Кроме того, в довоенный период
были построены нефтепроводы
Махачкала — Грозный, Косчагыл
— Станция № 3 нефтепровода
Гурьев — Орск, Малгобек — Грозный
и др. Общая протяженность нефтепроводов
в нашей стране до войны составляла 3600
км.
- Период ВОВ
Вероломное нападение фашистской
Германии нарушило поступательное
развитие нашей страны в целом
и нефтяной промышленности в
частности. По мере приближения
вражеских армий к главным
центрам нефтедобычи — Баку, Грозному,
Майкопу — проводились демонтаж
промыслов и вывоз оборудования
на восток, скважины консервировались.
Работа промыслов, находившихся
вблизи линии фронта, была осложнена
регулярными бомбардировками. Нефть
вывозилась всеми возможными
видами транспорта по Каспию
и Волге и сливалась в шахтные
хранилища в районе Челябинска
и Свердловска.
25 июля 1942 г. фашисты начали операцию
«Эдельвейс» по захвату кавказской
нефти. В августе они вышли
на Терек — последний рубеж
перед броском на Баку. Возможности
доставки нефти с Кавказа в
центр страны стали серьезно
ограничены. Поставки всех видов
топлива в 1942 г. в действующую
армию сократились по сравнению
с 1940 г. более чем вдвое.
В сложившихся условиях нефтяная
промышленность страны развивалась
благодаря освоению месторождений
в ее восточных районах.
Еще в августе 1941 г. в Башкирию
был эвакуирован трест «Азнефтеразведка»
со всеми кадрами, оборудованием и транспортом.
Совместно со специальной экспедицией
Академии наук СССР он вел работы по изучению
нефтеносности в республике и соседних
районах. В 1943 г. в Жигулевских горах на
Волге впервые был получен фонтан нефти
из девонских пластов. В сентябре 1944 г.
в центре Туймазинского месторождения
из разведочной скважины 100 был получен
мощный фонтан нефти с глубины 1700 м. Так
была доказана промышленная нефтеносность
этих древнейших отложений, распространенных
на северо-востоке европейской части России.
Нефть была открыта в Куйбышевской области
— в Яблоневом овраге и в районе Самарской
луки. 14 августа 1943 г. была получена первая
промышленная нефть Шугуровского района
Татарии.
Несмотря на постепенное снижение
дебита скважин, продолжалась
эксплуатация Верхнечусовского
промысла. В 1945 г. он прекратил
добычу. Всю нефть, до последней
тонны, промысел отдал победе.
Кроме того, в Пермской области
продолжалось освоение открытого
в 1934 г. Краснокамского нефтяного
района. За годы войны промысловики в тяжелейших
условиях добыли из недр 904 тыс. т нефти.
В районе Бу-гуруслана добыча нефти была
увеличена со 111 до 300 тыс. т в год, то есть
почти в 3 раза. Всего за 1941 — 1945 гг. месторождения
данного региона дали около 1 млн т нефти.
В 1945 г. район «Второго Баку»
дал 2,6 млн т «черного золота» — почти
половину всей нефтедобычи в РСФСР, составлявшей
5,7 млн т.
Однако рост добычи нефти в
«новых» районах не мог компенсировать
нефтедобычи в «старых» районах,
и в 1945 г. она составила по
СССР в целом всего 19 млн т.
Что касается трубопроводного
транспорта, то к 1941 г. в эксплуатации
находились нефтепроводы и нефтепродуктопроводы
протяженностью 4100 км, оборудованные
в основном плунжерными насосами.
Максимальный диаметр составлял
300 мм, строительство было слабо
механизировано. Во время войны
был построен нефтепровод Оха
— Софийское, затем продолженный
до Комсомольска-на-Амуре, протяженностью
387 км и диаметром 325 мм, а также нефтепроводы
Зольное — Сызрань протяженностью 134 км
и Астрахань — Саратов. В период обороны
Ленинграда большую роль сыграл небольшой
подводный бензопровод, проложенный через
Ладожское озеро.
- Послевоенный период
В первые послевоенные годы
было разведано значительное
количество нефтяных месторождений,
в том числе Ромашкинское (Татария),
Шкаповское (Башкирия), Мухановское (Куйбышевская
область). Соответственно росла и добыча
нефти: в 1950 г. она составила 37,9 млн т, а
в 1956 г. — 83,8 млн т.
В 1957 г. на долю Российской
Федерации приходилось более
70 % добываемой нефти, а Татария
вышла на первое место в
стране по добыче нефти.
Главным событием данного периода
стало открытие и начало разработки
богатейших нефтяных месторождений
в Западной Сибири. Разведочные
работы проводил созданный еще
в 1934 г. трест «Востокнефть». Его
специалистами еще в тот период были организованы
систематические поиски на восточном
склоне Уральских гор и собраны сведения
о естественных нефтяных выходах на реках
Большой Юган, Белая и др. Геологические
партии подтвердили наличие выходов нефтеподобных
веществ. Однако «большой» нефти не было.
Разведочные работы продолжались до 1943
г., а затем возобновились в 1948 г. Лишь в
I960 г. было открыто Шаимское нефтяное месторождение,
а вслед за ним — Мегион, Усть-Балык, Сургут,
Самотлор, Варьеган, Лянтор, Холмогоры
и др. Началом промышленной добычи нефти
в Западной Сибири счита'ется 1965 г., когда
ее было получено около 1 млн т. Уже в 1970
г. добыча нефти здесь составила 28 млн
т, а в 1981 г. — 329,2 млн т. Западная Сибирь
стала основным нефтедобывающим районом
страны, а СССР вышел на первое место в
мире по добыче нефти.
В 1961 г. были получены первые
фонтаны нефти на месторождениях
Узень и Жетыбай в Западном
Казахстане на полуострове Мангышлак,
Промышленная их разработка началась
в 1965 г. Только на этих двух
месторождениях извлекаемые запасы
нефти составляли несколько сотен
миллионов тонн. Проблема заключалась
в том, что мангышлакские нефти
— высокопарафинистые и температура
их застывания + (30 — 33) °С. Тем не менее,
в 1970 г. добыча нефти на полуострове была
доведена до нескольких миллионов тонн.
Продолжалось освоение нефтяных
месторождений в Коми АССР. Если
в 1970 г. на Усинском месторождении
было добыто 5,6 млн т нефти, то в 1975 г.
— около 13 млн т, а в 1981 г. — 18,5 млн т. Планомерный
рост нефтедобычи в нашей стране продолжался
до 1984 г. Рекордным считается 1985 г., когда
было добыто 595 млн т нефти. Затем, начиная
с 1989 г., добыча нефти стала падать.
Рассмотрим развитие трубопроводного
транспорта нефти в этот период.
После окончания Великой Отечественной
войны до начала 1950-х гг. строительство
нефтепроводов велось в очень
ограниченных масштабах. В частности,
в 1946 г. был продлен до Комсомольска-на-Амуре
нефтепровод Оха — Софийское.
В последующем, до середины 1960-х
гг., нефтепроводы строились в
основном в Урало-Поволжье и Закавказье.
В этот период, например, были построены
трансконтинентальные нефтепроводы Туймазы
— Омск, на котором впервые были применены
трубы диаметром 530 мм, Туймазы — Омск
— Новосибирск — Иркутск диаметром 720
мм и длиной 3662 км, нефтепроводы Альметьевск
— Горький (первая нитка), Альметьевск
— Пермь, Ишимбай — Орск, Горький — Рязань,
Тихорецк — Туапсе, Рязань — Москва и
ряд других. Необходимо отметить, что в
1955 г. был введен в эксплуатацию первый
«горячий» нефтепровод Озек — Суат —
Грозный диаметром 325 мм и протяженностью
144 км. По нему впервые в нашей стране стали
перекачивать высоковязкую нефть после
предварительного подогрева.
В 1964 г. был пущен в эксплуатацию
крупнейший в мире по протяженности
(5500 км вместе с ответвлениями)
трансъевропейский нефтепровод
«Дружба», соединивший месторождения
Татарии и Куйбышевской области
с восточноевропейскими странами:
Чехословакией, Венгрией, Польшей,
Германией.
Открытие крупнейших месторождений
нефти в Западной Сибири в
корне изменило приоритеты трубопроводного
строительства. Транспортировка
нефти из данного региона до
существовавших промышленных центров
была крайне затруднена. Расстояние
от месторождений до ближайшей
железнодорожной станции составляло
более 700 км. Единственная транспортная
магистраль — реки Обь и
Иртыш — судо-ходны не более 6 месяцев
в году. Обеспечить транспортировку все
возрастающих объемов нефти мог только
трубопроводный транспорт.
В декабре 1965 г. было завершено
строительство и введен в эксплуатацию
первый в Сибири нефтепровод
Шаим — Тюмень диаметром 529 — 720 мм и протяженностью
410 км. В ноябре 1965 г. начато и в октябре
1967 г. завершено строительство нефтепровода
Усть-Балык — Омск диаметром 1020 мм и протяженностью
964 км. В США трубопроводов такого диаметра
еще не было. В период с осени 1967 г. до апреля
1969 г. был сооружен нефтепровод Нижневартовск
— Усть-Балык диаметром 720 мм и протяженностью
252 км. В последующие годы были построены
трансконтинентальные нефтепроводы Усть-Балык
— Курган — Уфа — Альметьевск (1973 г.), Александровское
— Анжеро-Судженск — Красноярск — Иркутск
(1973 г.), Нижневартовск — Курган — Куйбышев
(1976 г.), Сургут - Горький - Полоцк (1979-1981
гг.) и ряд других.
Продолжалось строительство нефтепроводов
и в других регионах. Так, всего
через пять лет после получения
первых фонтанов нефти на месторождениях
Узень и Жетыбай (Южный Мангышлак)
— уже в апреле 1966 г. — вступил
в строй нефтепровод Узень
— Шевченко длиной 141,6 км. В дальнейшем
он был продлен до Гурьева
(1969 г.), а затем до Куйбышева
(1971 г.). Ввод в эксплуатацию нефтепровода
Узень — Гурьев — Куйбышев
диаметром 1020 мм и протяженностью
около 1500 км позволил решить
проблему транспорта высоковязкой
и высокозастывающей нефти Мангышлака.
Для этого была выбрана технология
перекачки с предварительным
подогревом в специальных печах.
Нефтепровод Узень — Куйбышев
стал крупнейшим «горячим» трубопроводом
мира.
Были продлены нефтепроводы Альметьевск
— Горький и Туймазы — Омск
— Новосибирск на участках
соответственно Горький — Ярославль
— Кириши и Новосибирск —
Красноярск — Иркутск.
На других направлениях в 1971
— 1975 гг. были построены нефтепроводы
Уса — Ухта — Ярославль
— Москва, Куйбышев — Тихорецкая
— Новороссийск и др., в 1976—1980
гг. — нефтепроводы Куйбышев —
Лисичанск — Одесса, Холмого-ры _
Сургут, Омск - Павлодар и др., в 1981 — 1985
гг. -нефтепроводы Холмогоры — Пермь —
Альметьевск — Клин, Кенкияк — Орск, Красноленинский
— Шаим, Тюмень — Юргамыш и др.
На момент распада СССР общая
протяженность сети магистральных
нефтепроводов составляла свыше
70 тыс. км. Координацией и оптимизацией
их работы занималось Главное
управление по транспорту и поставкам
нефти (Главтранснефть). В состав Главтранснефти
входили 16 управлений магистральными
трубопроводами (УМН), специализированное
управление пусконаладочных работ, дирекция
по строительству трубопроводов, экспедиционный
отряд подводно-технических работ и другие
подразделения.
- Упадок советской нефтяной промышленности
После достижения феноменальной
добычи из месторождений Западно-Сибирского
бассейна советская нефтяная
промышленность стала проявлять
признаки упадка. Западно-Сибирские
месторождения были относительно
дешевы в разработке и давали
существенный выигрыш за счет
своих размеров, а советские плановые
органы отдавали приоритет максимизации
краткосрочной, а не долгосрочной
нефтеотдачи.
Производственные объединения стремились
добыть как можно больше нефти
с месторождений с тем, чтобы
выполнить план по добыче, при
этом не учитывалось влияние
последствий разработки на состояние
месторождений, бурилось слишком
много скважин и закачивалось
слишком много воды.
К тому же мало кто занимался
вопросами повышения эффективности
инвестиций в разработку и
внедрением новых технологий. Проблемы
вскоре начали проявляться в
падении производительности скважин,
низком пластовом давлении и
увеличении обводненности.
К середине 1970-х годов в Москве
уже поняли, что назревает падение
добычи. Первое падение, обусловленное
хроническим недофинансированием
разведки в Западной Сибири, началось
в 1977 году, но властям удалось
его приостановить за счет
очень больших капиталовложений
в бурение. Второе падение произошло
в период с 1982 по 1986 годы. И в
этот раз кризис удалось преодолеть
за счет увеличения финансирования.
В 1988 году Советский Союз достиг
нового рекордного уровня добычи
в 11,4 миллиона баррелей в день.
В то время страна была крупнейшим
нефтепроизводителем в мире с объемом
добычи существенно выше, чем в США и в
Саудовской Аравии. В этот же год уровень
добычи в Западной Сибири достиг 8,3 миллиона
баррелей в день.
Но с этого момента значительного
падения добычи уже невозможно
было избежать из-за плохих
технологий управления добычей,
несмотря на резкий рост капитальных
вложений, Советский Союз мог
сдержать падение добычи только
до начала 1990 года. Но затем наступил
провал в добыче, он был так
же резок, как и ее рост -
уровень добычи в России постоянно
падал в течение десятилетия
и остановился на уровне, почти
на половину меньшем начального
пика.