Введение
Высокие темпы строительства (реконструкции)
автодорожных магистралей, сопутствующих
и расположенных в придорожных территориях
различных предприятий, обусловливают
необходимость решения крупной проблемы:
- исследования эколого-экономических
аспектов с обоснованием прогрессивных
высоких технологий, рационального природопользования
и эффективного развития доходной недвижимости
по этим территориям в условиях рыночной
экономики. Данная проблема очень сложная,
многопрофильная, противоречивая, состоит
из широкого круга научных направлений,
включает все виды производственных процессов
(в том числе сельскохозяйственного назначения)
при использовании природных минеральных
ресурсов и изучается многими научно-исследовательскими
подразделениями в нашей стране и за рубежом.
Автомагистрали по своему назначению
подразделяются на федеральные, местные,
производственные и комбинированные и
являются важнейшими транспортными подсистемами
производственных процессов (включая
строительные), предопределяющими уровень
развития экономики и социальных условий
в регионе. Причем производственные и
комбинированные являются составной частью
технологических процессов крупнейших
ТПК, теплоэлектростанций и других промышленных
комплексов и одновременно обеспечивают
перемещение грузопотоков между различными
комплексами и населенными пунктами по
местным дорогам. В их придорожных зонах
размещаются многие объекты не дорожного
профиля (включая горные, перерабатывающие,
строительные и т. д.), от которых образуются
различные виды отходов и другие виды
загрязнителей. В придорожных территориях
федеральных автомагистралей размещаются
различные дорожные службы, мастерские,
заправочные, мотель, кемпинги, коммунальные
и водоотводящие сети, различные строительные
объекты: карьеры (для отработки пород),
бетонорастворные узлы, склады и т. д.,
от которых также образуются значительное
количество загрязнителей. Все объекты
и элементы автотранспортных магистралей
также относятся к основным источникам
загрязнения окружающей среды, количество
которых по многим участкам автомагистралей
значительно превышает предельно-допустимые
уровни (ПДУ). Причем придорожные территории
загрязняются на всех стадиях строительства
(реконструкции) и функционирования элементов
автомагистралей и других объектов, расположенных
на этих территориях. Особенно большие
загрязнения образуются от токсичных
выбросов автотранспорта, при разрушительных
деформациях и физическом износе асфальтобетонных
покрытий и других элементов автодорожных
магистралей (при их неудовлетворительном
техническом состоянии).
Все виды загрязнителей концентрируются
в почвах и грунтах придорожных земель,
взаимодействуют с био - и гиперпроцессами
и различными радиационно-электромагнитными
излучениями. В результате таких взаимодействий
первичные загрязнители превращаются
в опасные полютанты и радионуклиды, создают
негативные условия жизнедеятельности
всей биоты (в том числе человека), значительно
ухудшают урожайность почв, состояние
антропогенных систем, социально - и медико-гигиенические
аспекты придорожной среды. Из-за этих
условий резко увеличиваются затраты
на различные защитные, ремонтные и восстановительно-рекультивационные
мероприятия в придорожных зонах, снижаются
качества и стоимость всех объектов недвижимости
(в том числе земель), доход от них и общий
уровень экономической эффективности
региона. Особенно негативные эти экономические
последствия в условиях рыночных отношений,
при которых доход с объектов недвижимости
рассчитывают не только по величине производственной
прибыли, но и с учетом социально-экономических
и экологических условий окружающей среды.
В нашей стране и за рубежом в течении
всего XX века и в настоящее время выполнены
фундаментальные исследования по различным
аспектам данной проблемы. Еще в 30-гг. XX
века один из крупнейших ученых последних
столетий академик В. И. Вернадский, его
ученики и последователи разработали
фундаментальную теорию о ноосфере («мыслящей
оболочке» в сфере разума). Эта теория
является стратегией для развития в XXI
в. научных исследований, разработки и
создания высоких технологий, необходимых
для преобразования человеческим обществом
природной биосферы, рационального использования
природных ресурсов с реализацией масштабных
и эффективных систем управления качеством
окружающей среды. Главная трудность в
создании таких проектов заключается
в том, что человеческое общество значительно
быстрее продвигается в познании техногенных
процессов (с развитием высоких технологий),
существенно отставая в познании природных
процессов и их экосистем. Причем изучения
экосистем необходимо выполнять не только
в целом, но и по каждому объекту и каждому
источнику негативного воздействия на
окружающую среду. В XX в. были выполнены
отечественными и зарубежными учеными
фундаментальные исследования электромагнитных
и радиоактивных свойств различных видов
грунтов, их природных и искусственных
излучений. В последующие годы на основе
этих исследований созданы электронные
(в том числе радиоизотопные) методы и
инструменты, устройства, и аппараты исследования
земли, свойства её грунтов и почв, их качества
и различных физических процессов. Особенно
высокую эффективность и широкое применение
эти методы получили при исследовании,
разведке, использовании всех видов полезных
ископаемых (твердых, жидких, газообразных)
и производстве из них различных продуктов
(в том числе строительных материалов).
Аморфное состояние вещества обладает
изотропией, то есть с хаотичным размещением
материальных частиц, что предопределяет
одинаковые их физические свойства по
всем направлениям для данного вещества.
Однако его аморфное состояние является
не равновесным и не устойчивым по своим
свойствам.
Механические, электрические, магнитные,
оптические и другие свойства монокристаллов
зависят и от ориентации его осей по отношению
к взаимодействующим силам, электромагнитным
полям, анизотропии и другим свойствам
их кристаллических решеток. Упругие деформации
таких веществ, вызванные внешним воздействием,
и возникающая сила реакции обусловлены
коллективным сопротивлением всех молекул
(включая и далеко расположенных) силе
воздействия. Поэтому такие материалы
представляют собой единое целое с волновыми
процессами, в которых согласовано участвуют
все их атомы и молекулы. Это условие предопределяет
очень высокие прочностные свойства таких
материалов. В аморфных материалах (веществах)
таких закономерностей нет, и внешнему
воздействию их молекулы не оказывают
коллективного сопротивления.
Глава 1.
Основы регулирования придорожных
территорий
1.1. Правила установления и использования
придорожных полос федеральных автомобильных
дорог общего пользования
Постановление Правительства
РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420
Об утверждении Правил
установления и использования придорожных
полос федеральных автомобильных дорог
общего пользования
(с изменениями от 2 февраля
2000 г., 29 мая 2006 г.)
Во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 27 июня 1998 г. N
727 "О придорожных полосах федеральных
автомобильных дорог общего пользования"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 26, ст.3065) Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Правила установления и использования
придорожных полос федеральных
автомобильных дорог общего пользования.
2. Рекомендовать органам
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам
местного самоуправления предоставлять
земельные участки в пределах
придорожных полос федеральных
автомобильных дорог общего пользования,
как правило, во владение, пользование
или в аренду.
3. Федеральной дорожной
службе России и Министерству
юстиции Российской Федерации
в 3-месячный срок представить
в Правительство Российской Федерации
предложения об изменении и
признании утратившими силу решений
Правительства Российской Федерации
в связи с настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации Е. Примаков
ПРАВИЛА
установления и использования придорожных
полос федеральных автомобильных дорог
общего пользования
(с изменениями от 2 февраля
2000 г., 29 мая 2006 г.)
1. Настоящие Правила определяют
порядок установления и использования
придорожных полос федеральных
автомобильных дорог общего пользования,
являющихся зонами с особым
режимом использования земель.
2. Придорожные полосы
федеральных автомобильных дорог
общего пользования - прилегающие
с обеих сторон к полосе
отвода указанной дороги участки
земля шириной не менее 50 метров
каждый, считая от границы полосы
отвода (далее именуются - придорожные
полосы).
3. Особый режим использования
земель в пределах придорожных
полос предусматривает ряд ограничений
при осуществлении хозяйственной
деятельности в пределах этих
полос для создания нормальных
условий эксплуатации автомобильных
дорог и их сохранности, обеспечения
требований безопасности дорожного
движения и безопасности населения.
Собственники, владельцы, пользователи
и арендаторы земельных участков, расположенных
в пределах придорожных полос, должны
быть уведомлены соответствующими органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации об особом режиме использования
этих земель.
Земельные участки в пределах
придорожных полос у их собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов
не изымаются.
Постановлением Правительства РФ
от 29 мая 2006 г. N 334 в пункт 4 настоящих Правил
внесены изменения
Постановлением Правительства РФ
от 2 февраля 2000 г. N 100 в пункт 4 настоящих
Правил внесены изменения
4. Контроль за размещением
в пределах придорожных полос
объектов и соблюдением требований
настоящих Правил осуществляют
специально уполномоченные органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, Федеральное
дорожное агентство и уполномоченные
им органы, на которые возложено
управление федеральными автомобильными
дорогами общего пользования (далее
именуются - органы управления федеральными
автомобильными дорогами), а также
органы Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
5. В зависимости от
категории федеральной автомобильной
дороги и с учетом перспективы
ее развития ширина каждой
придорожной полосы устанавливаются:
а) для автомобильных дорог IV и III категории
- 50 метров;
б) для автомобильных дорог II и I категории
- 75 метров;
в) для подъездов к столицам
республик, краевым и областным центрам,
городам федерального значения, центрам
автономной области и автономных округов,
а также для участников федеральных автомобильных
дорог, построенных в обход городов с перспективной
численностью населения до 250 тыс. человек,
- 100 метров.
Придорожные полосы для указанных
подъездов начинаются на расстоянии не
менее 25 километров от границы города
по согласованию с органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
и органом местного самоуправления, по
территории которых проходит участок
этой автомобильной дороги;
г) для участков автомобильных
дорог, построенных в обход городов с перспективной
численностью населения свыше 250 тыс. человек,
- 150 метров.
6. В границах поселений
размер придорожной полосы для
существующих федеральных автомобильных
дорог устанавливается до границы
существующей застройки, но не
менее 50 метров, а для строящихся
- в соответствии с подпунктами
«а» и «б» пункта 5 настоящих
Правил.
7. Обозначение границ
придорожных полос осуществляют
органы управления федеральными
автомобильными дорогами.
8. Земли, занятые придорожными
полосами, подлежат в установленном
порядке учету в государственном
земельном кадастре.
9. В пределах придорожных
полос запрещается строительство
капитальных сооружений (сооружения
со сроком службы 10 и более
лет), за исключением объектов
дорожной службы, объектов Государственной
инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации и
объектов дорожного сервиса.
Действие настоящего пункта
не распространяется на объекты, находящиеся
в эксплуатации, а также на объекты, строительство
которых началось до 1 июля 1998 г.
1.2. Размещение придорожных
полос
Размещение в пределах придорожных
полос объектов разрешается при соблюдении
следующих условий:
а) объекты не должны ухудшать
видимость на федеральной автомобильной
дороге и другие условия безопасности
дорожного движения и эксплуатации этой
автомобильной дороги и расположенных
на ней сооружений, а также создавать угрозу
безопасности населения;
б) выбор места размещения объектов
должны соблюдаться с учетом возможной
реконструкции федеральной автомобильной
дороги;
в) размещение, проектирование
и строительство объектов должно производиться
с учетом требований стандартов и технических
норм безопасности дорожного движения,
экологической безопасности, строительства
и эксплуатации автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РФ
от 29 мая 2006 г. N 334 в пункт 11 настоящих Правил
внесены изменения
Постановлением Правительства РФ
от 2 февраля 2000 г. N 100 в пункт 11 настоящих
правил внесены изменения
11. Размещение объектов дорожного
сервиса в пределах придорожных полос
должно производиться в соответствии
с нормами проектирования и строительства
этих объектов, а также планами и генеральными
схемами их размещения, утвержденными
Федеральным дорожным агентством по согласованию
с Департаментом обеспечения безопасности
дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления.
При выборе места размещения
объектов дорожного сервиса следует стремиться
к сокращению до минимума числа примыканий,
подъездов к федеральной автомобильной
дороге и съездов с нее, располагая, как
правило, эти объекты комплексно в границах
земель, отведенных для этих целей.
Объекты дорожного сервиса
должны быть обустроены площадками для
стоянки и остановки автомобилей, а также
подъездами, съездами и примыканиями,
обеспечивающими доступ к ним с федеральной
автомобильной дороги. При примыкании
к федеральной автомобильной дороге подъезды
и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными
полосами и обустроены таким образом,
чтобы обеспечить безопасность дорожного
движения.