Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:14, контрольная работа
Степень выраженности инстинктивного поведения различная у разных животных. Инстинктивное поведение простейших многоклеточных и простейших еще очень примитивно, так как оно либо лишено поисковой фазы, либо эта фаза очень слабо развита. У животных с высшим уровнем сенсорной психики присутствуют зачатки сложных форм инстинктивного поведения (особенно у некоторых полихет, пиявок, а также брюхоногих моллюсков). Наиболее выраженным является инстинктивное поведение у животных на стадии перцептивной психики. Очень большое значение она имеет у представителей типа членистоногих. Необычайно сложными, например, являются строительные инстинкты общественных насекомых.
1. Сравнительная характеристика инстинктивного поведения у разных видов животных
И.П. Павлов выделял следующие основные рефлекторные (инстинктивные) реакции организма: 1) пищевые, 2) оборонительные, 3) половые, 4) ориентировочные, 5) родительские. Эти группы инстинктивных реакций являются общими для всех видов животных. Однако отдельные виды имеют специфические, характерные лишь для них инстинкты, например: строительные инстинкты бобров, миграционные птиц, "полоскательные" енота-полоскуна и т.д.
Степень выраженности инстинктивного поведения различная у разных животных. Инстинктивное поведение простейших многоклеточных и простейших еще очень примитивно, так как оно либо лишено поисковой фазы, либо эта фаза очень слабо развита. У животных с высшим уровнем сенсорной психики присутствуют зачатки сложных форм инстинктивного поведения (особенно у некоторых полихет, пиявок, а также брюхоногих моллюсков). Наиболее выраженным является инстинктивное поведение у животных на стадии перцептивной психики. Очень большое значение она имеет у представителей типа членистоногих. Необычайно сложными, например, являются строительные инстинкты общественных насекомых. Инстинктивное поведение представлено на рассматриваемом уровне психического развития уже весьма развитыми новыми категориями: групповое поведение, общение, ритуализация.
В то же время, несмотря на разнообразие проявлений инстинктивного поведения в живой природе, для него будет характерен ряд особенностей, не зависимых от вида животных.
Инстинктивное поведение не требует предварительного научения.
Инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях.
Инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного.
Структура инстинктивного поведения у всех видов может быть сведена к схеме, предложенной К. Лоренцем "поисковое поведение - ключевые стимулы - завершающий акт".
2. Сравнительная характеристика интеллектуальных возможностей у разных видов животных
Под интеллектом у животных понимается совокупность психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Стадия интеллектуального поведения или интеллекта – наивысшая стадия развития психики животных. Интеллектуальное поведение у животных характеризуется несколькими признаками: наличием стадии «инсайта», легкостью воспроизведения однажды найденного решения, перенос решения в другие условия, двухфазность интеллектуального действия. Для этой стадии развития психики характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей. Это требует наличия анатомо-физиологической основы – достаточно высокого уровня развития коры головного мозга, в первую очередь – лобных долей. Как следствие к интеллектуальному поведению способны высшие позвоночные, прежде всего млекопитающие. Более всего исследований подобного поведения проводилось на обезьянах. У наиболее высокоразвитых млекопитающих - человекообразных обезьян - способность к обобщению позволяет усваивать и использовать языки-посредники на уровне 2-летних детей. Меньшее количество примеров интеллектуального поведения описаны для крыс, собак, дельфинов, единичные случаи – для других млекопитающих (зубр, лошадь и др.). Подавляющему большинству видов животных для формирования обобщения и абстрагирования требуется от нескольких десятков до нескольких сотен предъявлений образцов. Исключение составляют приматы и дельфины, у которых эта операция может произойти после единственной серии обучения. У птиц экспериментально были подтверждены проявления интеллектуального поведения в экспериментах с воронами и некоторыми видами попугаев (способность к кросс-модальному переносу). Некоторые авторы полагают, что зачатки мышления (данное понятие часто используют как синоним интеллекта) имеются у также у рептилий.
3. Основные сходства и различия рассудочного поведения приматов и человека.
Как говорилось выше, мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: "разум", "интеллект", "рассудок" и т.п. Однако при употреблении этих терминов для описания мышления животных необходимо иметь в виду, что, как бы сложно ни было их поведение, речь может идти лишь об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека.
Наиболее корректным является предложенный Л.В. Крушинским термин «рассудочная деятельность». Он позволяет избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.
Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. В том, что животное сразу, без специального обучения, может принять решение к адекватному выполнению поведенческого акта, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Рассудочная деятельность подразумевает адекватный выбор биологически наиболее адекватных форм поведения в новых ситуациях.
Рассудочная деятельность у человека по сравнению с животными также имеет адаптивное приспособление, но носит более сложный характер. Она выступает как синтезирующая творческая деятельность, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем. Человек в процессе познания мира может выявлять не только эмпирические, но и теоретические связи и отношения между предметами.
4. Основные результаты изучения интеллектуальных возможностей высших животных в естественных и искусственных условиях.
Манипуляционная активность. Дерягина М.А. на основе своих исследований трактует технические особенности манипуляционной деятельности человекообразных обезьян как предпосылку к использованию орудий и к возникновению трудовой деятельности. Отмечена высокая способность высших обезьян производить не только сами действия, но цепи действий.
Сравнение онтогенеза приматов и человека. Установлено большое неврологическое и поведенческое сходство человека и высших обезьян в младенчестве и в детском возрасте.
Память обезьян. Установлено, что обезьяны обладают такими же кратковременными механизмами по обработке информации, какие существуют у людей.
Способность к классификации предметов. Подтверждена способность к классификации предметов, различению их множеств, нахождению середины количества. Эти факты позволяют ученым говорить о наличии способности обобщать гетерогенные признаки как свойства одного объекта («межмодальная перцепция») как у антропоидов, так и у человека.
Природные наблюдения за поведением приматов. Показали «человечность» поведения, игры, бытовых действий антропоидов, прежде всего шимпанзе. Шимпанзе выпрашивают лакомый кусочек протянутой рукой ладонью кверху, палочкой ковыряют в зубах, носу, ушах, почесываются в проблемных ситуациях. «Человечны» не одни лишь формы подобного поведения, но и мотивы, его вызывающие. Показана способность обезьян к обману, приводится немало примеров целенаправленного обмана обезьянами своих собратьев по стаду при захвате привлекательной пищи, избегании наказания и в других ситуациях. Наиболее сильно выражено у шимпанзе, но отмечается у павианов и гамадрилов.
Использование предметов. Большой сенсацией стало открытие фактов использования шимпанзе на воле предметов и даже видоизменения, подработки орудий с целью наиболее эффективного применения их в деле. Именно шимпанзе оперируют предметами интенсивнее всех млекопитающих, исключая, конечно, человека. Они отлавливают муравьев и термитов ветками, которые тщательно выбираются, очищаются от листьев и побегов протяжкой через собранную в кулак кисть. Такой же тростью шимпанзе достает и мед из пчелиного гнезда. Шимпанзе мнет рукой листья и траву для приготовления «губки», с помощью которой добывает дождевую воду для питья из дупла или углубления в развилке дерева. Веткой или палкой прикасается к тому, к чему не хотел бы дотрагиваться руками. Следует отметить, что использование предметов на воле зарегистрировано не только у высших обезьян (особенно у шимпанзе и орангутанов), но и у низших: павианов, макак капуцинов и т.д.
Возможность освоения речи. Первоначально исследователи пытались обучить приматов и их детенышей некоторым словам человеческого языка, однако пришли к выводу, что строение гортани делает невозможным произнесение человеческих звуков. После этого был разработан условный язык знаков и жестов (так называемый амслен), сходный с языком глухонемых. Высшие обезьяны успешно осваивали данную систему коммуникации. Основным результатом исследований с использованием амслена было выявление у него многих свойств человеческого языка, что является доказательством того, что обезьяны используют его как естественный язык, а не искусственную систему коммуникации.
Исследователи делают вывод о том, что в основе употребления знаков амслена у шимпанзе лежит не просто образование ассоциаций, но формирование внутренних представлений о соответствующих им предметах и действиях. Знаки амслена могут употребляться в отсутствие обозначаемых предметов и наряду с прочими преобразованиями допускают и кроссмодальный перенос от звуковых (словесных) к зрительным (жестовым) знакам.
Многие исследования показали высокий уровень интеллектуальных возможностей у других млекопитающих (прежде всего дельфинов), а также у птиц (прежде всего у врановых). Лабораторные исследования показывают, что по уровню развития рассудочная деятельность представителей семейства Волчьих занимает в сравнительном ряду следующее место после обезьян и дельфинов.
5. Сравнительная характеристика
онтогенетического развития
Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. На развитие подобных исследований большое влияние оказало открытие биогенетических закономерностей развития. Однако позднее биогенетический закон в применении к онтогенезу психики человека неоднократно критиковался.
Тенденция к применению биогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. нашла отражение в периодизации онтогенетического развития В. Штерн.: ребенок сначала проходит стадию млекопитающего, затем – обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности до нового времени.
В дальнейшем идеи сходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид) высказывались по отношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным его сторонам. Чаще всего проводилось сравнение интеллектуального развития, которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. В подходах Ж. Пиаже и Х. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития достигается относительно стабилизированное отношение «субъект – среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны субъекта. На каждом генетическом этапе, во-первых, будет свой специфический механизм (система психических процессов и способ их организации), а во-вторых, эта система достаточно адаптивна и полноценно регулирует взаимоотношение субъекта со средой на данной стадии развития, но не является адаптивной для следующих, более поздних стадий. В онтогенезе психика находится в стадии неустойчивого адаптивного равновесия со средой, а во взрослом состоянии достигает устойчивой структуры, типичной для данного филогенетического уровня.
В первой половине ХХ в. были осуществлены фундаментальные экспериментальные сравнительные исследования онтогенеза человека и высших приматов. Все эти исследования показывают, что перцептивные и сенсомоторные процессы, не требующие включения искусственных знаковых средств, имеют у высших антропоидов и человека единую линию и сходную динамику развития. Антрополог-психолог Станфордского университета (США) Сюзанна Шевалье-Школьникофф изучала по системе Ж.Пиаже развитие детеныша орангутана до двух лет. Проведенные ею исследования свидетельствуют о том, что развитие ребенка и орангутана было удивительно сходно. Детеныш проходил те же шесть стадий интеллектуального роста, но различными темпами: на ранних стадиях (II - IV) Самара опережала ребенка на два месяца, но на V-VI стадиях ее развитие сравнительно замедлилось. На стадии III у нее отмечены первые признаки социальности, контакта с человеком. Вместе с тем, было установлено и отличие: детеныш орангутана проходит только первую стадию «вокального» развития, а ребенок все шесть. Самара овладела только эмоциональными звуками, но никогда не лопотала, как это свойственно маленьким детям.
Манипуляции в первые месяцы онтогенеза развиваются практически одинаково (с несколько большей скоростью у понгид). В освоении рисования детеныши понгид и человеческий ребенок проходят сходные стадии (до этапа узнавания по ассоциации объекта в своем рисунке). Освоение пассивного языка и даже использование коммуникативных жестов также во многом сходно, как и формирование физического и эмоционального компонентов отношений привязанности. Качественные различия наблюдаются в развитии общения и коммуникативных средств, которые у ребенка уже во втором полугодии жизни приобретают семиотическую (знаковую) функцию.
Уже в первые месяцы у
человеческого ребенка
Таким образом, большинство ученых подчеркивают, что одним из важнейших отличий онтогенеза человека является усиление и качественное изменение роля взрослого в развитии ребенка. Эти исследования позволяют сформулировать основные этапы преобразования онтогенеза в филогенезе как преобразование изменений субъекта со средой в процессе индивидуального развития и изменение роли родительских особей в обеспечении условий развития потомства.
6. Сравнительная характеристика двигательной активности животных, находящихся на разных стадиях эволюционного развития.
Низший уровень элементарной сенсорной психики. Простейшие и низшие многоклеточные, ведущие водный образ жизни. Двигательная активность представлена кинезами, которые расценивают как простейшие формы инстинктивного поведения. При этом поведенческие реакции осуществляются в форме положительных или отрицательных таксисов, возникающих на основе ощущения и позволяющих животному адекватно реагировать на условия среды – избегать неблагоприятных условий и двигаться в сторону действия положительных и биологически благоприятных. Движение осуществляется за счет ресничек и жгутиков или выростов цитоплазмы. В целом, двигательная активность слабая, нецеленаправленная.
Информация о работе Сравнительная характеристика инстинктивного поведения у разных видов животных