Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:32, курсовая работа
Термин "устойчивое управление лесами" за последнее десятилетие прочно вошел в лексикон специалистов по лесу и лесному хозяйству. Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения о том, что же это такое. Иногда под "устойчивым управлением лесами" понимают всего лишь такое ведение хозяйства, при котором в обозримом будущем из леса можно будет получать столько же древесины, сколько и сейчас. Однако, чаще всего этот термин подразумевает такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие устойчивого управления лесами……………………………3
Глава 2. Разработка стандартов, принципов и критериев на межправительственном и неправительственном уровнях………………….....4
2.1. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ........8
2.2. Список критериев и индикаторов устойчивого управления лесами…………………………………………………………………………...13
2.2.1. Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной
способности лесов………………………………………………………..........13
2.2.2. Критерий 2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов………………………………………...14
2.2.3. Критерий 3. Сохранение и поддержание защитных
функций лесов…………………………………………………………….…...15
2.2.4. Критерий 4. Сохранение и поддержание биологического
разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл………….16
2.2.5. Критерий 5. Поддержание социально - экономических функций лесов…………………………………………………………….........18
2.2.6. Критерий 6. Инструменты лесной политики для
сохранения устойчивого управления лесами………………………………..20
Глава 3. Лесная сертификация………………………………………………..23
3.1. Понятие лесной сертификации…………………………………...23
3.2. Цели сертификации……………………………………………….25
3.3. Как осуществляется сертификация по FSC……………………...25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………………………………….......29
2.2.6. Критерий 6. Инструменты лесной политики для
сохранения устойчивого управления лесами
6.1. Правовые механизмы, включая законы и подзаконные акты, нормативы, предписания и другие документы, содействующие сохранению и устойчивому управлению лесами.
6.2. Организационные механизмы, включая разработку и пересмотр лесной политики и обеспечение общества доступной информацией по лесным вопросам.
6.3. Координационные механизмы деятельности различных организаций, предприятий и научных обществ, связанных с лесами.
6.4. Международные механизмы сотрудничества и кооперации по различным вопросам устойчивого управления лесами.
6.5. Экономические и финансовые механизмы устойчивого управления лесным хозяйством, включая политику в области инвестиций и налогообложения, направленную на обеспечение долговременного пользования всеми лесными ресурсами, в том числе не имеющими рыночной стоимости.
Пояснения к критерию 6
Индикаторы, характеризующие данный критерий, носят описательный характер и должны быть предметом дальнейшего обсуждения и детализации.
Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 6:
- совершенствование лесной политики и лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для обеспечения устойчивого управления лесами;
- совершенствование, выявление и использование правовых механизмов использования лесных ресурсов, функций и свойств лесов России, имеющих социальную, экологическую, историческую, культурную или иную ценность для населения и государства. Выявление и оценка экономических механизмов воспроизводства нерыночных полезностей леса;
- создание гарантий социально - экономического обеспечения долговременного пользования лесными ресурсами, функциями и свойствами лесов, как имеющих, так и не имеющих явной рыночной стоимости;
- организация эффективного управления лесами в целях устойчивого сохранения и долговременного поддержания нерыночных полезностей леса;
- обеспечение участия основных групп населения в процессе выработки и принятия решений по управлению лесами;
- объединение усилий различных ведомств, организаций, предприятий и научных обществ, деятельность которых связана с лесами и лесными ресурсами, с целью формирования благоприятного для лесов общественного мнения;
- подтверждение выполнения Россией международных обязательств по вопросам устойчивого управления лесами;
- общество должно опираться на сумму знаний о лесных ресурсах, экологических функциях и свойствах лесов для обеспечения соответствующих действий по их сохранению и управлению ими, основу которой составляют:
а) развитые системы управления лесами и лесоучетных работ;
б) научно - исследовательские учреждения лесного хозяйства;
в) специальные учебные заведения, программы обучения и подготовки кадров;
г) активный национальный диалог об устойчивом
управлении лесами по всем ключевым вопросам
(федеральные и региональные интересы,
структура собственности и
Ключевые элементы критерия 6:
ГЛАВА 3. ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
3.1. Понятие лесной сертификации
Экологическая сертификация лесов – это процесс инспекции методов ведения лесного хозяйства на отдельных лесных площадях для определения соответствия их определенным международным критериям.
Система сертификации
и, в особенности, заложенная
в неё связь ответственного
продавца с лесозаготовителем
направлена на создание
Сертификация
позволяет потребителю лесной
продукции делать выбор между
хоть и более дорогим, но
сертифицированным товаром из
экологически грамотно
Экологическая
сертификация лесоуправления
В настоящее
время в лесном секторе России
разрабатываются или
– обязательная сертификация лесных ресурсов;
– сертификация (лицензирование) лесозаготовительных предприятий;
– добровольная сертификация лесоуправления (стандарты серии ISO 14000 или FSC);
– техническая сертификация древесины;
– радиоэкологическая сертификация древесины.
Первый и второй
виды сертификации в настоящее
время лишь разрабатываются
Добровольная сертификация лесоуправления (экологическая сертификация) по стандартам серии ISO 14000 и FSC – качественно новый шаг, т. к. характеризует систему управления охраной окружающей среды. Эта сертификация разрабатывалась как средство оценки правильности ведения лесного хозяйства с точки зрения его экологической, экономической и социальной сбалансированности. Сертификация лесоуправления является типично рыночным, «мягким» инструментом контроля правильности ведения лесного хозяйства.
Сертификация является добровольной — в ней участвуют лишь те владельцы или арендаторы леса, которые осознали необходимость повышения качества лесоуправления, а также видят в этом экономическую выгоду: улучшение своей репутации или выход на экологически чувствительные рынки. Привлекательность сертификации для лесного бизнеса объясняется тем, что крупнейшие рынки древесины (США, стран Евросоюза, некоторых других) наиболее экологически чувствительны. Спрос на сертифицированную продукцию постоянно растет. Лесная сертификация повышает ответственность за использование лесных ресурсов, что вполне отвечает требованиям устойчивого развития. Методы лесозаготовок становятся экологически более грамотными, принимаются меры по сохранению биоразнообразия, все ресурсы лесов используются более рационально. Развиваются системы планирования и мониторинга, механизмы разрешения конфликтов. Работодатели заботятся о здоровье и безопасности своих сотрудников, больше внимания уделяют их обучению. Лучше защищены права местных сообществ и коренных народов. Сертификация способствует соблюдению и совершенствованию законодательства, сохранению обычаев и защите традиционных прав.
В странах, где правовое регулирование лесоуправления недостаточно, лесная сертификация —одно из условий выживания компании в жесткой конкурентной борьбе на международной арене. Лесная сертификация повышает ответственность за использование лесных ресурсов, что вполне отвечает требованиям устойчивого развития. Однако сертифицированный участок леса еще нельзя назвать устойчиво управляемым в полном смысле хотя бы в силу того, что стандарты сертификации предъявляют лишь минимальные требования к уровню лесоуправления и требуют постоянно повышать его.
Сертификация
лесных продуктов
3.2.Цели сертификации
Сертификация
лесоуправления имеет две
1. совершенствование
2. обеспечение доступа
Для того, чтобы
отвечать первой цели, сертификация
должна быть организационно и
политически адаптирована к
Для того, чтобы
отвечать второй цели, сертификация
должна быть приемлема для
потребителей, основываться на объективных
и измеримых показателях,
Другими важными
целями сертификации являются
повышение качества управления
и ведения лесного хозяйства,
улучшение сбора и
3.3.Как осуществляется сертификация по FSC
Добровольная
сертификация производится
Процедура
сертификации состоит из
– принятие (адаптация) региональных стандартов устойчивого лесного хозяйства;
– одобрение стандартов Советом управления лесами (FSC);
– приглашение независимого аудитора для сертификации;
– обследование и оценка территории (цепочки переработки);
– выдача сертификата (или замечаний для исправления).
Важным является
вопрос о стоимости
1. стоимость доведения уровня
лесного хозяйства до
2. стоимость самой сертификации;
3. стоимость сертификации
Затраты на
доведение лесного хозяйства
до требуемого при
Знак FSC на древесине или на сделанном из нее товаре – показатель того, что продукция происходит из леса, в котором ведется экологически и социально ответственное лесное хозяйство.
Сертификат FSC выдается независимым аудитором на основании строгой ежегодной проверки на месте заготовки леса. Он является признанным знаком качества лесобумажной продукции в 81 стране. Всего в мире сертифицировано более 130 млн. га лесов и выдано свыше 19 тыс. сертификатов на цепочки поставок, позволяющих выводить FSC-сертифицированную лесобумажную продукцию на рынок.