Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:14, контрольная работа
Степень выраженности инстинктивного поведения различная у разных животных. Инстинктивное поведение простейших многоклеточных и простейших еще очень примитивно, так как оно либо лишено поисковой фазы, либо эта фаза очень слабо развита. У животных с высшим уровнем сенсорной психики присутствуют зачатки сложных форм инстинктивного поведения (особенно у некоторых полихет, пиявок, а также брюхоногих моллюсков). Наиболее выраженным является инстинктивное поведение у животных на стадии перцептивной психики. Очень большое значение она имеет у представителей типа членистоногих. Необычайно сложными, например, являются строительные инстинкты общественных насекомых.
Движение осуществляется за счет сокращения продольных и поперечных мышц в составе кожно-мускульного мешка (плоские черви, круглые черви), за счет специальных мышечных органов движения («нога» у брюхоногих моллюсков), или за счет специальных органов на поверхности тела (параподии у некоторых кольчатых червей, которые рассматриваются некоторыми специалистами как первые конечности). В целом двигательная активность более развитая (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу).
Низший уровень перцептивной психики. Усиливается роль положительного таксисного поведения. Большую роль в регуляции двигательной активности играют мнемотаксисы. Развитые органы движения (ноги, крылья, плавники и т.п.). У головоногих моллюсков отмечаются примитивные манипуляции с предметами. В целом, двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и т.д.)
Высший и наивысший уровни перцептивной психики. Развитие опорно-локомоторной системы, обеспечивающей движение и подъем над субстратом. Движения в большой степени автоматичны за счет эндогенной стимуляции. Регуляция движения осуществляется, в том числе, и за счет ориентировочного компонента (например, «прицеливание» перед прыжком у летяг). Развитие дополнительных функций передних конечностей, их взаимодействие с ротовым аппаратом. Высокий уровень развития мозжечка. Способность ориентироваться в пространстве. Игровая и манипуляторная деятельность.
7. Сравнительная характеристика
сенсорных способностей
Согласно представлениям А.Н.Леонтьева, стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость, а именно, − способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Специализированные органы чувств представлены не у всех представителей уровня (например, светочувствительные глазки у жгутиконосцев).
Для высшего уровня элементарной сенсорной психики характерны четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Начинается процесс цефализации – концентрации органов сенсорного восприятия на головном конце тела.
Стадия перцептивной психики. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещественно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений.
Для представителей характерны выраженные сенсорные способности. О высоком уровне развития обоняния у насекомых свидетельствуют исследования Ж.А.Фабра, Д.Фриша и других ученых. Например, некоторые жуки издалека прилетают на приманку с большой быстротой и в большом количестве. Жуки-наездники имеют такое острое обоняние, что находят под толстой корой дерева личинку другого насекомого и, прокалывая кору яйцекладом, откладывают в ней свои яйца. Различение цветов у насекомых подробно изучал Д.Фриш. Общение насекомых друг с другом (коммуникация) представляет собой комплексный процесс, включающий химические, слуховые, вибрационные, зрительные и тактильные стимулы. Большой степени совершенства достигают глаза (например, фасеточные глаза насекомых или глаза головоногих моллюсков). Например, глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Острота зрения этих животных исключительно велика. Кроме глаз, осьминоги имеют и светочувствительные клетки, рассеянные в коже. Кроме них, в кожных покровах присутствуют осязательные, обонятельные и вкусовые клетки. Вкусовая чувствительность головоногих, очень велика. Хорошо выражено у них и чувство равновесия.
Среди млекопитающих степень развития различных органов чувств не одинакова. Зачастую у неприматов зрительные, обонятельные, слуховые способности значительно превышают таковые у обезьян и человека. Люди, приматы и птицы в значительной степени полагаются на зрительную информацию, тогда как животные других видов — на остальные модальности. Сходство органов чувств у обезьян и человека весьма велико. Например, уникальна неподвижность уха обезьян и человека. Для того чтобы лучше слышать, им (и человеку, и обезьяне) приходится поворачивать голову в сторону источника звука. Шимпанзе различает 22 цвета, до 7 оттенков одного тона. Есть данные о сходстве у высших приматов обоняния, вкуса, осязания и даже восприятия веса поднимаемых тяжестей (так называемое барическое чувство).
8. Сравнительная характеристика способностей к научению у животных с сенсорной и перцептивной психикой
Стадия элементарной сенсорной психики. Для простейших характерно накопление на элементарном уровне индивидуального опыта, т.е. привыкание (прекращение реакции на постоянно действующий раздражитель). Вместе с тем, у простейших привыкание весьма недолговечно и не поддается тренировке. При низшем уровне развития сенсорной психики привыкание строится исключительно на ощущениях: животное привыкает к воздействию конкретных раздражителей, в которых воплощаются конкретные свойства среды. При этом у животного перестают проявляться видотипичные инстинктивные реакции в том случае, если при их повторении не наступает биологически значимый эффект. Простейшие обладают слабо выраженной способностью к научению. Только некоторые их представители (инфузории) демонстрируют ассоциативного научения. У кишечнополостных неассоциативное обучение по типу привыкания осуществляется лучше и сохраняется дольше, чем у простейших.
Представители высшего уровня сенсорной психики (дождевые черви) демонстрировали способность к научению в опытах с Т-образным лабиринтом. В опытах Р.Йеркса черви обучались правильному выбору стороны после 80-100 сочетаний. Еще более четкие условные рефлексы удается вырабатывать у многощетинковых червей-полихет. Так, у нереисов удавалось выработать устойчивые условные рефлексы на тактильное раздражение, пищу, свет и вибрацию.
Способности животных к научению возрастают при переходе к стадии перцептивной психики, даже на ее низшем уровне. Эксперименты показали, что хорошо обучаются головоногие моллюски. Они способны различать геометрические фигуры по форме, цвету и размеру. Выработанные условные рефлексы сохраняются у них в течение длительного времени. Наблюдения в океанариумах показали, что осьминоги хорошо приручаются, узнают ухаживающих за ними людей и охотно вступают с ними в контакт.
Поведение рыб в основном инстинктивно и стереотипно. Оно мало и медленно изменяется в результате индивидуального опыта. Но, несмотря на невысокую степень развития переднего мозга рыбы способны к усвоению некоторых простейших навыков. Амфибии способны к обучению, однако их ассоциативные способности не превышают таковые у рыб. Так, у наземных амфибий быстро вырабатываются отрицательные пищевые реакции.
Максимального развития способности к научению достигают на уровне высшей и особенно наивысшей перцептивной психики. Помимо скорости научения (иногда достаточно одного успешного повторения операции), обезьяны весьма способны к вероятностному прогнозированию, переносят следы прежнего обучения в новые опыты, т.е. устанавливается строгое соответствие между специализацией структур центральной нервной системы и осуществляемой ею «руководящей» деятельностью при выполнении приматами очень сложных действий. Для стадии интеллекта характерно научение путем подражания, а также широкое использование ранее приобретенных знаний и навыков для исследовательской деятельности.
Информация о работе Сравнительная характеристика инстинктивного поведения у разных видов животных