Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:32, курсовая работа
Термин "устойчивое управление лесами" за последнее десятилетие прочно вошел в лексикон специалистов по лесу и лесному хозяйству. Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения о том, что же это такое. Иногда под "устойчивым управлением лесами" понимают всего лишь такое ведение хозяйства, при котором в обозримом будущем из леса можно будет получать столько же древесины, сколько и сейчас. Однако, чаще всего этот термин подразумевает такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие устойчивого управления лесами……………………………3
Глава 2. Разработка стандартов, принципов и критериев на межправительственном и неправительственном уровнях………………….....4
2.1. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ........8
2.2. Список критериев и индикаторов устойчивого управления лесами…………………………………………………………………………...13
2.2.1. Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной
способности лесов………………………………………………………..........13
2.2.2. Критерий 2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов………………………………………...14
2.2.3. Критерий 3. Сохранение и поддержание защитных
функций лесов…………………………………………………………….…...15
2.2.4. Критерий 4. Сохранение и поддержание биологического
разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл………….16
2.2.5. Критерий 5. Поддержание социально - экономических функций лесов…………………………………………………………….........18
2.2.6. Критерий 6. Инструменты лесной политики для
сохранения устойчивого управления лесами………………………………..20
Глава 3. Лесная сертификация………………………………………………..23
3.1. Понятие лесной сертификации…………………………………...23
3.2. Цели сертификации……………………………………………….25
3.3. Как осуществляется сертификация по FSC……………………...25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………………………………….......29
Приказ Рослесхоза от 05.02.1998 N 21
В целях реализации в системе лесного
хозяйства Концепции перехода РФ к устойчивому
развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 01.04.96 N 440 "О концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию", Постановления Прави
1. Утвердить прилагаемые
Критерии и индикаторы
2. Ввести в действие
Критерии и индикаторы
3. Руководителям органов
управления лесным хозяйством
в субъектах Российской
4. ВНИИЦлесресурсу (Страхов В.В.):
- осуществить методическое обеспечение разработки региональных критериев и индикаторов, для чего до 1 марта 1998 года разработать и в установленном порядке утвердить Временные рекомендации по применению критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;
- организовать обобщение и анализ материалов, представляемых руководителями органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, для уточнения основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства с учетом региональных особенностей устойчивого управления лесами;
- до 1 октября 1998 года внести изменения и дополнения в Инструкцию по государственному учету лесного фонда с учетом Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;
- обеспечить перевод на английский язык и издание Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для обеспечения международной деятельности Федеральной службы лесного хозяйства России.
5. Управлению науки и
техники (Тепляков В.К.) включить
в планы работ научно - исследовательских
учреждений Федеральной службы
лесного хозяйства России на 1998
год и последующие годы
6. Управлению организации
лесопользования и
7. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Кузьмичева Е.П.
Руководитель Федеральной
службы
В.А.ШУБИН
Утверждены
Приказом Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 5 февраля 1998 г. N 21
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 559 и поручениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N ВЧ-П9-43119 и от 27 сентября 1997 г. N ВЧ-П1-30744 определена задача - разработать государственную стратегию устойчивого развития Российской Федерации.
В соответствии с указанными документами и на основании Лесного кодекса Российской Федерации Федеральной службой лесного хозяйства России разработан ряд принципиально новых положений государственной лесной политики в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, одним из которых является "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации".
"Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации" - руководящий документ федерального уровня для координации действий как в системе лесного хозяйства, так и со смежными отраслями.
Основная цель этого документа - обеспечить базовые условия реализации принятых Россией международных обязательств по лесам в связи с ратификацией Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, а также для выполнения решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, 1992 год) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью - Йорк, 1997 год), в которых намечены задачи правительств разных стран по обеспечению устойчивого развития всех видов лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.
В основе документа - результаты дискуссий по критериям и индикаторам устойчивого управления лесами, разработанных для лесов Европы (Хельсинкский процесс) и для умеренных и бореальных лесов мира (Монреальский процесс). Соответствующие списки критериев и индикаторов были рассмотрены с точки зрения их приемлемости для условий России. Учитывались не только природные и социально - экономические особенности России, но и государственные особенности управления лесами.
Доработка данного документа проводилась с учетом замечаний и предложений специалистов территориальных органов управления лесами в субъектах Российской Федерации, лесоустроительных предприятий и научных учреждений России в ходе письменного опроса, проведенного ВНИИЦлесресурсом.
Критерии устойчивого управления лесами и индикаторы для их оценки, содержащиеся в данном документе, предназначены для обоснования лесной политики Российской Федерации в целом, а также в субъектах Российской Федерации.
Индикаторы для оценки критериев подобраны с учетом возможности использования существующих информационных потоков по лесному хозяйству. Каждый критерий может характеризовать страну в целом, природно - экономический регион (группу субъектов Федерации) и каждый субъект Российской Федерации. В число индикаторов включены и такие, статистическая информация по которым в настоящее время на национальном (государственном) уровне не ведется, но ее получение будет иметь большое значение в будущем.
Границы данного документа пока нецелесообразно расширять до уровня лесхозов. Реализация критериев устойчивого управления лесами на уровне лесхоза определяется другими документами (правилами, инструкциями, руководствами, указаниями, наставлениями и другими документами по различным вопросам лесного хозяйства), а также сертификационными требованиями, которые должны быть разработаны в соответствии с международными рекомендациями).
Включенные в данный документ критерии и индикаторы, с одной
стороны,
представляют собой рабочий инструмент
управления лесами, который должен
совершенствоваться, с другой стороны,
являются механизмом контроля и воздействия
на систему устойчивого
Предполагается, что по мере накопления данных по реализации лесной политики Российской Федерации на основе приведенных критериев устойчивого управления лесами будут вноситься поправки и уточнения как в список индикаторов, так и в сами критерии.
Количественная и качественная оценка индикаторов на основе приведенных критериев осуществляется на федеральном уровне Федеральной службой лесного хозяйства России, на уровне субъекта Российской Федерации - территориальными органами управления лесным хозяйством. Базовыми материалами при этом являются данные государственного учета лесного фонда, актуализации данных о состоянии лесного фонда по материалам проведенного лесоустройства, аналитические данные лесного кадастра и лесного мониторинга, а также материалы уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, научно - исследовательских институтов.
Критерии - стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов. Критерии сохранения и устойчивого управления лесами реализуются на уровне практического ведения лесного хозяйства и могут контролироваться по соответствующим индикаторам устойчивого управления лесами.
Каждый критерий может быть
оценен по совокупности
Индикаторы - количественные и описательные
характеристики критериев
Последовательное отслеживание
индикаторов с течением
2.2. СПИСОК КРИТЕРИЕВ И ИНДИКАТОРОВ
УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РФ
2.2.1. Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов