Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:52, контрольная работа
Агропромышленный комплекс (АПК) объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя. Он поставляет населению продукты питания и удовлетворяет потребности промышленности в сырье, а также снабжает производство средствами производства для сельского хозяйства и обслуживания сельского хозяйства.
Введение
1. Современное состояние и структура АПК
1.1 Агропромышленный комплекс России
1.2 Агропромышленный комплекс Марий Эл
2. Анализ рынка натуральных соков: спрос и предложение на рынке, его формирование, рыночные цены
2.1 Общая характеристика рынка натуральных соков
2.2 Объем производства натуральных соков на российском рынке
2.3 Спрос на рынке натуральных соков
Практическая работа
Список использованных источников
Малым формам хозяйствования за 2009–2011 годы выдано 5 360 кредитов на сумму 612 млн. рублей. Заемные средства направлены на приобретение животных, сельскохозяйственной техники, строительство производственных помещений, газификацию и т.д.
Наиболее успешными являются проекты по развитию производства мяса свиней и птицы. За 2011 год в сельскохозяйственных организациях произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 68,1 тыс. тонн, на 21,3 % больше, чем в 2010 году. По сравнению с 2010 годом производство коровьего молока сократилось на 15,9% и составило 68,5 тыс. тонн. Снижению производства молока способствовало существенное сокращение поголовья коров молочного стада (на 16,3%), при незначительном увеличении средних надоев молока от одной коровы (на 2,6%). Производство куриных яиц составило 206 млн. штук, по сравнению с 2010 годом сократилось на 9,6%. Надои молока на одну корову в 2011 году составили 4838 кг, на 122 кг больше, чем в 2010 году; средняя яйценоскость курицы-несушки - 308 яиц, на 6 яиц меньше, чем в 2010 году.
В 2011 году среднесуточные привесы крупного рогатого скота составили 557 граммов и по сравнению с 2010 годом увеличились на 1,6%; свиней – 464 грамма, на 2,4% больше чем в 2010 году. Получено телят в 2011 году на 17,8% меньше, чем в 2010 году, а поросят больше на 29,7%.
В 2011 году снизился на 31,0% падеж крупного рогатого скота по сравнению с 2010 годом, падеж свиней - на 3,1%.
В развитии сельскохозяйственного производства республики значительную роль играют малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В соответствии с действующим в республике законодательством крестьянским (фермерским) хозяйствам за счет средств республиканского бюджета предоставляются субсидии на развитие племенного животноводства, растениеводства, повышение плодородия почв; на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года и свыше 1 года, и по инвестиционным кредитам (займам); на поддержку страхования урожая сельскохозяйственных культур. Также крестьянским (фермерским) хозяйствам оказывается государственная поддержка по обеспечению дизельным топливом для выполнения сезонных сельскохозяйственных работ.
В настоящее время реализуется проект ООО «Птицефабрика Акашевская» по строительству цеха переработки мяса птицы производительностью 6 тысяч голов в час. Продолжается реконструкция птичников в поселке Голубом. С их вводом ООО «Птицефабрика Акашевская» сможет ежегодно производить 18–20 тысяч тонн куриного мяса. Также проходит реконструкция и модернизация птичников в ООО «Птицефабрика Йошкар-Олинская», птичников в ЗАО «Марийское», ООО «Птицефабрика “Звениговская”».
С 2011-2012 года в ООО «Крестьянское подворье – АГРО» ожидается строительство племрепродуктора II-го порядка по разведению кур мясных кроссов производственной мощностью 50 млн яиц в год. Разработаны бизнес-планы и по другим птицефабрикам яичного направления.
Реализация указанных проектов позволит производить в год не менее 600 яиц в расчете на душу населения, то есть в полтора раза больше, чем в настоящее время.
Дальнейшее развитие свиноводства ожидается в ЗАО Племзавод «Шойбулакский», ОАО «Тепличное». Это позволит уже в текущем году выйти на уровень производства в 20–21 тысяч тонн свинины.
Хорошие перспективы для развития имеет отрасль молочного козоводства. Единственное в республике сельскохозяйственное предприятие ООО «Лукоз», которое специализируется на разведении коз зааненской породы, планирует строительство животноводческих помещений, увеличение поголовья коз и объема производства козьего молока. На базе предприятия действует племенной репродуктор, который уже начал продавать в другие регионы высокопородный скот. Производимое здесь козье молоко перерабатывается на Сернурском сырзаводе и пользуется большим потребительским спросом не только на территории республики, но и за ее пределами.
В настоящее время в республике на стадии разработки и реализации находятся инвестиционные проекты по разведению племенных овец, гусей и кроликов.
В целях расширения ассортимента выпускаемой продукции на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности ведется реконструкция и модернизация производства, внедряются новые технологии.
Привлечение инвестиций
в сельское хозяйство, развитие новых
направлений
Соки не являются новой продукцией на российском рынке, они были известны потребителю и в советские времена. Сегодня российский рынок соков демонстрирует рост в районе 10% в год, при этом существуют факторы, способные помешать дальнейшему росту рынка. Потребление соков в России росло на протяжении последних пяти лет с 2004 по 2009 гг. быстрыми темпами. Однако в конце 2009 года и начале 2010 с развитием финансового кризиса, падением цен на нефть и ростом курса мировых валют к рублю, а также по причинам снижения уровня жизни населения, увеличения уровня безработицы привели к тому, что рынок соков показал отрицательную динамику. Отрицательная динамика рынка была обусловлена подорожанием сокового сырья на мировом рынке, действием внутренних заградительных пошлин на импорт. Вслед за ростом себестоимости продукции, произошел рост цен на натуральные соки и нектары в торговле. Потребители начали отказываться от дорогих соков в пользу сокосодержащих напитков. Стоимостный объем продаж нектаров и соковых напитков впервые превысил объем продаж натуральных соков. За период с 1999 года по 2005-й на российском продовольственном рынке одним из наиболее динамично развивающихся оставался сегмент соков: общий объем продаж соков вырос вчетверо. В 2005 году было продано более 2 млрд. литров соков на сумму более $1,6 млрд.. В 2004 г. рынок вырос на 22%, в 2005 – на 15%, в 2006 – так же на 15%, в 2007 – 16%, в 2008 – на 12%, в 2009 – 0% . Таким образом, можно отметить, что на замедление темпов роста рынка началось еще до начала влияния кризиса на общеэкономическую ситуацию в стране. Снижение потребления во время кризиса лишь ускорило падение роста рынка, начавшееся ранее. И действительно, уже с конца 2008 - начала 2009 г. российские производители соков, нектаров и сокосодержащих напитков начали ощущать что рынок, который до этого прирастал двузначными цифрами, резко замедлил темп роста. Ситуация еще сильнее усугубилась из-за разразившегося экономического кризиса. В 4 квартале 2009 г. впервые за последние годы было отмечено падение продаж. Согласно пессимистичным оценкам экспертов, рынок соков в 2010 г. ждет падение более чем на 10%. В течение периода с 2004 по 2009 год объем потребления соков в России увеличился почти в два раза.
По оценкам участников
рынка, в крупных городах России
рынок соков близок к насыщению.
Например, в Москве ежегодный уровень
потребления соков составляет около
37 л. на человека, что превышает
Таким образом, сегодня на рынке соковой продукции можно отметить несколько тенденций:
1. Рост стоимости концентратов и конечной продукции.
2. Компании, изначально специализировавшиеся на производстве концентратов, сами начинают выпуск готовой соковой продукции.
3. Для увеличения доли
рынка и выхода в новые ниши,
производители начинают
В течение периода с 2004 по 2009 год объем потребления соков в России увеличился почти в два раза. Если объем рынка соков в 2004 составлял 1,8 млрд. литров, то в 2009 его объем достиг уже 3 млрд. литров. На протяжении последних лет российский рынок рос следующими темпами:
Таблица 1 - Объём производства сока на всем рынке
Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Млн. литров |
1800 |
2052 |
2460 |
2737 |
3065 |
3085 |
3367 |
3900 |
По оценкам ряда экспертов объем российского рынка соков составил 2,6 млрд. л в 2007 году, или $3 млрд. в денежном выражении. В ближайшие пять (до 2011 г.) лет он будет расти в среднем на $270–320 млн. в год. Согласно прогнозам аналитиков рынка уже в 2008 году произошло постепенное насыщение рынка, поэтому к 2011 году ожидается замедление темпов его роста.
Общий объем произведенных питьевых соков в России в 2007 году составил порядка 6 427 988 тыс. усл. банок. В 2008 г. общий объем произведенных в России соков достиг 8 617 774 тыс. усл. банок.
Если рассматривать сегменты рынка по объему упаковки, то в 2008 году было продано более 500 миллионов литров соков и сокосодержащих напитков в порционной упаковке, объемом 0,3-0,5 литра, что составило порядка 17 % от общего объема рынка.
На сегодняшний день
импортный концентрированный со
По итогам 2007 года на российском рынке соков насчитывается примерно 320 производителей соков и сокосодержащих напитков, большинство из которых - мелкие региональные производители. В 2009-2010 гг. количество производителей, по прогнозам экспертов, сократится до 200, а основную роль на рынке будут играть иностранные компании Coca-Cola и PepsiCo. По данным исследования, объем рынка соков в 2009 г. в России в натуральном выражении составил 3,035 млрд. л, сократившись на 45% по сравнению с предыдущим годом. Отрицательная динамика рынка была обусловлена введением заградительных пошлин на импорт сокового сырья, переключением потребителей на альтернативные сокам безалкогольные напитки, а также ростом курса доллара в конце 2009 г.
Стоимостной объем рынка соков в 2009 г. составил 88 млрд. руб., снизившись на 40% по сравнению с 2008 г. Розничные цены на соки в 2009 г. поднялись с 38,4 до 42,1 руб./л., что стало максимальным ростом за последние пять лет. Почти 86% рынка по итогам 2009 года делят между собой 4 крупных производителя: ЭКЗ «Лебедянский» (Липецкая область) - 30%, ООО «Нидан-Фудс», относящийся к PepsiCo (г. Новосибирск) - 16%, ЗАО «Мултон», принадлежащий Coca-Cola (Санкт-Петербург) - 22% и ОАО «Вимм-Билль-Данн» (г. Москва) - 18%.
Помимо четырех
Среди них можно назвать ООО «Интерагросистемы» (ТМ «Вико») и АПК «Придонье» (ТМ «Сады Придонья», «Мой») на юге России, СП «Арго-Джус» (ТМ «Арго») и ООО «Ровена-Сок» в Дальневосточном регионе, ОАО «Прогресс» (ТМ «Привет») – в Поволжье.
Таблица 2 - Объем производства соков на рынке, млн.л.
Производитель |
Объем продаж соков, млн.л. | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
ОАО ЭКЗ «Лебедянский» |
930 |
945 |
1010 |
ЗАО "Мултон" |
654 |
693 |
740 |
ООО СП "Нидан Соки" |
492 |
544 |
605 |
ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн» |
449 |
455 |
539 |
АПК «Придонье» |
111 |
90 |
108 |
Сан Фрут |
96 |
41 |
51 |
ООО «Пепсико Холдингс» |
67 |
31 |
27 |
ООО «Интерагросистемы» |
64 |
41 |
44 |
ООО «Eckes-Granini Rus» |
46 |
37 |
41 |
Частные марки |
79 |
48 |
47 |
Прочие производители |
174 |
160 |
155 |
Сумма: |
3065 |
3085 |
3367 |
Таблица 3 - Объем производства, доля на рынке в %
Производитель |
Объем производства, доля на рынке в % | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
ОАО ЭКЗ «Лебедянский» |
32 |
31,1 |
30 |
ЗАО "Мултон" |
23 |
23 |
22 |
ООО СП "Нидан Соки" |
12 |
17 |
18 |
ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн» |
13 |
15 |
16 |
АПК «Придонье» |
6,2 |
3 |
3,2 |
Сан Фрут |
1,9 |
1,4 |
1,5 |
ООО «Пепсико Холдингс» |
2 |
1 |
0,8 |
ООО «Интерагросистемы» |
3,1 |
1,4 |
1,3 |
ООО «Eckes-Granini Rus» |
4 |
1,2 |
1,2 |
Частные марки |
1,1 |
1,6 |
1,4 |
Прочие производители |
1,7 |
5,2 |
4,6 |
Сумма: |
100 |
100 |
100 |
Лидерами на рынке являются 4 производителя ОАО ЭКЗ «Лебедянский», ЗАО "Мултон", ООО СП "Нидан Соки" и ЗАО ТК «Вимм-Билль-Данн». но ведущий в таблице лидер ярко выражен, вырываясь вперёд от 4-го на целых 15%. ОАО Лебедянский занимает первую позицию на протяжении последних 5-7 лет, вырываясь вперед на 8-10 % от занимающего вторую позицию участника этого рынка.
Рассмотрим сильные и слабые стороны конкурентов на рынке соков.
Лебедянский
Одним из конкурентных преимуществ Лебедянский является наличие полномасштабной линейки брендов во всех ценовых сегментах, от доступной по цене серии соков и нектаров Привет, Долька и Фруктовый сад до бренда сегмента Премиум соков и нектаров с мякотью - Я.