Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:49, курсовая работа
Цель курсового проекта – создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами.
Ландшафтное проектирование предполагает: решение вопроса организации использования территории с учетом интересов сохранения экологического состояния природных систем; формирование экологического баланса между антропогенными ландшафтами и природными особенностями территории.
При проектировании состояние ландшафтов частично или полностью изменяется.
Реферат.................................................................................................................
Введение…………………………………………………………………….…..
Аналитический обзор литературы......................................................................
5
6
8
1. Характеристика объекта проектирования………………………………….
10
1.1 Градостроительная ситуация…………………………………………...
10
1.2 Агроклиматическая характеристика…………………………………...
14
1.3 Рельеф……………………………………………………………………
15
1.4 Почвенные условия……………………………………………………..
16
1.5 Растительность…………………………………………………………..
17
1.6 Гидрология………………………………………………………..……..
21
2. Задание на проектирование……………………………………………..…..
23
2.1 Задачи проекта……………………………………………………….….
23
2.2 Состав исходных данных и материалов…………………………….….
23
2.3 Архитектурно – планировочное задание на разработку проекта……
24
3. Предпроектный комплексный анализ объекта проектирования………….
26
Анализ архитектурно-планировочной ситуации……………………..
26
Ландшафтный и инсоляционный анализ……………………………....
27
3.3 Анализ зон действия подземных коммуникаций и надземных соору-жений……………………………………………………………..................
30
3.4 Анализ пешеходного и транспортного движения…………………….
31
Функциональный анализ……………………………………………….
33
Эстетическое состояние объекта………………………………………
33
4. Композиционное решение…………………………………………………..
36
4.1 Средства и элементы ландшафтной композиции…………………….
36
Дорожно-тропиночная сеть, входы, видовые точки………………….
42
Типы насаждений……………………………………………………….
43
Виды цветочного оформления и устройства газонов………………...
46
Водоемы………………………………………………………………....
49
Элементы геопластики…………………………………………………
50
Малые архитектурные формы………………………………………….
52
Виды и элементы освещения…………………………………………..
53
5 Факторы обоснования результативности проектного решения…………...
55
Заключение...........................................................................................................
56
Список использованной литературы.............................
Анализ эстетического состояния объекта должен выявлять положительные и отрицательные качества ландшафта для того, что бы в дальнейшем проектировании усилить роль эстетически ценных участков, сгладить выявленные недочеты и решить проблемы.
Направленность движения может подчеркиваться рядовой посадкой деревьев и включением цветочных композиций – рабаток, бордюров. К примеру направленность можно наблюдать на аллее от учебного корпуса №1 до корпуса №2, с помощью рядовой посадки лип.
Вся аллейно-тропиночная сеть должна быть направлена на основной подход к учебному комплексу. Большое значение следует уделить применению декоративного дорожного покрытия. На территории объекта представлено преимущественно асфальтированное покрытие дорог, имеется цементобетонная плитка и грунт.
Для улучшения эстетического вида рекомендуется разбивка цветников.
При реконструкции территории предусмотрены клумбы вокруг площадки с фонтаном, а так же возле учебного корпуса.
В ландшафтном искусстве оцениваются не столько отдельно взятые предметы (растения, формы рельефа, камни, водоемы и т. д.), сколько гармония их взаимосвязи и пространственных отношений. Однако оценить эту гармонию, не оценив сами предметы, нельзя. Поэтому и необходимо предварительно оценивать декоративность растений, их групп и др. Так, декоративные достоинства отдельно взятых деревьев и кустарников зависят от того, насколько каждый экземпляр выражает характерные черты своего вида.
При проектировании озелененного объекта необходимо помнить, что соотношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-ку-старниковой растительностью) пространств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение получается, если под лесные и парковые насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70—80 % на юге.
Оценка открытых пространств ведется по следующим критериям:
1. Форма (геометрическая, свободная).
2. Характер поверхности (определяется по уклонам рельефа — горизонтальная плоскость, пологий откос, степени нарушенности - наличие кочек, ям, канав, бугров и т. д.).
3. Качество травяного покрова (луговой, отсутствует).
4. Качество опушки окружающих насаждений (тип опушки, состав древесных и кустарниковых видов, характеристика их декоративности).
5. Структура, форма, и цвет растений, наличие сформированных внутренних видов.
4 КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ
4.1 Средства и элементы ландшафтной композиции
Ландшафтная композиция – главный элемент ландшафтного дизайна, в графическом исполнении включает планировку, зонирование, размещение элементов озеленения.
Ландшафтная композиция – основной прием проектирования объектов озеленения, заключается в свободном живописном размещении элементов в ландшафте: растительности, камня, водных поверхностей, в сочетании с сооружениями, малыми архитектурными формами, на основе максимального учета местных особенностей.
Как установлено,
к средствам ландшафтного проек
При перепланировки территории использованы следующие средства и элементы ландшафтного дизайна:
1. Растительность – это совокупность растительных сообществ, слагающих естественные природные комплексы.
1.1. Ландшафтная группа - сочетание древесных растений одного или не скольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве.
Рис. 4.1 - пример ландшафтной группы
1.2. Газон - участок земли со специально созданным травянистым покровом, большей частью ровно и коротко подстриженным. Большое пространство территорий аграрного университета покрыто естественным луговым газоном.
Рис. 4.2 - газон на территории
1.3. Аллея — пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.
Рис. 4.3 - аллеи на территории
1.4. Газон мавританский — пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.
Рис. 4.4 - пример газона мавританского
1.5. Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.
Рис. 4.4 - клумбы на территории
2. Водные устройства. На территории аграрного университета находится небольшой водоем, на проектированной территории расположен фонтан. Фонтан - искусственно вызванное явление, заключающееся в истечении воды, под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону.
Рис. 4.5 - фонтан
3. Малые архитектурные формы. Предполагается расположение в зоне отдыха скамеек.
4. Освещение. Основная цель обеспечить безопасное передвижение человека и декоративное оформление участка. Экстерьер должен быть продолжением интерьера, т. е. открывающийся вид должен гармонично сочетать с композиционном решением территории.
5. Цвет или колорит - одно из важнейших средств эмоциональной выразительности. Все цвета делятся на тёплые, побуждающие к действию, и холодные, успокаивающие. К первой группе относятся красный, жёлтый, оранжевый и их различные оттенки; ко второй – синий, голубой, фиолетовый, серебристый, белый.
Все тёплые тона, кажущиеся близкими, желательно использовать на переднем плане, холодные – для передачи глубины пространства. Нейтральное положение среди тёплых и холодных тонов занимает зелёный, так называемый цвет физического равновесия, который успокаивает, способствует расслаблению и снятию напряжения. Именно этот цвет преобладает на проектируемом участке.
6. Перспектива - это зрительное восприятие предметов, меняющих свои очертания по мере их удаления от наблюдающего за ним человека.
Различают воздушную и линейную перспективы. В том случае, когда удаляющие параллельные линии сходятся на горизонте, а вертикальные, уменьшаясь в размерах, остаются в исходном положении, речь идёт о линейной перспективе. Воздушная перспектива подразумевает изменение чёткости, яркости и цвета предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Рис. 4.6 - линейная перспектива, воздушная перспектива
На территории аграрного университета можно наблюдать сочетание линейной и воздушной перспективы.
Рис. 4.7 - сочетание линейной и воздушной перспективы
7. Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части большая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к большей части – 3:5:8. При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта.
8. Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично – т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д.
Рис. 4.8 - симметрия, асимметрия
9. Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.
Рис 4.9 - пример прерывистого ритма
10. Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий, гладкий – шершавый и т.д.).
12. Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.
4.2 Дорожно-тропиночная сеть, входы, видовые точки
Строительство дорожно-тропиночной сети на объекте благоустройства должно производиться согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.
Дорожно-тропиночная сеть является основным элементом благоустройства городских территории. Хорошо продуманная планировка дорожно-тропиночной сети организует целенаправленное передвижение людей по территории и сохраняет почвенный покров от вытаптывания, а почву от уплотнения. Дорожно-тропиночная сеть может быть главной и второстепенной, зимней и летней в зависимости от дорожного покрытия. Очень важно правильно выбрать покрытие - функциональное, красивое и органично вписывающееся в общий ландшафт.
При проектировании дорожно-тропиночной сети территории первого учебного корпуса были проанализированы основные направления и поток движения (приложение ). В ходе проделанной работы было выяснено, что наибольшее количество людей передвигаются от первого корпуса к остановкам, общежитиям, библиотеке, другим учебным корпусам, данные дороги являются главными, второстепенными же являются тропинки протоптанные людьми, дорожки с наименьшей интенсивностью движения и в зависимости от этого с меньшей шириной.
В результате при планировании тропиночной сети были соблюдены все требования. Дорожки были распределены по территории в определенных направлениях и показаны пути следования по наиболее живописным и интересным участкам. Тропиночная сеть наиболее полно охватывает всю территорию, естественно вписывается в ландшафт.
Дорожки могут быть выполнены из разного материала из щебенки, гравия или булыжника, натурального камня, они могут быть травянистыми, асфальтированными или просто грунт и др. При помощи дорожных покрытий, можно разделить пространство сада на функциональные зоны. А можно – задать направление для прогулки. Типы дорожных покрытий непременно должны гармонировать со стилистикой сада в целом и архитектурным стилем стоящих в нем зданий.
Рис. 4.10 - покрытие дорожной сети: асфальт, плитка
Данная дорожная сеть выполнена в основном из плитки и асфальта что обеспечивает безопасное и удобное передвижение прохожим.
4.3 Типы насаждений
При размещении деревьев и кустарников на объектах различных категорий необходимо учитывать основные биометрические показатели – высоту растений, ширину, высоту и густоту их крон. Следует уделять внимание быстроте роста деревьев и кустарников. Основными типами размещения деревьев и кустарников являются: одиночные (солитеры), группы, аллейные и рядовые. В ряде случаев могут быть выделены куртины (крупные группы из 70-100 деревьев) и массивы (на территории сада). [ 5 ]
1. Солитеры - это отдельно стоящие деревья. Используются в регуляр-ных и пейзажных композициях. В регулярных композициях включаются виды, имеющие геометрически правильную форму кроны. Часто такие кроны формируют с помощью стрижки. В пейзажных композициях в качестве солитеров используют деревья со свободной, естественной формой кроны. Размер солитера определяется масштабом композиции.
Отдельно стоящее дерево должно иметь запоминающийся облик. При размещении его в пространстве основная задача в том, чтобы показать индивидуальную красоту дерева.
2. Ландшафтная группа - это самостоятельная композиция из деревьев и кустарников. Различают группы древесные, кустарниковые и смешанные. В группу входит от 2-3 до 10-12 растений. Состав группы зависит от характера почв и может быть чистым, т.е. составленным из единой породы, и смешанным – из нескольких пород.
По способу распределения
На проектируемой территории были созданы и сохранены имеющиеся группы деревьев.
3. Массив - самый крупный компонент пейзажа (от 0,5 до 20 метров и более гектара) свободных очертаний. Массивы бывают чистыми (из деревьев одной породы) и смешанными (из деревьев смешанных пород). Массивы подбираются из быстро растущих пород (клен остролистный, дубы, ясени, ели, сосны).
Рис. 4.11 - массив зеленых насаждений (дуб, ель, сосна, клен)
Различают два вид массивов – простой и сложный. Простой массив состоит из однородных по высоте деревьев с общими декоративными признаками. Может быть составлен из ясеня обыкновенного, дуба красного, сосны обыкновенной, клена остролистного. Сложный массив состоит из разнородных по высоте деревьев с различными декоративными качествами. При этом больше трех ярусов делать не рекомендуется – зрительно плохо воспринимаются и посадки выглядят искусственно.