Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа
Термин «интеллект» часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями может только одна сторона интеллекта – конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как способность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало.
Введение
Неудачные попытки определить
сущность интеллекта привели к стремлению
понять его через интеллектуальное
выполнение. Это означает, что вопрос
«Что такое интеллект?» был
Термин «интеллект»
часто применяется для того, чтобы
подчеркнуть специфику
1.Общая характеристика интеллекта.
Интеллект – это способности мышления. Способности рационального познания также можно назвать интеллектом. Интеллект не дается от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни. В какой-то степени интеллект соответствует уму.
Интеллект – интегрированное понятие, включающее следующие его разновидности: пространственный, вербальный, математический и практический интеллект (сейчас выделен еще и эмоциональный).
Навыки практического интеллекта, такие, например, как здравый смысл, были важны в предсказании результатов, но не были связаны с математическим типом интеллекта. В скором времени, по мнению ученых, может быть выделено 7-8 типов интеллекта, включающих межличностные отношения, самопознание, лингвистический, моторный и музыкальный интеллекты.
Исследования показывает, что интеллект связан со многими, порой неожиданными на первый взгляд факторами, как:
- посещаемость школы.
- кормление грудью
— у вскормленных грудью детей
к 3-м годам намечается
- дата рождения — у тех ребят, которые родились в последние три месяца года, так как они вероятнее всего пошли в школу на год позже остальных, став, таким образом, в последних классах самыми взрослыми из всех.
-размер головы —
современные
Для реализации мыслительной
способности мыслительному
Увеличить этот предел, выйти за пределы «интеллектограммы», человек не в состоянии. Ни бесконечное чтение книг, газет, ни просмотр телесериалов, ни даже дополнительные дипломы о высшем образовании - ничего не поможет. В своем интеллектуальном развитии человек ограничен своим собственным интеллектом, данное ему природой в пожизненное пользование. Именно природа определяет интеллект человека таким каким он есть .А что имеем, тем и располагаем.
Природа, как мне представляется, не только определяет интеллект, мыслительную способность человека, но и наделяет каждого индивидуальным способом мышления для реализации этой способности. А этих способов мышления - множество: это и логическое мышление, и аналитическое, и диалектическое, и обывательское, и субъективное, и прочее, прочее мышление. А вот для эмоционального мышления и сама голова не требуется, поскольку, человек мыслит от души, сердцем, руководствуясь лишь своими эмоциями, симпатиями, и антипатиями, и взятыми на «прокат» мнениями. Понятно, что мыслительная способность человека- интеллект, разум, сознание - это исключительное достояние каждого человека в отдельности. В таком случае, что означает «коллективный разум», являющийся основой демократии. Строго говоря, как я понимаю, «коллективный разум» - это средний уровень интеллекта среди всех участников, всех членов коллектива и, следовательно, его можно подсчитать точно также, как подсчитывают средний возраст или среднюю зарплату того же коллектива (при наличии необходимых данных). По этому показателю можно было бы оценивать мыслительные возможности различных коллективов, учреждений, предприятий, делая при этом соответствующие выводы. Но причем тут основа демократии? Я не знаю. Опять произошла подмена понятий. Очевидно, имеется в виду положение, при котором «один ум - хорошо, а два лучше». Ну, а три будет еще лучше. А что, тогда, говорить про коллектив? Коллектив - это группа лиц, подобранная или самоопределившаяся для определенной цели, чаше всего, для выполнения определенной работы, в которой задействованы и «физики» и «лирики» и даже политики. Каждый из них вносит посильную «лепту» в результат совместного труда, в полном соответствии со своими возможностями, реализуя при этом свои интеллектуальные способности. Результат коллективного труда - это результат коллективного мышления, а не разума. Каждый член коллектива при этом сохраняет свою индивидуальность, свою личность. Каждый член коллектива думает, мыслит, соображает. Он просто работает.
Если же «коллектив» не скомплектован для решения конкретной задачи, для выполнения какой-либо работы, и т.д., а существует так - сам по себе, то это уже не коллектив, а толпа, компания, массы, общество, и даже сообщество, со своим общественным сознанием и общественным мнением. Что касается общественного сознания, то оно, как я полагаю, равносильно коллективному разуму, которое можно виртуально представить, как средний уровень интеллекта всех «сообщников» этого общества. А вот общественное мнение - это реально существующий фактор общества, которое формируется на основе мнений всех людей, каждого человека в отдельности.
Эти мнения возникают по-разному, во многом подчиняясь законам толпы, до сих пор напоминающие нам о нашем человеческом происхождении. Интеллект, мыслительная способность человека не беспредельна. Проблемы, события, факты, обстоятельства, окружающего человека действительности, законы природы и общества и т.д. на много обширнее возможностей интеллекта человека их осмыслить, уразуметь, постичь и понять. Интеллект человека ограничен, как по количеству составляющих, так и по их уровню. Вот почему и количество собственных обоснованных мнений у человека ограничено. А там где нет собственного мнения, приходится пользоваться чужими мнениями. Принять чужое мнение на веру, много ума не требует. Столько же ума требуется и для мнений обусловленных эмоциональными обстоятельствами.
2.Основные теории понятия интеллекта.
Ученые уже более сотни лет спорят о том, что же такое человеческий интеллект? Какие теории на этот счет являются основными сейчас и на чем они основаны?
Что такое интеллект? Существуют четыре основных теории.
В течение многих столетий люди пытаются дать определение понятию «интеллект». К примеру, некоторые считают, что интеллект – это способность приобретать новые знания, навыки и умения и быстро приспосабливаться к обстоятельствам, другие – как способность оптимально решить сложную задачу в кратчайший срок. Таким образом, к настоящему моменту появилось множество теорий о том, что же такое интеллект. Вот четыре основные теории, имеющие наибольшее количество последователей:
1)Теория общего интеллекта
Это самая старая из всех имеющихся теория .Она была выдвинута Чарльзом Спирменом в начале 20-го века. Он заметил, что человек, успешно прошедший один тест на IQ, с большой долей вероятности пройдет и другой тест на IQ c высоким результатом и наоборот, - человек, набравший низкий балл – будет получать его и во всех других подобных тестах. На основании этого он сделал вывод, что эти тесты могут быть использованы для определения умственных способностей и так называемого «общего интеллекта» людей – который он обозначил буквой «G» (от англ. General – общий, главный). В дополнение к этому Спирмен утверждал, что каждый тест также измеряет и некоторые иные способности человека, – которые он обозначил как S- интеллект – к примеру, к нему относится словарный запас или математические способности, служащий показателем спецефических способностей. При этом Спирмен считал, что именно общий интеллект – является основой всех интеллектуальных действий. Однако нельзя было не признать, что при решении арифметической задачи, ремонте двигателя или изучении инностранного языка, мозг работает по-разному. Некоторые люди более способны к одним видам деятельности, чем к дрегим, хотя общий («генеральный») уровень интеллекта у них может быть сходным. Итак, сточки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей его среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач такой адаптации.
2) Теория первичных умственных способностей
В 1938 году американский психолог Л. Терстоун предположил, что интеллект включает в себя 7 независимых факторов, которые он назвал первичными умственными способностями:
- умение слушать и
понимать смысл услышанного (
- умение выражать свои мысли словами (словесная гибкость);
- математические способности (
- память;
- скорость восприятия
- навык рассуждения;
- пространственно - визуализационный
навык (способность
По мнению Терстоуна, достаточно лишь разработать тесты на каждую из этих способностей и можно будет вычертить профиль интеллектуального потенциала индивидуума. Однако, что все эти способности отнюдь не столь независимы друг от друга, как полагал Терстоун, и что необходима еще большая детализация факторов интеллекта.
Некоторые психологи, например Гилфорд, выделили дло 120 факторов интеллекта, исходя из этого для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят такие операции и каково их содержание.
3)Теория множественных
Предложена в 1983 психологом Гарвардом Говардом Гарднером. По его представлениям существует несколько различных интеллектов, независимых друг от друга. Согласно этой теории каждый человек обладает определенной комбинацией интеллектов:
- лингвистический интеллект— способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях);
- логически-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
- пространственный интеллект— способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы ;
- музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука;