Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:04, контрольная работа
После обновления народного хозяйства в первые послевоенных годы перед экономикой СССР, в том числе и нашей республикой, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа; активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.
Однако достаточных финансовых и материальных ресурсов в стране не было. Поэтому, как и в предыдущие годы, в это время приоритет отдавался производству средств производства и военно-промышленному комплекса.
Введение.
Развитие экономики БССР в условиях новой хозяйственной политики.
Состояние сельского хозяйства в БССР в 60-80 годах.
Меры по развитию сельского хозяйства.
Заключение.
Список использованной литературы.
ТЕМА: Сельское хозяйство в БССР в середине 60-х – середине 80-х годов ХХ века
ПЛАН
Введение
После обновления народного хозяйства в первые послевоенных годы перед экономикой СССР, в том числе и нашей республикой, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа; активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.
Однако достаточных финансовых и материальных ресурсов в стране не было. Поэтому, как и в предыдущие годы, в это время приоритет отдавался производству средств производства и военно-промышленному комплекса.
В отношении же производства товаров народного потребления и повышения материального и культурного уровня жизни народа как и раньше действовал остаточный принцип распределения средств и ресурсов.
Рассмотрение того, в каком положении находилась БССР в середине 50-х - 80-х гг., является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- показать, в каких направлениях развивалась общественно-политическая жизнь;
- выявить основные тенденции развития экономики в условиях новой хозяйственной политики;
- проанализировать, в каком состоянии находилось в эти годы сельское хозяйство;
Для достижения поставленных цели и задач будет проанализирован материал литературных источников по данной теме, среди которых следует отметить следующие.
Во-первых, учебное пособие
«Эканамiчная гiсторыя Беларусi» под
редакцией В.И. Голубовича, где приведены
важнейшие экономические
В заключение будут сделаны выводы по теме.
Развитие экономики в условиях новой хозяйственной политики
В Беларуси, как и во всей стране, полностью сохранилась старая политическая система, в которой административные функции осуществляла коммунистическая партия. Несмотря на то, что сразу после войны прошла отчетно-выборная кампания и сменилось партийное руководство, методы ее работы остались неизменными. На руководящие посты назначались лица, к Беларуси никакого отношения не имевшие. В 1953 г. Только 6,2% руководителей республиканской партийной организации составляли представители коренной национальности. Первыми секретарями ЦК компартии Беларуси в 1945-1956 гг. были П. Пономаренко, Н. Гусаров, Н. Патоличев, которых направили из Москвы. В таких условиях усилилась жесткая партийная централизация, что влияло на общественно-политическую жизнь.
Советы как органы государственной власти должны были заниматься восстановлением народного хозяйства и улучшением условий жизни. Однако они полностью находились под контролем партийного аппарата и реальной властью не обладали. Верховный Совет БССР действовал номинально. Все законодательные акты и указы перед принятием проходили экспертизу в ЦК КП(б)Б. Порядок работы сессий, вопросы, выносимые на обсуждение, процедура и ход выборов, кандидатуры кандидатов также согласовывались.
Специфической оставалась роль профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, входивших в политическую систему. Часто они занимались несвойственными им функциями, выполняли волю власти и направляли усилия трудящихся на выполнение очередных задач.
Большую роль в решении социально-экономических задач и в общественно-политической жизни играло социалистическое соревнование. Провозглашенный переход к строительству коммунизма вызвал подъем творческой активности масс и появление движения за коммунистическое отношение к труду. В 1962 году в нем участвовало 395,5 тыс. человек. Но в соревновании проявились и негативные моменты, особенно когда оно начало выходить за рамки производства и материального интереса. Довольно быстро власти превратили его в решающий фактор общественной жизни и формирования нового человека. Это сдерживало активность людей и порождало настроение безразличия.
Прогрессивные явления в общественно-политической жизни не были продолжительными и закончились тем, что во второй половине 60-х годов усилились консервативные тенденции и на смену “оттепели” пришла эпоха “застоя”. Это стало возможным не столько потому, что произошли изменения в руководстве государством, сколько в результате противоречия между демократизацией и сохранившейся политической системой. Поворот в общественной жизни проявился прежде всего в том что произошла консервация сформированных за десятилетия форм экономической, государственной и общественно-политической деятельности. Увидев безрезультатность быстрого “скачка в коммунизм”, руководство государства выдвинуло концепцию развитого социализма. Появилось новое положение о том, что начался интенсивный процесс интеграции наций в новую историческую общность – советский народ. Величественный размах приобрели многочисленные идеологические кампании. Но при отсутствии демократических свобод и усилении партийного бюрократизма все это вызывало у народа апатию и пессимизм.
Значительную роль в этом процессе сыграла гласность – в СМИ развернулась небывалая по масштабам полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма, ускорения экономических реформ. СМИ подготавливали общество к мысли, что судьба и углубление перестройки будут невозможны без реформы политической системы, начавшейся в 1988 году.
Итак, общественно-политическая жизнь в 50-80-х годах определялась всеобщей регламентацией и тотальным контролем, была жестко связана с системой и подчинялась ей. Как только возникала опасность, система включала “защитные механизмы” – начинались массовые репрессии. И только во времена перестройки в республике начали делаться определенные шаги к демократизации общественно-политической жизни.
После обновления народного хозяйства в первые послевоенных годы перед экономикой СССР, в том числе и нашей республикой, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа и активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.
Директивами пятилетки предусматривался рост валовой продукции промышленности Беларуси на 75-80%. Опережающими темпами планировалось развивать в республике тяжелую промышленностью и производство средств производства.
В конце 50-х годов советская наука получила важные итоги в ряде прикладных наук, в т.ч. полупроводников, ЭВМ. Свидетелями достаточного научного и технического уровня стали запуски первых спутников Земли, строительство первых в мире АЭС, атомного ледокола и т.д. Вместе с тем, развитие научно-технического прогресса блокировалось существующей системой управления.
Была сделана попытка создать другую систему управления народным хозяйством и перейти от отраслевого (через министерства) до территориального (через совнархозы) руководства. Верховный Совет СССР принял Закон о ликвидации всех общесоюзных промышленных министерств, за исключением министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической, химической и создании вместо них в рамках крупных административных районов советов народного хозяйства. Они создавались для укрепления горизонтальных связей и переноса центра тяжести оперативного управления промышленностью и строительством на месте. Предполагалось, что ускорится укоренение достижений научно-технического прогресса, исчезнут ведомственные барьеры, излишняя централизованность и т.д. В нашей республике был создан Совет народного хозяйства БССР [2, с.89].
Однако реформа принесла мало положительного, усложнив развитие тяжелой промышленности.
К началу 70-х годов хозяйственная реформы середины 60-х годов фактически прекратилась из-за консервативных экономических взглядов, которые установились в стране в конце 60-х годов, административно-командных методов, отказов от новых форм ведения хозяйства, что в конечном итоге привело к «застою».
Среди успехов этого периода надо назвать то, что в строй были введены более 170 промышленных предприятий, росла производительность тех отраслей промышленности, которые определяют НТР, особенно приборостроения, электронной и радиотехнической промышленности, производства средств связи; вырос и технический уровень производства.
Одновременно с созданием новых отраслей промышленности снижались темпы промышленности, вместе с передовым уровнем в аэрокосмической и оборонной отраслях сохранялось устаревшее оборудование и технологии в большинстве отраслей промышленности. Огромная власть центра сочеталась с бессилием власти в осуществлении своих же решений. Это отрицательно воздействовало на экономические результаты: средний прирост продукции промышленности СССР в 9-ой пятилетке составлял 5, 1%, в 10-ой – 3,8%, в 11-ой – 3,1%. Успехи, безусловно, были, но экономика потеряла былой динамизм. Резко снизились темпы экономического роста.
Таким образом, наряду с определенными успехами в 50-80-х годах в народном хозяйстве БССР существующий экономический механизм стал настоящим тормозом на пути экономического развития страны, что обусловило постепенное снижение темпов, которое выразилось сначала в «застое», а затем – в глубоком кризисе.
Состояние сельского хозяйства БССР в 60-80 годах
Существенно ухудшила ситуацию в сельском хозяйстве республики массовая коллективизация в западных областях Беларуси. Создание первых колхозов началось здесь еще в начале второй мировой войны. После ее окончания в первые годы система советской власти в Западной Беларуси была еще недостаточно сильной. Сложной оставалась ситуация в соседней Польше. Но в феврале 1949 года принимается окончательное решение на XIX съезде КПБ, в результате чего за два года было загнано (частично добровольно) в колхозы большинство крестьянских хозяйств этого региона Беларуси. Одновременно происходило сселение хуторов, что вместе со сменой традиционных форм хозяйствования нанесло ощутимый удар по сельскохозяйственному производству. Принудительный характер этого мероприятия, наличие отдельных вооруженных банд и группировок привели к жертвам и репрессиям в Западной Беларуси.
По сути сельскохозяйственная политика, проводимая в Беларуси в первые послевоенные годы, обанкротилась. Несмотря на увеличение поголовья скота в колхозах к 1950 году по сравнению с довоенным уровнем на 1/3, мяса было получено почти на столько же меньше. Производство молока не достигло и 60% довоенного уровня. Даже такой экстенсивный показатель, как объем посевных площадей, не был выполнен. И если отмеченное можно было списать на результаты войны, то невозможно объяснить факт снижения сельскохозяйственного производства в 1950-1952 гг. (все показатели были ниже, чем в первый послевоенный (1946 г.).
Со сменой руководства СССР в 1953 году начали приниматься меры по улучшению ситуации в сельском хозяйстве: были увеличены закупочные цены и производство сельскохозяйственной техники, списана задолженность с колхозов, а самое главное – изменена система налогообложения личного надела крестьянина – начали платить с размера земельной площади, а не с того, что на ней выращивалось. Это, безусловно, имело положительный результат[3, с.112].
С 1953 по 1958 г. увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Здесь имели наибольшее значение стимулирование колхозно-совхозного производства; снижение налогов с единоличных хозяйств.
К началу 60-х гг. наблюдается снижение
урожайности
Информация о работе Сельское хозяйство в БССР в середине 60-х – середине 80-х годов ХХ века