Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа
Термин «интеллект» часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями может только одна сторона интеллекта – конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как способность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало.
- физико-кинестетический интеллект— способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами;
- межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
- глубоко личный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, развитыми до определенного уровня, однако некоторые индивиды, в силу хорошей наследственности или соответствующего тренинга могут развить одни типы интеллекта в большей мере, чем другие. Опираясь на материалы культурной психологии, Гарднер развивает идеи об интеллекте как наборе способностей, талантов или интеллектуальных умений, определяемых и задаваемых культурой.
4)Трехчастная теория интеллекта
Предложена Р.Стернбергом. Согласно этой теории существует три различных типа интеллекта. Первый – аналитический интеллект, являющийся способностью человека к рассуждениям. Второй тип интеллекта – творческий – является способностью человека использовать полученный в прошлом опыт для решения новых задач. И последний, третий тип интеллекта – практический- отражает способность человека успешно решать каждодневные жизненные проблемы.
Интеллект, по Стернбергу, лучше измерять в тех областях, где задачи являются для индивида относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. Совершенно новые задачи будут непоняты, а хорошо известные решаются на уровне автоматизмов и не требуют интеллектуальных усилий.
Стернберг, исследуя обычных и интеллектуально одаренных детей, выявил, что способность к индивидуальному инсайду присуща именно одаренным, вместе с тем подсказки улучшают процесс решения задач обычными детьми, но мало влияют на продуктивность работы одаренных детей. Из этого следует, по Стернбергу, что одаренные дети более способны проявляться с новыми задачами и, добавим, делать это совершенно самостоятельно.
На данный момент не существует ни одной утвержденной теории интеллекта, поддерживаемой всеми. А значит дебаты по поводу того, что же такое интеллект — будут продолжаться еще очень долго.
3. Коэффициент полезного действия интеллекта.
Вопрос о том, что такое интеллект, и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, отнюдь не праздный. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации. Технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не уровень даже, а просто К.П.Д. интеллекта, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено.
Человечество вряд ли станет в массе своей намного умнее в обыденном плане — похоже, что это противоестественно. Едва ли повысится и общая начитанность "интеллигентной" части населения Земли — увы, мозг каждого человека способен впитать хотя и большой, но все же ограниченный объем информации; можно говорить о том, что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки — и не приведи Бог ей противиться: последствия могут быть самыми печальными — в лучшем случае утрата интереса к предмету и роду занятий, в худшем... К счастью, энциклопедичность — далеко не решающий фактор в процессе познания.
А решающим фактором является интеллект — способность мозга так мобилизовать на эвристическом уровне свою работу, чтобы использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью. Процесс поиска решений происходит на подсознательном (интуитивном) уровне и волевому управлению практически не поддается.
То есть, при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на "трудные" вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.
Не следует путать два таких понятия, как "интеллект" и "интеллигентность". Хотя второе из них обязательно подразумевает и определенный уровень начитанности, все же оно носит чисто этический характер. Что же касается "интеллекта", то усмотреть в нем какое-то этическое начало невозможно: это — степень владения содержащейся в мозгу информацией, тем более на уровне подсознания. А неподвластное волевому началу этически оцениваться не может.
Принято считать, что интеллект и интеллигентность если и не тождественны, то уж во всяком случае, между ними есть прямая взаимосвязь. К сожалению, низкий уровень интеллекта при наличии обширных, энциклопедических познаний и всяких внешних атрибутов интеллигентности — не такая уж редкость. В филологии, например, оказывается, что интеллигентнейшие профессора и даже академики с сотнями печатных работ просто не умеют вчитаться в тексты Пушкина, Булгакова, Шекспира, не замечают массу важных моментов, с глубокомысленным видом пишут откровенные глупости.
Заключение
Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен и постепенно от вопросов «Кто полезнее, умнее, нужнее?», выросли в отдельную отрасль психологии. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования. Здесь приведены лишь некоторые из них, иллюстрирующие общие методы и принципы исследования интеллекта.
Интеллект — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.
При когнитивном подходе
интеллект рассматривается как
набор когнитивных операций. В
факторно-аналитическом
На сегодняшний момент
принято считать, что существует
общий интеллект как универсаль
Интеллект связан с интересом к жизни и развитым воображением. Развить воображение можно, выполняя простые упражнения с использованием гротеска и рисования. Можно развивать интеллект через решение задач на воображение. Интеллект – это способности мышления. Интеллект в некотором виде соответствует уму. Способности рационального познания также можно назвать интеллектом. Интеллект не дается от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.
Развить интеллект можно. Общаясь с успешными людьми, можно обратить внимание на удивительную способность многих из них удерживать в памяти детали. Эта особенность связана с вовлеченностью этих людей в процесс. Для увлеченного человека удерживать в памяти множество деталей является естественным и жизненно необходимым процессом. От сюда можно сделать вывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следует развивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях. Кстати, запоминание и быстрое чтение невозможны без увлечения и самозаинтересованности.
Развивайте увлеченность. Рисуйте, фотографируйте, пойте, ищите необычное в обычном и повседневном. Выполняйте действия, требующие одновременной сложной координации пальцев обеих рук. Например, играйте на музыкальных инструментах. Учите стихи. Ведите дневник. Вспоминая прожитый день, вы тренируете память и наблюдательность. Анализируя совершенные поступки, тренируете мышление. Планируйте будущее. Стройте планы и прогнозы. Анализируйте, почему сбылся или не сбылся прогноз. Выполнили или не выполнили план. Это позволит научиться предсказывать будущее и управлять своей жизнью.
Список использованной литературы
1. Гилфорд Д.З.Три стороны интеллекта. // Психология мышления. – М.: Прогресс, 2005. – 97 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СП.б: Питер,2007. – 368 с.
3. Козырев В. И. Социальный интеллект как фактор управления организацией. — Ярославль: 2007. – 348 с.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования - Институт психологии РАН, 2006. – 361с.
5. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.