Заготовки – одна из важнейших отраслей потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность.

Файлы: 1 файл

Курсовая по аппк.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Перечисленные выше факторы  привели к существенному сокращению заготовительной деятельности кооперативных организаций и превращению этой отрасли из самостоятельного субъекта хозяйствования в придаток кооперативной промышленности.

В настоящее время  заготовки осуществляют обеспечение  сырьём производственных цехов, а также обеспечивают торговлю продукцией сельского хозяйства. При этом можно выделить две формы проявления этой тенденции.

Первое направление  характеризуется объединением в районных кооперативных организациях заготовительной и производственной отраслей. Заготовительная деятельность осуществляется только для обеспечения сырьём производственной деятельности, что привело заготовки в разряд подотрасли обеспечения. Другим направлением развития сферы заготовок является её самостоятельное функционирование.

Закупками сельскохозяйственной продукции и сырья занимается самостоятельное хозрасчётное объединение, которое действует в интересах перерабатывающих и торговых предприятий.

Таким образом, заготовительная  отрасль районных кооперативных  организаций утрачивает связь с поставщиками сельскохозяйственной продукции, в первую очередь с хозяйствами населения.

В процессе обследования районных кооперативных организаций  было выявлено отсутствие связи между динамикой заготовительной деятельности и изменением ресурсного потенциала хозяйств населения.

Это свидетельствует  о том, что в настоящее время  развитие заготовительной отрасли в районном кооперативном звене не направлено на закупку сельхозпродукции у хозяйств населения с целью удовлетворения их потребностей в сбыте излишков произведённой продукции. Это стало одной из причин ухудшения материального положения сельского населения, доходы которого в настоящее время более чем на 50% формируется за счёт реализации продукции, произведенной в хозяйствах населения.

В результате этого кооперативные  организации, сокращающие заготовительную деятельность в своих районах, способствуют уменьшению спроса на товары и услуги, что снижает реализацию товаров собственной розничной торговой сети предприятий торговли и общественного питания.

Кроме этого, поскольку  значительная часть сельского населения  являются пайщиками системы, развитие такой тенденции создаёт угрозу подрыва социальной основы потребительской кооперации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Взаимодействие  организаций потребительской кооперации с личными

подсобными  хозяйствами

2.1 Роль потребительской  кооперации в развитии личных 

подсобных хозяйств

 

В развитии экономики  личных подсобных хозяйств немаловажную роль играет такой многоотраслевой народнохозяйственный комплекс Российской Федерации как потребительская кооперация. Её предприятия и организации вступают в различные экономические, технологические и правовые отношения с личными подсобными хозяйствами населения. При чём эти связи определены самой сущностью потребительской кооперации, так как одной из её задач является обеспечение пайщиков товарами и сбыт произведённой в личных подсобных хозяйствах пайщиков продукции. Предприятия потребительской кооперации производят пополнение продовольственными и сырьевыми ресурсами федеральные, региональные и местные фонды. Если ранее роль потребительской кооперации сводилась лишь к закупкам излишков сельскохозяйственной продукции и сырья, производимой в сельских семьях, то после 2000 года эта роль значительно трансформировалась, представляя теперь участие в регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, воздействие на структуру производства продовольствия, увеличения занятости сельского населения.

Особую значимость в современных условиях приобрела закупочная деятельность – важнейшая форма реализации функций потребительской кооперации как компонента сельской экономики и развития интеграционных связей, в первую очередь с личными подсобными хозяйствами сельского населения, обеспечивающая самозанятость сельского населения, рост его денежных доходов и увеличение покупательной способности. Предназначение заготовительной отрасли потребительской кооперации состоит в обеспечении сбыта сельскохозяйственной продукции, одним из основных производителей который являются личные подсобные хозяйства населения. Закуп излишков сельхозпродукции личных подсобных хозяйств сельского населения и её реализация потребительскими союзами рассматривается как основа повышения не только заготовительного, но и розничного товарооборота, показателей производственной и социальной деятельности потребительской кооперации. Его социальное значение состоит в том, что он характеризует не только определённую сферу хозяйственной деятельности потребительской кооперации, но и отражает её вклад в поддержание уровня жизни сельского населения, так как обеспечивает доходы личных подсобных хозяйств сельского населения.

Личное подсобное хозяйство, оставаясь  в большинстве случаев мелким производителем, всегда нуждалось и особо нуждается сейчас в надёжном экономическом партнёре, сотрудничество с которым смогло бы решить её проблемы как в создании изначальных условий для производства, так и в конечной фазе – реализации и переработке выращенной продукции. Это сотрудничество позволило бы малой форме защититься от силы крупного производителя или заготовителя, который благодаря своей монополии может диктовать цены «мелкому собрату», доводя их до уровня себестоимости и ниже. В большинстве случаев указанным партнёром , идущим на различные комбинации с личными подсобными хозяйствами, выступает бывший колхоз. Несмотря на очень большие различия в хозяйственной деятельности крупных сельхозпредприятий, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, они имеют одну общую черту. Как правило, все эти экономические единицы очень уязвимы с точки зрения реализации своей продукции. Они разобщены – и поэтому не могут диктовать свою волю и свои условия, им трудно противостоять диктату своих основных покупателей – оптовых заготовителей сельхозпродукции. В этой ситуации вряд ли может идти речь о свободной торговле, когда и продавец, и покупатель договариваются о цене, торгуются между собой. На практике этот процесс односторонний: крестьяне сдают свою продукцию по назначенной цене и соглашаясь с другими дополнительными (зачастую невыгодными для них) условиями.

С целью стабилизации и наращивания  объёмов производства необходимо создавать на селе рыночные структуры для обеспечения населения необходимыми ресурсами, закупок произведённой ими продукции, оказания соответствующих услуг (механизированных, ветеринарных) и т.п. Местные органы управления сельского хозяйства вместе с представителями сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий, организаций потребительской кооперации должны решать эти вопросы индивидуально в каждом регионе. Крестьяне заинтересованы в существовании на селе организаций, которые осуществляют закупку продукции по «разумным» ценам и без задержки выплаты.

Деятельность потребительской  кооперации как организации, наиболее приближенной к личным подсобным хозяйствам, занимающей промежуточное место между ними и рынком, оказывает самое непосредственное влияние на экономику личных подсобных хозяйств. Только опираясь на потребительскую кооперацию, экономика личных подсобных хозяйств получает дальнейший импульс развития, так как потребительской кооперацией обеспечивается и гарантируется товарность произведенной ими сельскохозяйственной продукции. С другой стороны экономику личных подсобных хозяйств следует рассматривать как основу для нового качественного уровня развития потребительской кооперации, так как она служит дополнительным источником товарных ресурсов для осуществления товарной деятельности, функционирования общественного питания, перерабатывающих предприятий. Потребительская кооперация, осуществляя закупки продукции личных подсобных хозяйств, торговое и бытовое обслуживание сельского населения, снабжение личных подсобных хозяйств молодняком скота и птицы, удобрениями, кормами, кредитование их, выполняет роль связывающего звена между личными подсобными хозяйствами и рынком. Она обеспечивает денежные доходы населения и стимулирует увеличение производства сельскохозяйственной продукции.

Формирование и развитие экономических отношений между  кооперативными организациями и личными подсобными хозяйствами населения должно способствовать увеличению объёмов, товарности и рентабельности их продукции, вовлечению её в рыночный оборот, расширению и повышению эффективности хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Для системы кооперации создаётся надёжная база обеспечения сельхозпродукцией и сырьём перерабатывающих предприятий, предприятий общественного питания и розничной торговли, а также сферы потребления производственных и бытовых услуг. Взаимодействие с личными подсобными хозяйствами должно строиться на договорной, кооперативной и интеграционной основе и способствовать реализации в полной мере социальных и экономических функций потребительской кооперации на селе, осуществляться по трём основным  направлениям: торговля товарами народного потребления на селе для обеспечения потребностей населения, составляющего основу трудовых ресурсов личных подсобных хозяйств; заготовка, доработка, переработка сельскохозяйственной продукции и сырья, обеспечение сохранности, транспортировки и реализации продукции личных подсобных хозяйств; услуги производственного и бытового характера. Эффективность деятельности потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств отражает степень реализации социальных и экономических интересов, использование производственных ресурсов, реальную возможность осуществления расширенного производства, характеризует социальное состояние, развитие социально - территориальной общности.

Потребительская кооперация, задействовав экономические резервы, имеющиеся у личных подсобных  хозяйств, в состоянии оказать  существенное влияние на повышение занятости и доходов сельского населения,  на обеспечение ритмичного и стабильного продовольственного снабжения городского населения, разработать и сформировать эффективную систему продовольственного обеспечения каждой административной территории в регионе. Использование этого потенциала возможно при рациональной системе организации работ по всему комплексу мероприятий, связанных с совместной деятельностью личных подсобных хозяйств и потребительской кооперации по производству,  заготовке, доработке, переработке, хранению, транспортировке и сбыту произведённой продукции, материально – техническому обеспечению и обслуживанию этих процессов. Координирующим органом должна стать потребительская кооперация, которая заинтересована и способна активно влиять на результаты работы всей системы. Взаимное сотрудничество и развитие личных подсобных хозяйств сельского населения и заготовительной отрасли потребительской кооперации создают надёжную основу возрождения российского села.

 

2.2 Развитие  связей потребительской кооперации с сельским

хозяйством

Переход экономики страны к свободному рынку оказался болезненным  для её отдельных сфер, отраслей и видов деятельности. Однако по мере приобретения опыта, мобилизации внутренних резервов многие смогли преодолеть возникшие трудности и успешно войти в рынок. Но потребительской кооперации, в силу объективных и субъективных причин, не удалось адаптироваться к новым условиям хозяйствования. Более того, переход к рынку сопровождался проявлением кризиса, охватившим все сферы деятельности потребительской кооперации. Об этом свидетельствует тот факт, что в программах развития областных, краевых и республиканских потребительских союзов на ближайшие годы в качестве главной задачи ставится избежание банкротства.

Выход из кризиса потребительской кооперации возможен на основе развития всех видов деятельности, в числе которых важное значение имеют закупки сельскохозяйственного сырья и продовольствия. От уровня и динамики закупок зависит состояние переработки продукции. Если учесть влияние закупок сельскохозяйственной продукции на состояние розничной торговли и общественного питания, то их можно назвать одним из основных факторов роста эффективности потребительской кооперации.

Закупки сельскохозяйственного  сырья всегда были одной из форм экономических связей потребительской кооперации с сельским хозяйством. После перехода к свободному рынку закупки продукции в федеральный и региональные фонды стала проводить продовольственная корпорация Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также её органы в субъектах федерации. Что касается закупок сельскохозяйственного сырья для переработки и реализации через торговые сети и общественное питание потребительской кооперации, то их объёмы резко снизились. Это свидетельствует о сокращении связей потребительской кооперации с сельским хозяйством, что негативно отразилось на экономическом состоянии эти важнейших субъектах рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Ослабление связей потребительской  кооперации с сельским хозяйством внешне можно рассматривать как парадоксальное. С одной стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители, прежде всего личные подсобные хозяйства, не могут решить проблему сбыта сырья, с другой – потребительская кооперация, располагая хорошей базой для хранения, переработки и торговли продовольствием, сокращает закупки продукции. При этом, если сельское хозяйство сохраняет свою устойчивость и потенциальные возможности экономического роста, то потребительская кооперация более болезненно переживает переход к рынку, и её выход из затянувшегося кризиса будет сложнее и длительнее хотя бы потому, что она не может рассчитывать на поддержку государства.

Развитие связей потребительской  кооперации с сельским хозяйством имеет цель увеличения закупок сырья и продовольствия, что возможно на основе возврата к ранее существовавшим  методам работы, а также использовании новых форм, продиктованных свободным рынком. Основным объектом этой работы должны стать сельскохозяйственные производители в лице индивидуальных хозяйств (личных подсобных хозяйств). Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, потребительская  кооперация многие годы закупала продукцию у населения и имеет большой опыт работы с этой категорией производителей сельскохозяйственного продовольствия и сырья.

Во-вторых, в хозяйствах населения увеличивается численность скота, сохраняются объёмы производства картофеля, имеются большие возможности для выращивания овощей и другой продукции. Личные подсобные хозяйства уже в обозримой перспективе будут основными производителями многих видов сельскохозяйственной продукции и рассматриваются как наиболее реальная база создания высокотоварных крестьянских хозяйств.

В-третьих, личное подсобное  хозяйство как индивидуальный товаропроизводитель не входит в сферу деятельности продовольственной корпорации. Это создаёт проблему сбыта продукции, сдерживает рост её производства у населения.

В-четвёртых, личное хозяйство  в принципе готово к работе с потребительской кооперацией, прежде всего на условиях встречной продажи промышленных и продовольственных товаров, а также путём прямого товарообмена.

Это диктует необходимость  использования при организации  закупок сельскохозяйственного сырья и продовольствия, отвечающих интересам потребительской кооперации и товаропроизводителей. В их числе:

      • восстановление и расширение заготовительной сети потребительской кооперации, включая модернизацию действующих и создание новых приёмных пунктов в местах производства сырья, складского и холодильного хозяйства, транспортных средств;
      • модернизация и расширение перерабатывающих предприятий;
      • переработка продукции сельского хозяйства на условиях давальческого сырья;
      • организация встречной продажи товаров, использование прямого товарообмена;
      • закупки побочных продуктов и отходов переработки как сырья для медицинской и кожевенной продукции;
      • кредитование хозяйств населения, в том числе в товарной форме (товары повседневного и длительного использования, запасные части, уголь и т.д.);
      • создание совместных предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
      • участие потребительской кооперации в создании и работе сельских кредитных товариществ (кооперативов).

Информация о работе Заготовки – одна из важнейших отраслей потребительской кооперации