Заготовки – одна из важнейших отраслей потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность.

Файлы: 1 файл

Курсовая по аппк.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность. Основными отраслями хозяйственной деятельности потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки, промышленность и предоставление услуг.

Потребительская кооперация осуществляет деятельность в сферах производства и товарного обращения. Она занимается производством продовольственных и других товаров народного потребления, обеспечивая собственные товарные ресурсы для торговой деятельности. Торговля, общественное питание, заготовки, непосредственно относящиеся к сфере товарного обращения, играют важную роль в развитии местных рынков регионов.

Потребительская кооперация свою многоотраслевую деятельность осуществляет в основном в сельской местности и поэтому тесно связана с предприятиями отраслей агропромышленного комплекса: сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и др.

Переход к рынку обострил ситуацию в стране по обеспечению  сельского населения товарами. Потребительская кооперация как сельская система призвана участвовать в решении общегосударственной задачи по стабилизации и развитию потребительского рынка.

Особое значение в  условиях сокращения продовольственных  ресурсов и снижения реальных доходов  населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность.

Для реализации разнообразной социально-экономической деятельности потребительская кооперация располагает многочисленными предприятиями, формирующими социальную и производственную инфраструктуру села.

1. Заготовки – одна из важнейших отраслей потребительской

кооперации

1.1 Особенности заготовительной деятельности потребительской

кооперации

Потребительская кооперация является крупной универсальной  заготовительной системой. Она занимается закупкой более 60 различных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья. К ним относятся:

    • продукты растениеводства: картофель, овощи, плоды, сахар, масло растительное, зерно;
    • продукты животноводства: молоко, мясо, яйца;
    • животноводческое сырьё: шерсть, кожа, пушнина;
    • дикорастущая продукция: ягоды, грибы, орехи;
    • лекарственно-техническое сырьё: лекарственные травы, семена подсолнечника и другое сырьё.

Организации потребительской  кооперации (потребительские общества и потребительские союзы) закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов, кооперативов, акционерных обществ и товариществ), крестьянских (фермерских) хозяйств и у хозяйств населения (личные подсобные хозяйства граждан). Хозяйства населения производят более 50 % всей сельскохозяйственной продукции, производимой в стране.

Особенно велика доля личных подсобных  хозяйств в производстве следующей сельскохозяйственной продукции:

    • картофеля (≈ 93%);
    • мёда (≈ 90,8%);
    • овощей(≈ 81,5%).

Несколько ниже их доля в  производстве мяса (≈ 55,2%), молока (≈ 50,3%), яиц(≈ 26,7%).

Все категории хозяйств нуждаются в сбыте сельскохозяйственной продукции. Если нет сбыта продукции, то нет смысла её производить. В 2002 году во всех категориях хозяйств реализовано от общего объёма производства 56,5% зерна; 12,2% картофеля; 21,1% овощей;65,8% скота; 50,3% молока и молочных продуктов. В личных подсобных хозяйствах реализовано отдельных видов продукции от 10 до 20 %; это означает, что 80-90% произведённой продукции осталось в личном потреблении или вообще не использовалось. Эти данные свидетельствуют о том, что заготовительная деятельность потребительской кооперации имеет возможность увеличить объёмы закупок сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, обеспечивая им сбыт продукции. Особенно велика роль потребительской кооперации в организации закупки и сбыта продукции личных подсобных хозяйств пайщиков и обслуживаемого населения.

Участие потребительской  кооперации в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья исторически обусловлено максимальным приближением её предприятий к производителям сельскохозяйственной продукции.

Потребительская кооперация располагает разветвлённой сетью  заготовительных предприятий. На начало 2003 года в потребительской кооперации функционировали следующие заготовительные предприятия:

      • приёмозаготовительные пункты - 2761 единица
      • сельскоопзаготпромторги (сельские кооперативные заготовительные, перерабатывающие и торговые предприятия) – 125 единиц;
      • заготовительные базы – 72 единицы;
      • овощекартофелехранилища – 1254 единицы;
      • фруктохранилища – 168 единиц;
      • склады-холодильники с машинным охлаждением – 1177 единиц.

Приёмозаготовительные пункты являются наиболее распространенными  заготовительными предприятиями потребительской кооперации. Сельскоопзаготпромторги – это комплексные предприятия. Они объединяют заготовительные пункты; небольшие цеха по переработке продукции; магазины по торговле сельскохозяйственными продуктами, имеющие отделы непродовольственных товаров для встречной продажи их сдатчикам сельхозпродукции; пункты проката. Все производственные единицы могут быть расположены в одном здании или компактно на небольшой территории. Цель их создания – приблизить заготовительно-перерабатывающие предприятия потребительской кооперации к производителям сельскохозяйственной продукции.

Организации потребительской  кооперации располагают специализированными хранилищами для хранения картофеля, овощей, фруктов; складами-холодильниками с машинным охлаждением для хранения мясной, молочной и другой скоропортящейся продукции.

Таким образом, заготовительная  деятельность потребительской кооперации имеет большое значение как для самой потребительской кооперации (снабжает торговлю товарами, а производство – сырьём), так и для общества.

1.2 Реализация социальной миссии путём проведения

заготовительной деятельности

Закупочная деятельность по определению Программы стабилизации и развития потребительской кооперации является одним из приоритетных направлений развития потребительской кооперации. Закупочная деятельность, как никакой другой вид деятельности, способствует выполнению социальной миссии потребительской кооперации.

Поэтому вся деятельность системы потребительской кооперации и каждого потребительского общества должна быть нацелена на удовлетворение материальных и иных потребностей её членов. Это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков.

Экономический интерес  пайщиков выражается, прежде всего, в  том, что за произведенную в личном хозяйстве или заготовленную продукцию он может получить деньги и приобрести товары народного потребления по льготным ценам в магазинах потребительской кооперации. Кооперативные организации обязаны обеспечить приёмку всей продукции, произведенной и предложенной населением, а также лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, кожевенного сырья и другой продукции.

Кооперативные организации  должны обеспечить пайщикам выгодные условия сбыта сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья и дикорастущих плодов, ягод, грибов. В отдельных случаях, когда это необходимо, осуществлять товарообмен за сданную продукцию, что значительно повысит эффективность деятельности потребительской кооперации.

Одним из направлений  реализации социальной миссии потребительской кооперации должно стать привлечение к заготовкам лекарственно-технического сырья и дикорастущих плодов, ягод и грибов временно неработающих или зарегистрированных безработных жителей села.

Сельскохозяйственное  производство, расширение посевных площадей и создание на этой основе новых рабочих мест способствует обеспечению занятости населения, повышению эффективности социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации. Развитие интеграционных процессов между кооперативными организациями и производителями сельскохозяйственной продукции, в первую очередь хозяйствами населения, способствует вовлечению товарных ресурсов сельхозпроизводителей в оборот, расширению хозяйственной деятельности кооперативных организаций, повышению её эффективности, социальной  защите сельхозпроизводителей. В результате такого сотрудничества личные подсобные хозяйства смогут получить гарантированный рынок сбыта своей продукции, увеличить объёмы деятельности, уровень жизни сельского населения повысится.

Таким образом, в настоящее время потребительская кооперация обеспечивает население возможностью дополнительного дохода, тем самым решая одну из наиболее актуальных проблем нашего времени, снижая уровень безработицы и повышая уровень жизни населения. Но ещё существует достаточно неиспользованных потребительской кооперацией возможностей в области обеспечения занятости, а в дальнейшем и обеспечения населения высокодоходными рабочими местами.

 

1.3Проблемы  и перспективы развития заготовительной  деятельности

 

Потребительская кооперация являлась крупнейшей заготовительной организацией. В заготовительной деятельности потребительской кооперации наблюдается процесс снижения (спада) объёмов заготовленной продукции по основным видам. Располагая огромным потенциалом (материально-техническая база, кадры), заготовители за последние годы перешли к закупкам для внутреннего потребления. Эффективное использование имеющегося потенциала даёт неограниченные возможности наращивания объёма заготовок. Основными причинами такого положения явились не только отсутствие средств у заготовительных организаций, дорогостоящие банковские кредиты, высокие затраты на транспортировку и энергоресурсы, низкий покупательский спрос, появление конкурентов на сельском рынке, но и снижение роли коммерческой деятельности. Прекратилось заключение контрактов на поставку продукции в государственный продовольственный фонд, не осуществлялась торговля сельскохозяйственной продукцией в городах. Одним из направлений выхода заготовительной деятельности из кризисного состояния и увеличения роста объёма закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья является совершенствование коммерческой деятельности по установлению договорных отношений с владельцами личных подсобных хозяйств.

В целях повышения  эффективности договорной работы необходимо заключать с ними долгосрочные договоры по закупке сельскохозяйственной продукции, предусматривающие взаимные обязательства, ответственность сторон.

В условиях дефицита закупки  сельскохозяйственной продукции стимулировались предоставлением сдатчикам дефицитных товаров, кормов, сельскохозяйственного инвентаря. Сегодня сельские жители не заинтересованы в сдаче своей продукции, так как закупочные цены в потребительской кооперации ниже среднерыночных. Поэтому необходим поиск средств стимулирования в производстве и сдаче сельхозпродукции предприятиям потребительской кооперации. Повысить заинтересованность сдатчиков сельхозпродукции можно предоставлением бесплатных услуг по забою, транспортировке, предоставлением кредита на посадочный материал, инвентарь, технику при условии, что кредит будет погашен за счёт выращенной продукции.

В настоящее время  заготовительная отрасль потребительской  кооперации не охватывает ресурсные  возможности хозяйств населения  по закупке сельскохозяйственной продукции, производимой в них. Такое положение стало следствием воздействия целого ряда факторов внешнего и внутреннего характера.

Основными факторами  внешнего характера являются следующие:

      • потеря хозяйственных связей в связи с распадом единого экономического пространства;
      • несовершенство налоговой системы страны.

 Вследствие первой  причины значительная часть кооперативных  организаций утратила своих традиционных покупателей.

Несовершенство налогового законодательства делает убыточным  работу заготовительной отрасли. При  оплате налога на добавленную стоимость в заготовительной деятельности вплоть до последнего времени кооперативным организациям приходилось производить уплату налоговых платежей со всей суммы заготовленной у населения продукции, в то время как конкурирующие заготовительные структуры, в первую очередь частные предприниматели, имели возможность уклонения от таких выплат.

Существует проблема документального оформления закупки  сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения. Для осуществления закупки сельскохозяйственной продукции сдатчик должен подготовить ряд документов, в том числе о ветеринарном обследовании, о клеймении и т.д., что усложняет этот процесс. При закупке сельскохозяйственной продукции  у хозяйств населения частными лицами документальное оформление, как правило, не осуществляется.

Информация о работе Заготовки – одна из важнейших отраслей потребительской кооперации