Министерство
образования и науки РФ
Федеральное агентство
по образованию
ГОУ ВПО «Якутский
государственный университет им.
М.К. Амосова»
Финансово –
экономический институт
Кафедра менеджмента
ГГО
ОТЧЁТ
по прохождению
преддипломной практи
Студентка группы ЭУНГ-09с.
Финансово-экономического
института
по специальности
080502.65-
«Экономика
и управление на предприятии
(по отраслям)»
Нехорукова
Нюргуяна Николаевна.
Якутск 2012 г.
Характеристика
по прохождению
преддипломной практики
в ОАО «Сахатранснефтегаз»
Нехорукова Нюргуяна Николаевна прошла
преддипломную практику с "26"
апреля по 27" июня 2010 г. в отделе бухгалтерии.
В ходе практики ознакомилась с Уставом
предприятия, основными нормативными
документами, организационной структурой,
историей развития, коммерческой деятельностью
организации. Прошла инструктаж по
технике безопасности и ознакомилась
с должностными инструкциями.
В ходе преддипломной практики
Нехорукова Н.Н. прошла практическую подготовку
проведения анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. Провела анализ
таких показателей как: оценка ликвидности
и платежеспособности предприятия, оценка
бухгалтерского баланса организации,
анализ дебиторской и кредиторской задолженности,
финансовой устойчивости организации.
Нехорукова Н.Н. показала себя с
положительной стороны, исполнительная
и аккуратная в работе: чётко и
добросовестно исполняла задания
и поручения руководителя. В работе
проявила усердие, трудолюбие, безотказность
и доброжелательность.
Показала хорошие теоретические
и практические знания по расчету
экономических показателей деятельности
предприятия.
Руководитель практики
от предприятия
______________________.
(подпись)
Дневник
прохождения преддипломной
практики
Месяц и число |
Подразделение предприятия |
Краткое описание выполненной работы |
Подпись руководителя практики |
1 |
2 |
3 |
4 |
10.09.12г. |
Бухгалтерия |
1. Прошла технику безопасности.
2. Познакомилась с руководителем практики на предприятии (главным бухгалтером) и с сотрудниками.
3. Ознакомилась с рабочим местом и внутренним распорядком дня. |
|
11.09.12г. |
Планово – экономический отдел |
1. Знакомилась с уставом предприятия, с производственной деятельностью предприятия, а также организационной структурой управления.
2. Изучила производственную программу, порядок ее формирования, номенклатуру и ассортимент продукции, ценообразование на предприятии. |
|
12.09.12г. |
Бухгалтерия |
1. Изучила план организации бухгалтерского учета, план документации и документооборота, рабочий план счетов, график составления бухгалтерской отчетности, организация труда работников бухгалтерии, состояние бухгалтерского учета.
2. Изучила компьютеризацию бухгалтерской отчетности.
3. Вместе с главным бухгалтером ознакомилась с порядком составления квартальной бухгалтерской отчетности.
4. Произвела совместно с гл. бухгалтером взаимную сверку учетных регистров. |
|
13.09.12г
|
Отдел кадров |
1. Изучила технико-экономические показатели.
2. Изучила организацию системы оплаты и стимулирования труда.
3. Ознакомилась с видами вознаграждений в организации.
4. Изучила показатели работы, объемы работы.
5. Собрала необходимые документы для анализа использования трудовых ресурсов, а именно: форма № 1-Т, форма № П-4; отчет о движении рабочей силы; данные табельного учета и отдела кадров. |
|
14.09.12г |
Бухгалтерия |
1. Изучила основные показатели, применяемые для оценки деятельности предприятия.
2. Изучила планы продаж предприятия
3. Ознакомилась с учетной политикой предприятия.
4. Изучила состав и структуру основных фондов предприятия. |
|
17.09.12г |
Производственный отдел
|
1. Изучаю производственные мощности предприятия, номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ, основы технологии производства.
2. Знакомлюсь с порядком разработки производственных программ и календарных графиков выпуска продукции на предприятии. |
|
18.09.12г. |
Бухгалтерия |
1. Оценила бухгалтерский баланс предприятия (проанализировала кредиторскую и дебиторскую задолженности, динамику производственных запасов, готовой продукции на складе, валюты баланса и др.).
2. Изучила собственные, заемные средства, проанализировала формирование оборотных средств. |
|
19.09.12г. |
Бухгалтерия |
1. Совместно с бухгалтером провела оценку платежеспособности предприятия.
2. Работала в программе «1С предприятие 8.0».
|
|
20.09.12г |
Бухгалтерия
Отдел маркетинга |
1. Изучила формы расчетов, применяемых организацией.
2. Приняла участие в платежно-расчетной работе.
3. Знакомилась с используемыми методами продвижения продукции, порядком заключения договоров, методами ценообразования. |
|
21.09.12г. |
Бухгалтерия |
1. Изучение порядка формирования, разработки и утверждения ассортимента продукции
2. Проанализировала ассортимент продукции. Работала с прайс – листами.
3. Изучила порядок и механизм ценообразования (определения стоимости) продаваемых товаров.
4. Собрала необходимые документы для анализа себестоимости продукции, а именно: данные статистической отчетности; плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции. |
|
24.09.12г. |
Бухгалтерия |
1. Оформила документы и собрала подписи.
2. Сдала рабочее место.
3. Составила и оформила отчет по по производственной практике.
|
|
Начало практики 10.09.12г. Конец практики 24.09.12г
Содержание и объем выполненных работ подтверждаю
Руководитель практики от предприятия
_____________
(подпись)
Программа
преддипломной практики
Целью прохождения практики является:
Получение практических знаний об организации бухгалтерского учета в ОАО «Сахатранснефтегаз», рассмотреть действующую практику учета основных средств в организации и проанализировать эффективность использования основных средств, а также изучение финансовой отчетности и др.
Задачами прохождения практики являются:
- Выработка и закрепление практических навыков, необходимых при решении конкретных профессиональных задач в определенном виде деятельности;
- Сбор и обобщение практического материала для подготовки выпускной квалификационной работы;
- Ознакомление со схемой документооборота организации;
- Изучение состава основных средств, их классификация, раскрыть задачи учета в условиях развития рыночных отношений;
- Рассмотрение оценки основных средств;
- Изучение документального оформления и учет поступления и выбытия основных средств;
- Рассмотрение учета ремонта и амортизации основных средств;
- Рассмотрение показателей, которые характеризуют наличие, состояние, движение, обеспеченность и эффективность использования основных производственных фондов;
- Ознакомление с программным обеспечением организации.
Дата |
Содержание работы
(тема, вопрос) |
Замечания руководителя на предприятии |
Замечания руководителя практики |
15.08.2011 |
1.Общая характеристика предприятия.. Создано 17 декабря 2003 г. на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) «О создании ОАО «Сахатранснефтегаз» от 09.12.2003 г. № 1335 и Постановления Правительства РС (Я) «О создании ОАО «Сахатранснефтегаз» от 15.12.2003 г. № 784.
100% учредитель ОАО «Сахатранснефтегаз» - Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия).
Общество было создано с целью консолидации государственных активов в нефтегазовой отрасли.
С момента создания ОАО «Сахатранснефтегаз» являлся заказчиком-застройщиком по реализации Государственной программы «Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 г.г. и основные направления до 2010 г.». ОАО «Сахатранснефтегаз» владеет блокирующим пакетом акций ОАО ННГК «Саханефтегаз». -«Сахатранснефтегаз» осуществляет производственную деятельность по следующим направлениям:
- эксплуатация магистральных газопроводов, газопроводов-отводов и газораспределительных станций (осуществляется структурным подразделением – линейно-производственным управлением магистральных газопроводов - ЛПУМГ); общая протяженность газопроводов и газопроводов отводов – 2 069 км. В 2009 г. планируется довести протяженность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов до 2 272 км.
- эксплуатация газораспределительных сетей населенных пунктов Центрального и Вилюйского регионов Республики Саха (Якутия) (осуществляется структурным подразделением – Управлением газораспределительных сетей (УГРС) «Ленагазсервис»; Общая протяженность газораспределительных сетей 2 358 км. Таким образом, план по введению сетей газоснабжения на 2008 год (2 071 км) уже выполнен с превышением. В 2009 г. планируется довести протяженность газораспределительных сетей до 2 458 км.
- эксплуатация Якутского газоперерабатывающего завода (осуществляется соответствующим структурным подразделением).
- эксплуатация котельных и тепловых сетей пос. Кысыл-Сыр (осуществляется структурным подразделением – Управлением тепловых сетей – УТС); в эксплуатации находится 8 котельных. Оказывается полный комплекс жилищно-коммунальных услуг. Кроме того в эксплуатацию принята котельная в с. Кюбяинде Вилюйского улуса.
- эксплуатация средств телемеханизации и связи (осуществляется структурным подразделением – Линейно-производственным управлением магистральных газопроводов – ЛПУМГ). В эксплуатации находятся 22 радиорелейные станции (РРС) с общей протяженностью расстановки станций 660 км.
- координация и оперативное управление производственной деятельностью всех структурных подразделений предприятия осуществляется Центральным диспетчерским управлением (ЦДУ). Совместно с ОАО «Сахагипрозем» ведутся работы по разработке электронных карт по территориям объектов ОАО «Сахатранснефтегаз». На данный момент ведутся работы по передаче в пользование ОАО «Сахатранснефтегаз» электронных карт г. Якутска, п. Марха, п. Жатай.
расположено в центре города Якутска и находится по адресу: 677027 г. Якутск, ул. Кирова, д. 18 блок «В», 5-й этаж
Директор Макаров Иван Константинович. Родился: 24 января 1962г. Якутская АССР, Чурапчинский р-н, с.Сылан
Образование: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1997 г., Благовещенский сельскохозяйственный институт, 1984 г.
Трудовая деятельность:
05.2011 г. – по н.в. – Генеральный директор ОАО «Сахатранснефтегаз»;
1998 – 2011 гг. – Генеральный директор ОАО НК «Туймаада-нефть»;
1990 – 1998 гг. – Генеральный директор РДК «Интеррос».
Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия)
Отличник сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Почетный гражданин Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия)
|
|
|
|
2. Внутренняя среда предприятия. Функциональные обязанности – руководителя, главного бухгалтера, экономиста, менеджера - см приложение А 1.
Порядок приема на работу - см. приложение А 2.
Для данного предприятия характерен смешанный стиль руководства.
|
|
|
|
3. Производство. Добыча – перспективное развитие (освоение новых месторождений);
· Магистральный транспорт газа (ЛПУМГ – развитие газотранспортной системы);
· Переработка и осушка природного газа (ЯГПЗ – развитие перерабатывающих
мощностей);
· Распределение газа по сетям низкого давления (УГРС «Ленагазсервис» – развитие
распределительных сетей);
· Сбыт;
· Телемеханизация и связь (УИТиС);
· Управление и контроль (исполнительная дирекция)
Линейную структуру см. в приложении А 3. |
|
|
|
4. Расчеты с бюджетом
В 2010 году ОАО «Сахатранснефтегаз» уплачено налогов в бюджетную систему 1 370 144,0 тыс. руб., в том числе по уровням бюджетов:
- федеральный бюджет – 975 739 тыс. руб.
- республиканский бюджет – 250 030 тыс. руб.
- местный бюджет – 33 416 тыс. руб.
- внебюджетные фонды – 110 959 тыс.руб.
|
|
|
|
5. Состояние
отрасли экономики, в которой эмитент
осуществляет основную деятельность оценивается
как стабильное. Основные факторы, влияющие
на состояние отрасли:
- Законодательство в сфере
строительство, утверждение новых норм
и расценок;
- наличие/отсутствие государственного
заказа на строительно-монтажные
работы, политика обеспечения населенных
пунктов объектами инфраструктуры
Результаты деятельности
эмитента за анализируемый период оцениваются
как удовлетворительные. По итогам
2 квартала 2011 года отношение суммы привлеченных средств к сумме капитала и резервов
увеличилось по сравнению с итогами 2 квартала
2010 года и составило 43,6%
По итогам 2 кв. 2011 г.показатель
уровня просроченной задолженности составил
0%, т. е. просроченная задолженность отсутствует.
Оборачиваемость дебиторской задолженности по итогам
рассматриваемого периода уменьшилась
по справнению с аналогичным периодом
прошлого года и составила 1,45 (раз).
Дивиденды по итогам завершенного
финансового года начислены по решению
годового общего собрания акционеров в размере 20% от чистой прибыли (53 015,2
тыс. руб.)
Привилегированных акций Эмитент не имеет.
Производительность труда
– показатель, характеризующий объем
выпущенной продукции, приходящейся на
одного работника. Производительность
труда по итогам 2кв. 2011 года составила 1482 тыс.руб./чел. Имеется тенденция к росту.
Показатель отношения амортизации
к объему выручки составляет по итогам 2 кв. 2010 года 7,3%.
Эмитент обладает большой
суммой чистых активов. Просроченная задолженность
Эмитента отсутствует. Платежеспособность
эмитента удовлетворительная.
|
|
|
|
6. ОАО «Сахатранснефтегаз» является единственным поставщиком природного газа и нефти на территории Республики Саха и не имеет конкурентов.
За 2010 год среднесписочная численность ОАО «Сахатранснефтегаз» составила 1575 чел., против плановой численности 1590 чел.
В сравнении с 2009 годом численность возросла на 24 чел. При этом, в случае если по всем Структурным подразделениям, в том числе и по Исполнительной дирекции наблюдается снижение численности в сравнении с 2009 годом, то по УГРС численность растет большими темпами, к примеру в 2009 году численность УГРС составляла 672 чел., то в 2010 – 721 чел. Набор численности по УГРС объясняется следующими факторами:
- численное увеличение службы сбыта и сбора платежей УГРС (создание внутри службы группы инспектирования, создание новых рабочих мест в абонентском отделе службы).
- оказание услуг населению по техническому обслуживанию, что также поспособствовало созданию новых специализированных служб в составе УГРС (служба импортного газового оборудования, ГДТО).
- увеличение численности по производственным участкам в связи с увеличением объемов газификации (дополнительная численность по производственным участкам соответствует тарифным источникам).
Средний возраст персонала 35-40 лет. Текучесть кадров – низкая.
|
|
|
|
7. СВОТ – анализ предприятия см. приложение А4 |
|
|
Приложение А1.
1. Директор обязан:
- добросовестно и разумно руководить предприятием, обеспечивать выполнение установленных для предприятия основных экономических показателей;
- обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств предприятия;
- обеспечивать развитие материально-технической базы, увеличение объем платных работ, услуг;
- обеспечивать соответствие результатов деятельности основным экономическим показателям. Не допускать принятия решений, которые могут привести к неплатежеспособности и банкротству;
- разрабатывать планы перспективного развития, внедрения новой техники и технологий;
- обеспечивать содержание в надлежащем состоянии, закрепленного за предприятием имущества, своевременно проводить капитальный и текущий ремонт;
- обеспечить надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них соответствующие условия работы;
- обеспечивать своевременную уплату предприятием в полном объеме налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты различных уровней;
- обеспечивать своевременную выплату заработной платы и иных выплат работникам предприятия и др.
2. Главный бухгалтер обязан:
- осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственной финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов;
- формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику;
- возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов;
- обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии;
- организовывать учет имущества обязательств и хозяйственных операций;
- обеспечивать законность своевременность и правильность оформления документов;
- принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
- осуществлять взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах и приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг;
- руководить работниками бухгалтерии;
- осуществлять подбор кандидатур на замещение вакантных должностей сотрудников подразделения и представлять их работодателю для назначения на должность;
- обеспечивать соблюдение правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности подчиненными ему сотрудниками;
- применять оптимальные методы организации труда, а также использовать положительный зарубежный опыт управления коллективом;
- точно и в срок выполнять задания и поручения непосредственного начальника;
- не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную);
- отработать после обучения не менее 3-х лет;
- подписывает вместе с директором денежные расчетные документы в необходимых случаях хозяйственные договоры, без подписи гл.бух указанные документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются.
3. Экономист обязан:
- выполнять работу по осуществлению экономической деятельности работодателя, направленные на повышение эффективности и рентабельности производства;
- подготавливать исходные данные для составления проектов хозяйственной финансовой, производственной и коммерческой деятельности работодателя в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;
- выполнять расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции;
- составлять калькуляции на выпуск продукции, себестоимости готовой продукции, также выполняемых работ и услуг;
- осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельности работодателя и его подразделений;
- определять экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии;
- разрабатывать финансово-экономические и производственные планы издательства на основе утвержденного тематического плана и других планов выпуска и основных показателей хозяйственной деятельности предприятия;
- совместно с бухгалтерией проводить анализ результатов редакционно-производственной и хозяйственной деятельности издательства, выполнение планов выпуска изданий по тематике и количественным показателям;
- разрабатывать штаты издательства на основе численности, фонда заработной платы, готовить основные показатели по выполнению месячных, квартальных и годовых планов;
- оформлять материалы для заключения договоров, следить за сроками выполнения договорных обязательств;
- участвовать в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства, выполнять работу, связанную с не регламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций;
- вести учет экономических показателей результатов производственной деятельности работодателя и его подразделений, а также учет заключенных договоров.
Приложение А2
Порядок приема на работу.
1. Общие положения
1.1. Целями данного корпоративного акта являются:
- предоставление каждому работнику возможности самостоятельно выбрать желаемый тип работы как в процессе трудоустройства, так и в процессе работы;
- обеспечение полного равноправия договаривающихся сторон (работника и работодателя) при заключении трудового договора;
- установление действенной защиты интересов сторон.
2. Документы, предоставляемые при заключении трудового договора
2.1. При найме на работу каждый претендент может предоставлять администрации любые документы, подтверждающие его профессиональную квалификацию и деловые качества.
2.2. К квалификационным документам относится любое письменное свидетельство, характеризующее уровень образования, деловой активности, профессиональных навыков и умений работника, в том числе дипломы, авторские свидетельства, характеристики, отзывы ученых и специалистов, научные и информационные публикации, экспертные заключения о результатах исследований или разработок и др.
2.3. В качестве особого квалификационного документа рассматривается предоставление рекомендации – отзыва специалиста, работающего в Обществе. За достоверность такой рекомендации и ее последствия рекомендатель несет моральную и материальную ответственность в виде лишения части или всех поощрительных выплат (бонусов) - пропорционально нанесенному ущербу в случае ошибочности своей рекомендации.