Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:26, контрольная работа
Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются.
Основу современной
реформ затрудняется отсутствием
четких критериев эффективности, закладываемых
в основу конструирования
Структура рынка.
1.Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
4 типа структуры рынка:
1) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
а) Множеством мелких фирм
б) Однородностью продукции
в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)
г) Равным доступом ко всем видам информации
2)МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
а) Множеством мелких фирм
б) Неоднородностью продукции
в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)
г) Несколько ограниченным доступом к информации
3) ОЛИГОПОЛИЯ (ДУОПОЛИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
а) Небольшим числом крупных фирм
б) Неоднородностью (или однородностью) продукции
в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли)
г) Несколько ограниченным доступом к информации
4) МОНОПОЛИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
а) Одной фирмой
б) Уникальностью продукции
в) Практически не преодолимыми барьерами на вход
г) Несколько ограниченным доступом к информации
РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ
ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - отрасль, в которой долго срочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.
ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, при которой одна по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
2.Классификация рынков.
Рынки могут подразделяться в соответствии с их качественными свойствами на:
- совершенные и несовершенные рынки;
- организованные и
- рынки с ограниченным и неограниченным входом;
- совершенные и несовершенные рынки.
-По экономическому назначению объектов рыночных отношений(рынок потребительских
товаров и услуг; рынок товаров промышленного назначения; рынок промежуточных товаров;
сырьевой рынок; рынок труда; рынок цепных бумаг; рынок вторичного сырья)
-По степени ограничения конкуренции (свободный; монополистический;
олигополистический; смешанный)
-По географическому положению(
-По характеру продаж(оптовый; розничный)
-По отрасли(нефтяной; сельскохозяйственного сырья; промышленный; автомобильный;
продуктов питания)
3.Система рынков в сельском хозяйстве.
По степени ограничения конкуренции рынки могут быть поделены, исходя из количественных и качественных параметров.
Классификация и
По данному признаку рыночные
партнеры различаются по
Классификация и
совершенные и несовершенные;
организованные и
с ограниченным и неограниченным входом;
свободные и регулируемые.
Совершенные
и не совершенные рынки. О совершенных
рынках говорят в том случае, если одновременно
выполняются пять условий:
обеспечивается объективная однородность
продуктов — Они рассматриваются
как продавцом так и покупателем как равноценные
и свободно обмениваются друг на друга;
на рынке не могут доминировать личные
предпочтения — все его участники равны
в правах;
не должно быть никаких пространственных
различий между продавцом и покупателем,
которые встречаются в одном Месте для
заключения сделки (это условие определяется
тем, что совершенные рынки являются точечными);
при осуществлении сделки не должно
быть временных различий — одинаковый
продукт предоставляется в распоряжение
возможных покупателей всеми продавцами
в одно и тоже время;
полная рыночная проницаемость, то есть
все предлагающие и покупающие субъекты
должны быть в достаточной мере информированы
о ситуации на рынке.
Первые четыре условия отвечают состоянию
гомогенности. Если нет рыночной проницаемости,
но выполняются условия гомогенности,
говорят о временно несовершенных рынках.
В действительности совершенные
рынки могут существовать лишь тогда,
когда они пространственно и во времени
определяются очень узко (колхозные рынки
в России, базар в Средней Азии), поэтому
разделение на совершенные и несовершенные
рынки служит для рассмотрения процесса
ценообразования прежде всего в абстрактной
форме.
О несовершенных рынках
говорят в том случае, если не выполняется
хотя бы одно из четырех первых условий.
Организованные и неорганизованные
рынки. При организованном рынке ценообразование
в стране или регионе происходит согласно
установленным правилам и (или) через особые
учреждения (биржи, аукционы). В остальных случаях речь
идет о неорганизованных рынках, в частности
о рынках срочных товаров, региональных
и локальных товарных биржах и аукционах.
Рынки с ограниченным и неограниченным
входом. Доступ производителей и покупателей
на отдельные рынки может быть ограничен
путем правового регулирования (например,
требованием удостоверения об определенной
квалификации) или хозяйственными условиями.
В сельском хозяйстве доступ
потенциальных производителей на рынки
формально свободен, однако в реальности
ограничен несовершенным правовым регулированием
земельных отношений.
Свободные и регулируемые
рынки. Если цена на товар формируется
только участниками рынка, говорят о свободном
рынке. Если же государство вторгается
в процесс рыночного ценообразования,
говорят о регулируемом рынке.
Аграрные рынки в развитых странах в значительной
степени регулируются государством. Им
можно дать следующие характеристики:
полиполия, несовершенные, неорганизованные,
с ограниченным доступом, регулируемые.
Аграрные рынки стран с переходной экономикой,
в том числе и России, в целом подчиняясь
общим закономерностям, имеют свои отличия.
Рынок материально- технических ресурсов для сельского хозяйства. Основу его составляют три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение; производство химических удобренийи средств защиты растений; комбикормовая промышленность.
Эти
отрасли характеризуются
Рынок
сферы услуг, предоставляемых
сельскохозяйственным
Рынок
маркетинговой сферы делится
на типы по характеру
Первый тип – рынок сырьевых продовольственных товаров. Типичен для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Его характеризуют относительная однородность и стандартизированность продукции, реализация товаров крупными партиями.
Второй тип – рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к ряду неоднородной, высокодифференцированной. Это табачные и кондитерские изделия, консервы, обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов.
Третий тип – рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (мясные полуфабрикаты и свежее мясо, молоко и молочная продукция и т.д.). Доступ на рынок этой группы товаров относительно свободный, ценообразование осуществляется на основе, близкой к конкурентному рынку.
Четвертый
тип – рынок
Этот рынок специфичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем рекламы и монополизации, с ценообразованием, варьирующим от свободного рыночного до монопольного.
Рынок
продовольственного сервиса
В
развитых странах рынок
4.Сущность рыночных структур и их развитие в сельском хозяйстве.
Сельскохозяйственные рынки –
это система экономических
Для российских аграрных рынков типичны следующие признаки:
значительное число
невозможность отдельного производителя влиять на цену;
однородность и стандартизирова
отсутствие существенных входных барьеров.
В отраслях
с олигопольной и монопольной
структурами наличие входных
барьеров связано с проявлением
положительного эффекта масштаба, так
как при организации
Несмотря на отсутствие на сельскохозяйственных рынках существенных входных барьеров, есть факторы, ограничивающие свободную конкуренцию:
в
развитых странах –
долгосрочные
договоры сельскохозяйственных
товаропроизводителей с
ограниченность
и специфичность рынка
относительная
иммобильность ресурсов
Рынок кормов для сельского хозяйства.
Понятие кормовой базы и особенности ее формирования в рыночных условиях. Этапы развития рынка кормов. 4.Импорт и экспорт кормов. Обеспеченность кормами.