Дедукция и индукция, анализ и синтез в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:56, реферат

Описание работы

Методы научного познания, неотделимые друг от друга и находящиеся в тесном единстве и взаимосвязи, можно условно разделить на две группы: общие и особенные.
Общие методы позволяют связывать воедино все стороны процесса познания. Их объективной основой становятся общие закономерности познания.
Особенные методы касаются только одной стороны изучаемого предмета. В естествознании особенным методам науки придается важное значение, поэтому в рамках работы мы более подробно рассмотрим их сущность. Основными особенными методами являются анализ, синтез, индукция и дедукция. Можно также сказать, что анализ и синтез, это приемы научного мышления, порождающие в каждой области специальные методы.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1.Индукция…………………………………………………………………….......4
1.1.Методы реализации индукции.......................................................................5
1.2.Значение индукционного метода познания для науки................................5
2.Дедукция................................................................................................................6
2.1.История развития дедуктивного метода.......................................................6
2.2.Значение дедуктивного метода по Декарду..................................................7
2.3.Значение дедуктивного метода по Лейбницу...............................................7
3.Взаимосвязь индукционного и дедукционного методов познания.................7
4.Анализ....................................................................................................................8
4.1.Методы анализа...............................................................................................8
5.Синтез....................................................................................................................9
5.1.Синтез в античной науке..............................................................................10
5.2.Синтез по Канту.............................................................................................10
5.3.Снитез по Гегелю..........................................................................................10
5.4.Синтез и анализ в современной науке.........................................................11
6.Заключение..........................................................................................................12
7.Список литературы.............................................................................................14

Файлы: 1 файл

КСЕ для отправки.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)

 
  Анализ 
 Анализ — метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.6 
   Анализ — органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от описания нерасчлененного изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также свойств и признаков. Для постижения объекта как единого целого недостаточно знать, из чего он состоит. Важно понять, как связаны друг с другом составные части объекта, а это можно сделать, лишь изучив их в единстве. Для этого анализ дополняется синтезом. При синтезе мысленно или практически соединяют ранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.  
 Методы анализа 
Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: 
 1)Эмпирический - применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования; 
 2)Элементарно-теоретический - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов.  
           Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей.  
 На практике выделяют разновидность этого метода - структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установить причинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Он используется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том, что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные из них, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.  
 Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений. 
  
 Синтез 
 Синтез — метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. 
  Синтез неразрывно связан с анализом. Синтез и анализ – фундаментальные процессы, к которым, в конечном счете, сводятся все виды умственной деятельности. Их физиологическая основа – аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Мысленный синтез формируется в практической деятельности, но затем отделяется от нее и приобретает относительно самостоятельный характер. Синтез может осуществляться на различном уровне, начиная от простого механического соединения частей неорганизованного целого до создания научной теории на основе обобщения отдельных фактов и идей. 7 
 Результатом синтеза может быть нечто качественно совсем иное, чем сумма составляющих. Вместе с анализом мысленный синтез ведет к образованию понятий, играет важную роль в формировании как эмпирического, так и выводного знания. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Важно понять, что синтез вовсе не является простым механическим соединением разъединенных элементов в единую систему. Он показывает место и роль каждого элемента в этой системе, его связь с другими составными частями системы. Таким образом, при синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Синтез не является простым копированием действительности, а включает в себя идеализацию, расчет реальных возможностей, учет тенденций развития. Это отчетливо проявляется при построении научных гипотез, образовании понятий и т.п. 
 Виды синтеза 
 Синтез можно подразделить на виды в зависимости от характера объединяемых в синтез элементов, особенностей целого, возникающего в результате синтеза, и своеобразия способа объединения элементов в единство. Учитывая все это, можно различать:  
 1)объединение частей в единое целое (примером такого рода синтеза может служить мысленное конструирование механизма или же осмысливание организма как единого целого); 
 2)соединение множества сторон, свойств, признаков в единство (определение нового биологического вида посредством выделения совокупности характерных для него признаков); 
 3)объединение элементов с целью установления присущих им общих свойств и отношений (этот вид синтеза характерен для обобщения и мыслительного процесса, ведущего к открытию закона). 
 В античной науке под синтезом понимали прием получения знания о целом через соединение его элементов или же ход мысли от посылок (оснований, причин) к следствиям (так понимал синтез в частности, Аристотель).  
 Кант определял синтез в широком смысле: как "...присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания" Если этот синтез совершается "посредством способности воображения", то это – эмпирический синтез, "синтез схватывания". Высшая ступень синтеза по Канту, – "чистый", или "трансцендентальный" синтез, имеет место тогда, когда чувственное многообразие подводится под определенные априорные понятия (категории), которые придают единству, образованному в процессе синтеза, значение необходимости.  
 Гегель рассматривал синтез как ход мысли от всеобщего к единичному и выделял ступени этого пути: всеобщее – это "дефиниция", затем идет его ограничение (особенное) и, наконец, "теорема", т.е. единичное. Правда, теорема – это не чувственно-единичное, и поэтому Гегель весь синтез демонстрирует на математических примерах, где за исходное берутся абстракции. Гегель подобный трехступенчатый синтез относит лишь к области рассудочного знания. Разумному же мышлению, по его мнению, присущ синтез, который заключается в диалектическом соединении тезиса и антитезиса. 
 Синтез и анализ в современной науке 
 В современной науке связь анализа и синтеза становится все более многогранной. Это иллюстрирует уже сам процесс дифференциации знания. Возникновение, например, таких наук, как физическая химия, биохимия, кибернетика, является, с одной стороны, результатом анализа, выделения из старых наук новых областей знания; с другой стороны – сам анализ в данном случае осуществляется в процессе синтеза. Интеграция методов различных наук, происходящая в настоящее время во всех областях знания, представляет собой явление такого же рода.8 
 Анализ и синтез понятия более широкие, индукция и дедукция - методы используемые конкретно в познании. Возможно именно поэтому роль анализа и синтеза в научном познании и в мыслительной деятельности вообще, не вызывала среди ученых и философов таких споров и противоречий, как дискуссии о роли индуктивного и дедуктивного метода. 
 Анализ и синтез не просто дополняют друг друга, между ними есть более глубокая внутренняя связь, в основе которой лежит связь абстракций, что формирует, собственно, мышление. 
 Анализ и синтез как приемы научного мышления, применимые всегда и ко всему порождают в каждой области специальные методы, а индуктивный и дедуктивный методы используются уже избирательно. Анализ коррелирует с дедукцией, а синтез с индукцией. 
 Развитие учений об индукции привело к созданию индуктивной логики, гласящей, что истинность знания происходит из опыта. Развитие учений о дедукции привело к созданию достаточно прогрессивного гипотетико-дедуктивного метода - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В последствие противопоставление индуктивного метода дедуктивному, было преодолено и современное научное познание немыслимо без использования всех особенных методов. 
 Диалектический метод мышления в целом представляет собой правила анализирования и синтезирования сложных систем связей, являющиеся средством раскрытия необходимых внутренних связей органического целого со всей совокупностью его сторон с помощью индуктивного и дедуктивного методов.9 
 Заключение

  Итак, анализ - это мысленное либо реальное разложение объекта на составляющие его части ( свойства, признаки), а синтез- это объединение, познанных элементов в результате анализа в единое целое. 
 Анализ и синтез, более широкие методы, используемые конкретно в познании. Возможно именно поэтому роль анализа и синтеза в научном познании и в мыслительной деятельности вообще, не вызывала среди ученых и философов таких споров и противоречий, как дискуссии о роли индуктивного и дедуктивного метода.  
 Анализ и синтез не просто дополняют друг друга, между ними есть более глубокая внутренняя связь, в основе которой лежит связь абстракций, что формирует, собственно, мышление. Анализ и синтез как приемы научного мышления, применимые всегда и ко всему порождают в каждой области специальные методы. Впервые теория дедукции была обстоятельно разработана Аристотелем. Он выяснил требования, которым должны отвечать отдельные мысли, входящие в состав дедуктивного умозаключения, определил значение терминов и раскрыл правила некоторых видов дедуктивных умозаключений. Положительной стороной аристотелевского учения о дедукции является то, что в нем отобразились реальные закономерности объективного мира.  
 Особенности индукции четче обнаруживаются при ее сравнении с дедукцией. Они проявляются в логическом ходе заключения и в характере вывода. Так, в дедукции заключают от признаков рода к признакам вида и отдельных предметов этого рода (на основе объемных отношений между терминами); в индуктивном умозаключении - от признаков отдельных предметов к признакам всего рода или класса предметов (к объему этого признака). Отсюда вытекает ряд частных различий между индуктивными и дедуктивными умозаключениями: 
1) индуктивный вывод строится на множестве посылок;  
2) заключение возможно при всех отрицательных посылках;  
3) все посылки индуктивного умозаключения - единичные или частные суждения.  
   В дедукции истинные посылки приводят к достоверным выводам; в индуктивном умозаключении даже из верных посылок вывод получается вероятностный, ибо истинность частного не определяет однозначно истинности общего. Дальнейшее исследование предметов (явлений) может нарушить общее значение прежних индуктивных выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1. А.П. Садохин. Концепции современного естествознания: учебник, второе издание, переработанное и дополненное. – “Юнити”, 2006 г. 
2. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Основные концепции современного естество-знания: Учеб. пособие. М.: Аспект пресс, 2000 г. 
3. В.П. Бондарев. Концепции современного естествознания. – Москва 2003 г. 
4. Л. А. Михайлов. Учебник для вузов Концепции современного естествознания: Издательство: Питер, 2008 г. 
5. В.М. Найдыш Концепции современного естествознания Издательство Альфа-М, 2004 г.

1 А.П. Садохин. Концепции современного естествознания: учебник, второе издание, переработанное и дополненное. – “Юнити”, 2006

2 Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Основные концепции современного естество-знания: Учеб. пособие. М.: Аспект пресс, 2000 г.

3 В.П. Бондарев. Концепции современного естествознания. – Москва 2003

4 А.П. Садохин. Концепции современного естествознания: учебник, второе издание, переработанное и дополненное. – “Юнити”, 2006 г.

5 Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Основные концепции современного естество-знания: Учеб. пособие. М.: Аспект пресс, 2000 г.

6 В.П. Бондарев. Концепции современного естествознания. – Москва 2003 г.

7 В.М. Найдыш Концепции современного естествознания Издательство Альфа-М, 2004 г.

8 Л. А. Михайлов. Учебник для вузов Концепции современного естествознания: Издательство: Питер, 2008 г. 

9 В.М. Найдыш Концепции современного естествознания Издательство Альфа-М, 2004 г.

 


Информация о работе Дедукция и индукция, анализ и синтез в научном познании