Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:14, реферат
Вопрос о сущности жизни до сих пор является одним из центральных вопросов естествознания, несмотря на то что дискуссии о том, что такое жизнь, отражают различные точки зрения. Все исследователи признают одно общее неотъемлемое свойство живого – его системный характер, или системность.
Под биологической (живой) системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, которая образует целостный объект, имеющий новые качества, не свойственные входящим в систему качеств элементов.
Поначалу наши предки применяли различные
предметы в качестве орудий труда и оружия
необработанными. Но при многократном
использовании камней и костей от них
могли отламываться обломки, оставляя режущую
поверхность, после чего их можно было
использовать более эффективно. Поэтому
австралопитеки начали обрабатывать орудия
труда, сначала спорадически,
а затем постоянно.
Так человеческие предки стали не просто
использовать, но и производить орудия труда.
В свою очередь, труд обусловил зарождение
и развитие социальных отношений, сознания,
мышления, языка, т.е. окончательно превратил
животное в человека. С этого момента можно
говорить о величайшем качественном скачке
в развитии органического мира, приведшем
к появлению человека. Он стал единственным
существом на Земле, способным к сознательной
целенаправленной деятельности по преобразованию
окружающего мира.
С самого начала труд был общественным, так как обезьяны вели стадный образ жизни. Особое значение для формирования социума имела стадная охота, в которой складывались социальные отношения между членами стада, а также формировался высший уровень психики – сознание.
Накапливавшийся жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом прежде существовавшие инстинкты – генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях – постепенно отмирали. Поэтому возникла настоятельная необходимость в ином, небиологическом способе хранения и передачи информации, необходимой для выживания вида. Так появилась символическая деятельность – речь, связанная со способностью замещать природные процессы и явления их образами и символами. Это, в свою очередь, повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, свойственного только человеку.
Но не следует считать, что с появлением зачаточных форм труда человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции – изменчивости, наследственности и естественному отбору. Еще долго они оставались ведущими в эволюции человека, лишь постепенно уступая свое место социальным факторам – трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению. Их черед настал лишь после появления человека современного вида, которое произошло совсем недавно – около 40 тысяч лет назад.
Есть основания считать, что по мере развития науки все эти современные особенности естественно научного познания будут проявлять себя в еще более контрастных и очевидных формах. Мы убедились также в том, что именно непреднамеренная и бесцельная деятельность хаоса переводит мир в состояния, характеризующиеся все большей вероятностью. На этой основе можно объяснить не только простые физические изменения (скажем, охлаждение куска металла), но и сложные изменения, происходящие при превращениях вещества. Но вместе с тем мы обнаружили, что хаос может приводить к порядку. Если дело касается физических изменений, то под этим понимается совершение работы, в результате которой в свою очередь могут возникать сложные структуры, иногда огромного масштаба. При химических изменениях порядок также рождается из хаоса; в этом случае, однако, под порядком понимается такое расположение атомов, которое осуществляется на микроскопическом уровне. Но при любом масштабе порядок может возникать за счет хаоса; точнее говоря, он создается локально за счет возникновения неупорядоченности где-то в ином месте. Таковы причины и движущие силы происходящих в природе изменений.
Сов
ременные подходы в познании Метод
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Автотрофные организмы |
не нуждаются в органической пище и могут жить за счет хемосинтеза (бактерии) или фотосинтеза (растения), т.е. сами производят необходимые им питательные вещества |
2 |
Амфоболизм |
процесс образования в ходе катаболизма мелких молекул, которые затем принимают участие в строительстве более сложных молекул |
3 |
Анаболизм, или ассимиляция |
разветвленная система процессов биосинтеза сложных моле-кул с расходованием энергии аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) |
4 |
Антисимметрия |
симметрия противоположностей, связанная с изменением знака |
5 |
Антропный принцип |
принцип, состоящий в том, что возникновение человечества, т.е. познающего субъекта, было возможным в силу того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной именно таковы, какими они являются; если бы они были иными, Все-ленную просто некому было бы познавать |
6 |
Антропология |
общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека |
7 |
Асимметрия |
состояние отсутствия симметрии |
8 |
Белки |
макромолекулы, представляющие собой очень длинные цепи из аминокислот – органических (карбоновых) кислот, содержащих, как правило, одну или две аминогруппы (–NH2) |
9 |
Биогеохимические циклы |
круговороты питательных веществ, участниками которых являются как живые, так и неживые компоненты экосистемы |
10 |
Биосфера |
оболочка Земли, включающая как область распространения живого вещества, так и само это вещество |
11 |
Ген |
элементарная единица наследственности |
12 |
Генотип |
совокупность генов одного организма |
13 |
Гетеротрофные организмы |
все организмы, которые не могут обходиться без органической пищи |
14 |
Гомеостаз |
совокупность сложных приспособительных реакций живот-ного и человека, направленных на устранение или макси-мальное ограничение действий различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динами-ческое постоянство внутренней среды организма (например, постоянство температуры тела, кровяного давления, содержа-ния глюкозы в крови) |
15 |
Детерминизм |
выражается в признании существования объективных физиче-ских закономерностей |
16 |
Дивергенция |
явление расхождения признаков, ведущее к видообразованию |
17 |
Динамическая теория |
физическая теория, представляющая совокупность динами-ческих законов |
18 |
Динамический закон |
физический закон, отображающий объективную закономер-ность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых количественно |
19 |
Дисимметрия |
отсутствие некоторых элементов симметрии у тех или иных объектов |
20 |
Диссипативность |
качественно своеобразное макроскопическое проявление процессов, протекающих на микроуровне |
21 |
Закрытая термодинамическая система |
термодинамическая система, которая не может обмениваться с внешней средой веществом |
22 |
Изолированная система (замкнутая cистема) |
термодинамическая система, которая не обменивается с окружающей средой ни веществом, ни энергией |
23 |
Инвариантность |
неизменность какой-либо величины при изменении физиче-ских условий, способность не изменяться при определенных преобразованиях |
24 |
Калибровочные симметрии |
симметрии, связанные с изменениями масштаба: все симмет-рии, которые связаны с законами микромира, являются калибровочными |
25 |
Катаболизм, или диссимиляция |
процесс расщепления сложных органических соединений, сопровождающийся выделением химической энергии при разрыве химических связей |
26 |
Клетка |
минимальная живая система |
27 |
Механический детерминизм |
позиция, связанная с отрицанием случайностей любого рода, с абсолютизацией динамических закономерностей и законов |
28 |
Митоз |
деление клеток, обеспечивающее одинаковое распределение генетического материала между дочерними клетками |
29 |
Мутация |
(от лат. mutatio – изменение) способность к наследственной изменчивости |
30 |
Ноосфера |
новое состояние биосферы, преобразованной человеческой мыслью и трудом |
31 |
Нуклеиновые кислоты |
сложные органические соединения, представляющие собой фосфорсодержащие биополимеры (полинуклеотиды) |
32 |
Онтогенез |
индивидуальное развитие организма, охватывающее все изме-нения от момента зарождения до окончания жизни |
33 |
Органы |
относительно крупные функциональные единицы, которые объединяют различные ткани в те или иные физиологические комплексы |
34 |
Открытая термодинамическая система |
термодинамическая система, которая обменивается веществом и энергией с другими системами |
35 |
Палеонтология |
наука, которая занимается изучением ископаемых останков, то есть любых сохранившихся в земной коре следов прежде живших организмов: целых организмов, твердых скелетных структур, окаменелостей, отпечатков |
36 |
Популяция |
совокупность особей одного вида, занимающих определенную территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других подобных групп |
37 |
Прокариоты |
клетки, лишенные оформленного ядра. В них молекулы ДНК не окружены ядерной мембраной и не организованы в хромосомы. К прокариотам относятся бактерии |
38 |
Репликация |
удвоение молекул ДНК |
39 |
Рибосомы |
органеллы, состоящие из белка и РНК, с помощью которых идет синтез белка |
40 |
Самоорганизация |
свойство живой системы приспособляться к изменяющимся условиям за счет изменения структуры своей системы управления |
41 |
Самоорганизующиеся системы |
очень сложные открытые системы, которые характеризуются огромным числом степеней свободы |
42 |
Саморегуляция |
свойство живых систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне те или иные физиологические (или другие) показатели системы |
43 |
Симметрия |
(от греч. symmetria – соразмерность) однородность, пропор-циональность, гармония каких-либо материальных объектов |
44 |
Симметрия в физике |
свойство физических величин, детально описывающих пове-дение системы, оставаться неизменными (инвариантными) при их определенных преобразованиях |
45 |
Синергетика |
изучает общие закономерности самоорганизации, становление структур, которые образуются в сложных, открытых системах в процессе перманентного потокового обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой в неравновесных условиях |
46 |
Статистические законы |
законы, предсказания которых не являются определенными, а только вероятными |
47 |
Термодинамика |
(от греч. therme – тепло + dynamis – сила) раздел физики, изучающий соотношения и превращения теплоты и других форм энергии |
48 |
Термодинамическая система |
совокупность физических тел, которые могут энергетически взаимодействовать между собой и с другими телами, а также обмениваться с ними веществом |
49 |
Ткани |
группа физически объединенных клеток и межклеточных веществ для выполнения определенных функций |
50 |
Транскрипция |
перенос кода ДНК путем образования одноцепочной молекулы информационной РНК на одной нити ДНК |
51 |
Трансляция |
синтез белка на основе генетического кода и-РНК в особых частях клетки – рибосомах, куда транспортная РНК доставляет аминокислоты |
52 |
Фенотип |
комплекс внешних признаков организма, сформировавшихся в ходе его индивидуального развития |
53 |
Филогенез |
историческое развитие организмов или эволюция органи-ческого мира |
54 |
Хиральность |
асимметрия молекул, их несовместимость со своим зеркаль-ным отражением, как у правой и левой руки |
55 |
Хромосомы |
длинные нитевидные тельца, состоящие из ДНК и присоеди-ненного к ней белка. |
56 |
Эволюция |
процесс длительных, постепенных, медленных изменений, в конечном итоге приводящих к коренным, качественным изменениям – возникновению новых организмов, структур, форм и видов |
57 |
Экологические факторы |
существенные свойства окружающей среды, оказывающие прямое или косвенное воздействие на сообщества живых организмов в экосистеме и на состояние экосистемы в целом |
58 |
Энтропия |
мера хаотичности, неупорядоченности системы |
59 |
Эукариоты |
клетки, содержащие ядра. Кроме того, в них есть митохондрии – органеллы, в которых идет процесс окисления. К эукариотам относятся простейшие, грибы, растения и животные, поэтому они могут быть одноклеточными и многоклеточными |
60 |
Ядро |
важнейшая часть всех клеток (кроме бактериальных), в которой находятся хромосомы |
1. Борисов, Д. А. Концепции современного естествознания. Базовый курс: учеб. пособие / Д. А. Борисов, Т. В. Макеева, В. Е. Сарафанова. – М. : Приор, 2010.
2. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания : учеб. Пособие / Т. Я. Дубнищева – 7-е изд, испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.
3. Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ С. Х. Карпенков. – М. : КноРус, 2009.
4. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лав-риненко, В. П. Ратникова – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5. Концепции современного естествознания. 100 экзаменационных ответов : учеб. пособие для вузов / Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009.
6. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания : учебник для вузов/ Г. И. Рузавин. – М. : Проспект, 2009.
7. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин. – М. : Омега-Л, 2011.
Информация о работе Биологический уровень организации материи. Порядок и беспорядок в природе