Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:47, реферат
Основная задача инженерных изысканий при проектировании линейных сооружений, в том числе магистральных трубопроводов – определение положения оси сооружения в плане и по высоте на местности (на карте).
Трассу трубопровода проектируют по карте, обходя или преодолевая разного рода препятствия – ценные земли, болота, различные строения, дороги, реки.
В процессе полевого трассирования утверждённый вариант трассы переносится на местность по координатам вершин углов поворота (трассы) или по данным их привязки к местным предметам. Далее по трассе прокладывают теодолитный ход, вдоль трассы разбивают пикетаж. Концы отрезков по 100 м закрепляют деревянными кольями – пикетами. Кроме того, кольями закрепляют перегибы скатов, пересечения трассы с реками, дорогами, подземными и надземными коммуникациями.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ухтинский государственный технический университет»
Институт повышения
независимый аттестационно-методический
центр
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Инженерная геодезия»
(наименование дисциплины)
тема: «Проектирование линейной
части магистрального трубопровода
по топографической карте»
слушателя группы 05-ПП-2012/58
(номер группы)
зачетная книжка № 201312
Маслова Александра Александровича
(фамилия, имя, отчество
Ухта
2013
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача инженерных изысканий при проектировании линейных сооружений, в том числе магистральных трубопроводов – определение положения оси сооружения в плане и по высоте на местности (на карте).
Трассу трубопровода проектируют по карте, обходя или преодолевая разного рода препятствия – ценные земли, болота, различные строения, дороги, реки.
В процессе полевого трассирования утверждённый вариант трассы переносится на местность по координатам вершин углов поворота (трассы) или по данным их привязки к местным предметам. Далее по трассе прокладывают теодолитный ход, вдоль трассы разбивают пикетаж. Концы отрезков по 100 м закрепляют деревянными кольями – пикетами. Кроме того, кольями закрепляют перегибы скатов, пересечения трассы с реками, дорогами, подземными и надземными коммуникациями.
Для обеспечения мониторинга
1 Трассирование линейных сооружений
Трассирование линейных сооружений – комплекс проектно-изыскательских работ, выполняемых для выбора положения трассы трубопровода.
Камеральное трассирование – вычерчивание проекции оси трубопровода на горизонтальной плоскости, выполняемое по картам, планам, аэро- и космоснимкам и другим картографическим материалам.
Трассировочным работам
Проектирование трубопроводов происходит в несколько этапов (СП 11-104–97).
Камеральное трассирование вариантов линейных сооружений на стадии инженерно-геодезических изысканий для разработки предпроектной документации должно производиться по топографическим картам и аэрофотоснимкам в масштабах 1:25000 или планам в масштабе 1:10000 с использованием материалов космической фотосъемки. На сложных (барьерных) и эталонных участках должна быть выполнена топографическая съемка в масштабах 1:5000–1:2000. Допускается выполнение съемки в масштабах 1:2000-1:1000 при трассировании в пересеченной местности, в горных и предгорных районах.
Для камерального трассирования линейных сооружений на стадии разработки проекта следует использовать инженерно-топографические планы в масштабах 1:5000–1:500, составленные при разработке обоснований инвестиций в строительство объекта, или создавать их заново (СП 11-104–97).
2 Выбор трассы
Выбор трассы трубопроводов должен производиться по критериям оптимальности, которые определены в СНиП 2.05.06–85. В качестве критериев оптимальности следует принимать приведенные затраты при сооружении, техническом обслуживании и ремонте трубопровода при эксплуатации, включая затраты на мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, а также металлоемкость, конструктивные схемы прокладки, безопасность, заданное время строительства, наличие дорог и др.
При выборе трассы следует учитывать
условия строительства с тем,
чтобы обеспечить применение наиболее
эффективных, экономичных и
Выбор трассы между начальным и конечным пунктами надлежит производить в пределах области поиска, определяемой эллипсом, в фокусах которого находятся начальный и конечный пункты.
Малая ось эллипса b, км, определяется по формуле
(1)
где |
– |
расстояние между начальной и конечной точками по геодезической прямой, км; |
|
– |
коэффициент развития линии трубопровода. |
Коэффициент развития линии трубопровода
(2)
где |
– |
приведенные затраты на 1 км трубопровода по геодезической прямой между начальной и конечной точками с учетом переходов через препятствия; |
|
– |
приведенные затраты на 1 км трубопровода по геодезической прямой между начальной и конечной точками без затрат на переходы через препятствия. |
Не допускается
прокладка магистральных
При выборе трассы трубопровода необходимо учитывать перспективное развитие городов и других населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железных и автомобильных дорог и других объектов и проектируемого трубопровода на ближайшие 20 лет, выполнять прогнозирование изменений природных условий в процессе строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов.
Не допускается
предусматривать прокладку
Расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в СНиП 2.05.06–85.
Минимальное расстояние от ближайшего магистрального газопровода первого класса диаметром 1000 мм и более и от границ технических коридоров трубопроводов до границ проектной застройки городов и других населенных пунктов в районах Западной Сибири и Крайнего Севера следует принимать не менее 700 м.
В стесненных условиях, когда это расстояние выдержать невозможно, его допускается сокращать до 350 м при условии повышения категорийности таких участков до I категории и принятия дополнительных мер, обеспечивающих безопасную эксплуатацию трубопровода, или до значений, приведенных в таблице 1, при отсутствии в районе прокладки трубопроводов вечномерзлых грунтов.
При проектировании трассы трубопровода через естественные и искусственные препятствия (реки, водохранилища, каналы, озера, пруды, ручьи, протоки и болота1, овраги, балки, железные и автомобильные дороги) следует соблюдать ряд условий, определённых в СНиП 2.05.06–85*, в том числе:
Таблица 1 – Минимальные расстояния от различных объектов до оси проектируемых трубопроводов (СНиП 2.05.06-85*)
Минимальные расстояния, м, от оси | |||||||||||||
газопроводов |
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов | ||||||||||||
Объекты, здания и |
класса | ||||||||||||
сооружения |
I |
II |
IV |
III |
II |
I | |||||||
условным диаметром, мм | |||||||||||||
300 и менее |
св. 300 до 600 |
св. 600 до 800 |
св. 800 до 1000 |
св. 1000 до 1200 |
св. 1200 до 1400 |
300 и менее |
св. 300 |
300 и менее |
св. 300 до 500 |
св. 500 до 1000 |
св. 1000 до 1400 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 | |
1. Города и другие населенные пункты; … отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия; тепличные комбинаты и хозяйства; карьеры разработки полезных ископаемых; … |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
350 |
75 |
125 |
75 |
100 |
150 |
200 | |
2. Железные дороги общей сети (на перегонах) и автодороги I-III категорий, параллельно которым прокладывается трубопровод; отдельно стоящие: жилые здания 1—2-этажные; садовые домики, дачи; дома линейных обходчиков; кладбища; сельскохозяйственные фермы и огороженные участки для организованного выпаса скота; полевые станы |
75 |
125 |
150 |
200 |
225 |
250 |
75 |
100 |
50 |
50 |
75 |
100 | |
3. Отдельно стоящие нежилые и подсобные строения; устья бурящихся и эксплуатируемых нефтяных, газовых и артезианских скважин; |
30 |
50 |
100 |
150 |
175 |
200 |
30 |
50 |
30 |
30 |
30 |
50 | |
4. Мосты железных дорог промышленных предприятий. автомобильных дорог III, III-п, IV, IV-п категорий с пролетом свыше 20 м (при прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ниже мостов по течению) |
75 |
125 |
150 |
200 |
225 |
250 |
75 |
125 |
75 |
100 |
150 |
200 | |
11*. Специальные предприятия, сооружения, площадки, охраняемые зоны, склады взрывчатых и взрывоопасных веществ, карьеры полезных ископаемых, добыча на которых производится с применением взрывных работ, склады сжиженных горючих газов |
В соответствии с требованиями специальных нормативных документов , утвержденных в установленном порядке , и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты | ||||||||||||
12. Воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод; воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод в стесненных условиях трассы; опоры воздушных линий электропередачи высокого напряжения при пересечении их трубопроводом; открытые и закрытые трансформаторные подстанции и закрытые распределительные устройства напряжением 35 кВ и более |
В соответствии с требованиями „Правил устройства электроустановок", утвержденных Минэнерго СССР | ||||||||||||
*Примечания: 1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов —от проектной городской черты на расчетный срок 20—25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин — от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог — от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог — от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов—от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий и строений — от ближайших выступающих их частей. 2. Под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий или сооружений. 4. При соответствующем обосновании допускается сокращать указанные в гр. 3—9 таблицы (за исключением поз. 5, 8, 10, 13—16) и в гр. 2 только для поз. 1—6 расстояния от газопроводов не более, чем на 30 % при условии отнесения участков трубопроводов ко II категории со 100%-ным контролем монтажных сварных соединений рентгеновскими или гамма-лучами и не более, чем на 50 % при отнесении их к категории В, при этом указанные в поз. 3 расстояния допускается сокращать не более, чем на 30 % при условии отнесения участков трубопроводов к категории В. Указанные в поз. 1, 4 и 10 расстояния для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается сокращать не более, чем на 30 % при условии увеличения номинальной (расчетной) толщины стенки труб на такую величину в процентах, на которую сокращается расстояние. 7. При расположении зданий и сооружений на отметках выше отметок нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных в поз. 1, 2, 4 и 10 расстояний до 25 % при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м. 9. Для газопроводов, прокладываемых в лесных районах, минимальные расстояния от железных и автомобильных дорог допускается сокращать на 30 %. 11. Указанные в поз. 7 минимальные расстояния от подводных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшать до 50 % при укладке этих трубопроводов в стальных футлярах. 12. Газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу, должны располагаться за пределами полос воздушных подходов к аэродромам и вертодромам. 13. Знак «-» в таблице означает, что расстояние не регламентируется. |
В местах
пересечений магистральных
Выбор трассы трубопроводов в районах со сложными условиями (в горных условиях2, в районах шахтных разработок и вечномёрзлых грунтов, в сейсмических районах) имеет ряд особенностей.
При выборе трассы трубопроводов в сейсмических районах необходимо избегать косогорные участки, участки с неустойчивыми и просадочными грунтами, территории горных выработок и активных тектонических разломов, а также участки, сейсмичность которых превышает 9 баллов.
Прокладка трубопроводов в перечисленных условиях может быть осуществлена в случае особой необходимости при соответствующем технико-экономическом обосновании и согласовании с соответствующими органами Государственного надзора. При этом в проекте должны быть предусмотрены дополнительные мероприятия, обеспечивающие надежность трубопровода.
Для трассы
трубопровода должны выбираться наиболее
благоприятные в мерзлотном и
инженерно-геологическом
Выбор трассы для трубопровода и площадок для его объектов должен производиться на основе: