Структура рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются.

Файлы: 1 файл

сельскохоз рынки.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Основу современной организации  национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное  макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются. Во-первых, российский вариант - это возрождение рыночной системы, которая эволюционным путем формировалась до известных революционных событий начала ХХ в. и содержала в себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его специфическими особенностями был разрушен коммунистической экономической политикой. Возрождение экономики в ходе нынешнего реформирования должно быть осуществлено с учетом не только национального, но и мирового опыта. При этом, однако, нельзя забывать, что мировая практика строилась, в основном, на законах экономической эволюции, в ходе которой постепенно формировалось и совершенствовалось нынешнее соотношение организационных форм рынка и государственного регулирования, Но самое существенное заключается в том, что даже наиболее эффективные современные модели рыночной экономики - это уже пройденный этап эволюции. Развитые страны в настоящее время ведут поиск новых моделей рыночной системы, способной более эффективно устранять провалы и несовершенства рынка, решать более сложные экономические и социальные задачи. Во-вторых, движение российских

реформ затрудняется отсутствием  четких критериев эффективности, закладываемых  в основу конструирования организационно-экономических  форм рыночной системы. Правда эта проблема не только российская, она представляет сложность для национального хозяйства любой развитой страны мира. Следовательно, в ходе нынешней реформы в России должна быть создана рыночная модель нового типа, контуры, которой сегодня только улавливаются в наиболее развитых странах. Лишь в этом случае российской экономической системе будет обеспечен паритет в будущей мировой экономике. В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики. Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Окончательный выбор конкурентной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет, в конечном счете, определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.

 

Структура рынка.

 

1.Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

4 типа структуры рынка:

1) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Множеством мелких фирм

б) Однородностью продукции

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Равным доступом ко всем видам информации

2)МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Множеством мелких фирм

б) Неоднородностью продукции

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

3) ОЛИГОПОЛИЯ (ДУОПОЛИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Небольшим числом крупных фирм

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции

в) Возможными затруднениями при  входе (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

4) МОНОПОЛИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

а) Одной фирмой

б) Уникальностью продукции

в) Практически не преодолимыми барьерами  на вход

г) Несколько ограниченным доступом к информации

РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ

ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - отрасль, в которой долго срочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, при которой одна по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

 

2.Классификация рынков.

Рынки могут подразделяться в соответствии с их качественными свойствами на:

- совершенные и несовершенные рынки;

-  организованные и неорганизованные;

-  рынки с ограниченным и  неограниченным входом;

-  совершенные и несовершенные  рынки. 

-По  экономическому  назначению  объектов  рыночных  отношений(рынок  потребительских

товаров и услуг; рынок товаров промышленного назначения; рынок промежуточных товаров;

сырьевой рынок; рынок труда; рынок цепных бумаг; рынок вторичного сырья)

-По  степени  ограничения   конкуренции  (свободный;  монополистический;

олигополистический; смешанный)

-По географическому положению(местный;  национальный; мировой) 

-По характеру продаж(оптовый;  розничный) 

-По  отрасли(нефтяной;  сельскохозяйственного   сырья;  промышленный;  автомобильный; 

продуктов питания)

3.Система рынков в сельском хозяйстве.

 По степени ограничения конкуренции рынки могут быть поделены, исходя из количественных и качественных параметров.

   Классификация и характеристика  рынков по количественным параметрам  осуществляется, исходя из количественного  состава партнеров на рынке  и значимости его участников.

   По данному признаку рыночные  партнеры различаются по принципу  «много-несколько-один».

   Классификация и характеристика  рынков по качественным параметрам:

  совершенные и несовершенные;

  организованные и неорганизованные;

  с ограниченным и неограниченным входом;

  свободные и регулируемые.

Совершенные и не совершенные рынки. О совершенных рынках говорят в том случае, если одновременно выполняются пять условий:  
обеспечивается объективная однородность продуктов — Они рассматриваются как продавцом так и покупателем как равноценные и свободно обмениваются друг на друга;  
на рынке не могут доминировать личные предпочтения — все его участники равны в правах;  
не должно быть никаких пространственных различий между продавцом и покупателем, которые встречаются в одном Месте для заключения сделки (это условие определяется тем, что совершенные рынки являются точечными);

при осуществлении сделки не должно быть временных различий — одинаковый продукт предоставляется в распоряжение возможных покупателей всеми продавцами в одно и тоже время;  
полная рыночная проницаемость, то есть все предлагающие и покупающие субъекты должны быть в достаточной мере информированы о ситуации на рынке.  
Первые четыре условия отвечают состоянию гомогенности. Если нет рыночной проницаемости, но выполняются условия гомогенности, говорят о временно несовершенных рынках.  
В действительности совершенные рынки могут существовать лишь тогда, когда они пространственно и во времени определяются очень узко (колхозные рынки в России, базар в Средней Азии), поэтому разделение на совершенные и несовершенные рынки служит для рассмотрения процесса ценообразования прежде всего в абстрактной форме.  
О несовершенных рынках говорят в том случае, если не выполняется хотя бы одно из четырех первых условий.  
Организованные и неорганизованные рынки. При организованном рынке ценообразование в стране или регионе происходит согласно установленным правилам и (или) через особые учреждения (биржи, аукционы). В остальных случаях речь идет о неорганизованных рынках, в частности о рынках срочных товаров, региональных и локальных товарных биржах и аукционах.  
Рынки с ограниченным и неограниченным входом. Доступ производителей и покупателей на отдельные рынки может быть ограничен путем правового регулирования (например, требованием удостоверения об определенной квалификации) или хозяйственными условиями.  
В сельском хозяйстве доступ потенциальных производителей на рынки формально свободен, однако в реальности ограничен несовершенным правовым регулированием земельных отношений.  
Свободные и регулируемые рынки. Если цена на товар формируется только участниками рынка, говорят о свободном рынке. Если же государство вторгается в процесс рыночного ценообразования, говорят о регулируемом рынке.  
Аграрные рынки в развитых странах в значительной степени регулируются государством. Им можно дать следующие характеристики: полиполия, несовершенные, неорганизованные, с ограниченным доступом, регулируемые. Аграрные рынки стран с переходной экономикой, в том числе и России, в целом подчиняясь общим закономерностям, имеют свои отличия.

 

Рынок материально- технических ресурсов для сельского хозяйства. Основу его составляют три наиболее крупные  отрасли: сельскохозяйственное машиностроение; производство химических удобренийи средств защиты растений; комбикормовая промышленность.

   Эти  отрасли характеризуются олигопольной  структурой, то есть на рынке  доминируют несколько крупнейших  фирм.

   Рынок  сферы услуг, предоставляемых  сельскохозяйственным товаропроизводителям, представлен системой дилерских, ремонтно-технических, агрохимических, консультационных, аудиторских, мелиоративных и других организаций и фирм.

   Рынок  маркетинговой сферы делится  на типы по характеру продукции  и конкурентному поведению фирм.

   Первый  тип – рынок сырьевых продовольственных товаров. Типичен для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Его характеризуют относительная однородность и стандартизированность продукции, реализация товаров крупными партиями.

   Второй  тип – рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к ряду неоднородной, высокодифференцированной. Это табачные и кондитерские изделия, консервы, обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов.

   Третий тип – рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (мясные полуфабрикаты и свежее мясо, молоко и молочная продукция и т.д.). Доступ на рынок этой группы товаров относительно свободный, ценообразование осуществляется на основе, близкой к конкурентному рынку.

   Четвертый  тип – рынок продовольственного  сервиса. Он включает все виды  общественного питания – от  небольших буфетов и закусочных  до дорогих ресторанов.

Этот рынок  специфичен и неоднороден. В нем  можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем рекламы и монополизации, с ценообразованием, варьирующим от свободного рыночного до монопольного.

   Рынок  продовольственного сервиса имеет  несколько уровней. Он может  быть локальным – для хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным – для мясопродуктов, овощей и фруктов; национальным – для консервов и импортного продовольствия.

   В  развитых странах рынок продовольствия  представлен относительно большим  числом фирм с высокой продуктовой  дифференциацией. При этом четко выделяется группа фирм, занимающая доминирующее положение. Наряду с ценовой на рынке продовольствия большое значение имеет неценовая конкуренция, которую характеризуют интенсивная реклама, продуктовая дифференциация и улучшенный сервис.

 

 

4.Сущность рыночных структур и их развитие в сельском хозяйстве.

Сельскохозяйственные рынки –  это система экономических отношений  между субъектами рынка в сфере  обращения сельскохозяйственной и  продовольственной продукции, факторов сельскохозяйственного производства, услуг. Могут обособленно рассматриваться сельскохозяйственные и продовольственные рынки. Границы продовольственного рынка шире границ сельскохозяйственного рынка, поскольку некоторая часть продовольственной продукции имеет несельскохозяйственное происхождение, например продукция рыбного хозяйства.

Для российских аграрных рынков типичны  следующие признаки:

   значительное число независимых  товаропроизводителей;

   невозможность отдельного  производителя влиять на цену;

   однородность и стандартизированность продукции;

   отсутствие существенных  входных барьеров.

В отраслях с олигопольной и монопольной  структурами наличие входных  барьеров связано с проявлением  положительного эффекта масштаба, так  как при организации производства большой мощности, а также владении патентами на используемую технологию происходит снижение постоянных издержек производства и повышения конкурентоспособности продукции. Кроме того, на рынке монополистической конкуренции необходимы большие затраты на  интенсивную рекламу разнородной продукции.

Несмотря  на отсутствие на сельскохозяйственных рынках существенных входных барьеров, есть факторы, ограничивающие свободную  конкуренцию:

   в  развитых странах – государственное  регулирование сельского хозяйства  ( соответствующая финансово-кредитная и ценовая политика, налоговая система и т.д.), при этом государство может влиять на уровень предложения и рыночную цену;

   долгосрочные  договоры сельскохозяйственных  товаропроизводителей с перерабатывающими  фирмами по сбыту сельскохозяйственной продукции, что делает их относительно независимыми от действия рынка свободной конкуренции;

   ограниченность  и специфичность рынка важнейшего  сельскохозяйственного ресурса  – земли, который во всех  странах является объектом большего  или меньшего государственного контроля и регулирования;

   относительная  иммобильность ресурсов сельского  хозяйства, так как человек  имеет дело с малоликвидными  специфическими средствами производства; кроме того, сельская местность является средой его обитания.

  

 

                      Рынок кормов для сельского хозяйства.

 

Понятие кормовой базы и особенности  ее формирования в рыночных условиях. Этапы развития рынка кормов. 4.Импорт и экспорт кормов. Обеспеченность кормами.

Информация о работе Структура рынков