  хозяйства в действующих ценах  в январе—сентябре 2011 года составил 23253,3 млн. рублей, или 119,6% в сопоставимой оценке к уровню 2010 года.

    В рамках этого направления действует  долгосрочная целевая программа  «Социальное развитие села» (2003–2012 годы) и федеральная целевая программа  «Социальное развитие села до 2012 года».

Из средств  областного бюджета выделено 21,6 млн. рублей на выплату субсидий гражданам  на приобретение жилья, из федерального — 39,2 млн. рублей на те же цели, из них  — 19,4 млн. руб. на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов.

За отчетный период всеми участниками программ построено и приобретено 6,3 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе молодыми семьями  и молодыми специалистами — 3,9 тыс. кв. метров. Введено 26,32 км распределительных  газовых сетей и 20,47 км локальных  водопроводов.

По программе  «Кадровое обеспечение агропромышленного  комплекса Брянской области» (2011–2015 годы) профинансированы мероприятия  по выплате единовременных и ежемесячных  пособий молодым специалистам, принятым на работу по контракту в сельхозпредприятия в сумме 11,4 млн. рублей.

    В рамках данного направления реализуется  областная целевая программа  «Повышение плодородия почв Брянской области» (2011–2015 годы). За анализируемый  период сельхозтоваропроизводителям  выделены денежные средства в сумме 20,1 млн. руб., которые направлены:

• на приобретение минеральных удобрений — 9,2 млн. руб.;

• создание электронных баз геоинформационных систем — 0,3 млн. руб.;

• авансирование агрохимического обследования — 0,7 млн. руб.;

• выплату субсидий за выполненные работы по известкованию и фосфоритованию кислых почв — 6,95 млн. руб.;

• культуртехнические работы — 2,85 млн. руб.;

• выплату субсидий за приобретенные средства защиты — 0,1 млн. руб.

    По  ведомственной целевой программе  «Развитие птицеводства в Брянской области» (2010–2012 годы) из областного бюджета  выделено 15,0 млн. руб. на выплату субсидий на возмещение части затрат за приобретенное  технологическое оборудование для  содержания кур-несушек.

    По  ведомственной целевой программе  «Животноводство» выделены средства в  сумме 13,5 млн. руб., в том числе: 3,8 млн. руб. субсидии на поддержку племенного животноводства; 3,7 млн. руб. на выплату  субсидий за строительство, реконструкцию  и модернизацию животноводческих помещений; 6 млн. руб. на возмещение затрат за производство мясокостной муки и приобретенные  белково-витаминныепрепараты и ферроцины, консерванты для заготовки сочных кормов.

Информация о работе Развитие сельского хозяйства в России