Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:57, контрольная работа
Тема данной работы является актуальной, так как наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука возникает уже в античности. В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин наука применим только к системе мировоззрения и познания сложившейся в Европе Нового времени.
Начиная с конца XVIII в., происходит ускоренный процесс воз¬никновения все новых и новых научных дисциплин, сопровождающихся процессами дифференциации, интеграции и математизации.
Дифференциация способствует значительному возрастанию точности и глубины знаний об узкой области явлений и процессов, но одновременно приводит к ослаблению связей между отдельными научными дисциплинами и постепенной утрате взаимопонимания между учеными. В связи с этим возникает необходимость противопоставить тен¬денции к дифференциации науки такие методы исследования, кото¬рые могли бы противостоять отрицательным последствиям . Такие новые подходы и методы исследования, которые приня¬то называть интегративными, охватывают более обширные области исследования, чем отдельные научные дисциплины. Важную роль в процессе интеграции играет применение мето¬дов одной науки в другой. Это еще раз доказывает актуальность выбранной темы.
Главная цель контрольной работы это изучение дифференциации, интеграции и математизации в развитии науки.
Задачами данной работы являются:
- анализ процесса дифференциации в развитии науки;
- анализ процесса интеграции в развитии науки;
- взаимосвязь интеграции и дифференциации в развитии науки;
- изучение процессов математизации науки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ 4
2. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ 5
3. ПРОЦЕССЫ МАТЕМАТИЗАЦИИ НАУКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы является актуальной, так как наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука возникает уже в античности. В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин наука применим только к системе мировоззрения и познания сложившейся в Европе Нового времени.
Начиная с конца XVIII в., происходит ускоренный процесс возникновения все новых и новых научных дисциплин, сопровождающихся процессами дифференциации, интеграции и математизации.
Дифференциация способствует значительному возрастанию точности и глубины знаний об узкой области явлений и процессов, но одновременно приводит к ослаблению связей между отдельными научными дисциплинами и постепенной утрате взаимопонимания между учеными. В связи с этим возникает необходимость противопоставить тенденции к дифференциации науки такие методы исследования, которые могли бы противостоять отрицательным последствиям . Такие новые подходы и методы исследования, которые принято называть интегративными, охватывают более обширные области исследования, чем отдельные научные дисциплины. Важную роль в процессе интеграции играет применение методов одной науки в другой. Это еще раз доказывает актуальность выбранной темы.
Главная цель контрольной работы это изучение дифференциации, интеграции и математизации в развитии науки.
Задачами данной работы являются:
- анализ процесса дифференциации в развитии науки;
- анализ процесса интеграции в развитии науки;
- взаимосвязь интеграции и дифференциации в развитии науки;
- изучение
процессов математизации науки.
Процесс дифференциации наук начал усиленно развиваться в период второй глобальной революции в естествознании, которая привела к дисциплинарному построению научного знания. Начиная с конца XVIII в., и до второй половины XIX в. происходило формирование основных наук, изучающих природу. Каждая из этих наук точно определила свой предмет и стала скрупулезно его исследовать своими специфическими методами. Например, в этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных "ствола" - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения. В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, "стыковых" наук.
Возникновение новых научных дисциплин продолжалось и в дальнейшем, причем возрастающими темпами. С прогрессом науки процесс дифференциации научного знания усиливался: наряду с появлением новых дисциплин происходило превращение частей и разделов прежних наук в самостоятельные дисциплины.
Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой - биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении. "Область ведения" биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.
Дифференциация
наук является закономерным следствием
быстрого увеличения и усложнения знаний.
Она неизбежно ведет к специализации и
разделению научного труда. Последние
имеют как позитивные стороны (возможность
углубленного изучения явлений, повышение
производительности труда ученых), так
и отрицательные (особенно "потеря связи
целого", сужение кругозора - иногда
до "профессионального кретинизма").
Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн
отмечал, что в ходе развития науки деятельность
отдельных исследователей неизбежно стягивается
ко все более ограниченному участку всеобщего
знания. Эта специализация, что еще хуже,
приводит к тому, что единое общее понимание
всей науки, без чего истинная глубина
исследовательского духа обязательно
уменьшается, все с большим трудом поспевает
за развитием науки...; она угрожает отнять
у исследователя широкую перспективу,
принижая его до уровня ремесленника
Начиная с конца XVIII в., происходит ускоренный процесс возникновения все новых и новых научных дисциплин и их ответвлений. Все это свидетельствовало о возрастании тенденции к дифференциации научного знания.
Одновременно
с процессом дифференциации
Тенденцию "смыкания
наук", ставшей закономерностью
современного этапа их развития и
проявлением парадигмы
Таким
образом, развитие науки
В современной
науке получает все большее распространение
объединение наук для разрешения
крупных задач и глобальных проблем,
выдвигаемых практическими
Важной закономерностью процессов развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
В настоящее время насчитывается не менее 15 тыс. различных научных дисциплин. Такое усложнение структуры научного знания имеет несколько причин, во-первых, в основе всей современной науки лежит аналитический подход к действительности, то есть основной прием познания это расчленение изучаемого явления на простейшие составляющие. Этот методологический прием ориентировал исследователей на подробную детализацию изучаемой действительности. Во-вторых за последние 300 лет резко возросло число объектов доступных для научного изучения, существование универсальных гениев, которые могли охватить все многообразие научного знания стало сейчас физически невозможным, человек способен познать лишь незначительную часть того что известно человечеству. Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил за счет отграничения предмета каждой из них от предметов других наук. Стержнем того или иного предмета исследования являются объективные законы действительности.
Подобная
специализация полезна и
Термин интеграция (от лат. восстановление, восполнение), как правило используется для обозначения объединения каких-то частей в единое целое, при этом подразумевается так же преодоление дезинтегрирующих факторов ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту самостоятельности элементов или частей, что должно повысить степень упорядоченности и организованности системы. сейчас этот термин уже утвердился в качестве общенаучного понятия: некоторые исследователи даже предлагают рассматривать его как философскую категорию. В основе решения проблемы интеграции научного знания лежит философский принцип единства мира. Поскольку мир един его адекватное отражение должно представлять единство; системный целостный характер природы обуславливает целостность естественнонаучного знания, в природе нет абсолютных разграничительных линий. А есть только относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга и составляющие звенья единой цепи движения и развития, по этому науки изучающие их могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью.
- в организации исследований на стыке наук. Результатом являются «пограничные» науки, но такая интеграция возможна только между смежными дисциплинами;
- в разработке междисциплинарных научных методов, которые могут применяться в различных науках (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент, еще боле широкую интеграцию позволяет осуществлять применение математического метода);
- в поиске объединительных теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (единая теория поля, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике химии и т.д.);
- разработка теорий выполняющих общеметодологические функции в естествознании. В результате возникаю синтезирующие дисциплины объединяющие ряд далеко отстоящих друг от друга наук. (кибернетика, синергетика);
- изменении самого принципа выделения научных дисциплин. Появился новый тип проблемных наук, они по большей части становятся комплексными, привлекающими для решения одной проблемы сразу несколько дисциплин (онкология и пр.).
В настоящее
время можно проследить в науке
одновременно и процессы дифференциации
и процессы интеграции, но последние
судя по всему пересиливают, интеграция
стала ведущей закономерностью развития
научного прогресса. К настоящему времени
в науке действует множество интегрирующих
факторов, которые позволяют утверждать,
что она стала целостным системным образованием,
в этом отношении наука вышла из кризиса,
и проблема состоит теперь в достижении
еще большей организованности и упорядоченности.
В современных условиях дифференциация
наук уже не приводит к дальнейшему разобщению,
а наоборот к их взаимному цементированию.
Однако разобщение еще далеко не преодоленно,
а на отдельных участках оно даже усиливается.
При этом следует учитывать что интеграция
и дифференциация не взаимоисключающие,
а взаимодополняющие процессы.
Математика является одной из древнейших наук. Само слово “математика” имеет древнегреческие корни и означает “наука” или “знание”. Сейчас предмет изучения математики настолько огромен и разнообразен, что довольно трудно дать определение математики, как науки, занимающейся тем-то и тем-то.
Роль математики в развитии познания была осознана довольно давно. Уже в античности была создана геометрия Евклида, сформулирована теорема Пифагора и т.п. А Платон у входа в свою знаменитую Академию начертал девиз: "Негеометр - да не войдет". В Новое время один из основателей экспериментального естествознания Г. Галилей говорил о том, что тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. И. Кант считал, что в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько в ней имеется математики. Иначе говоря, учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нем математика. История познания и его современный уровень служат убедительным подтверждением "непостижимой эффективности" математики, которая стала действенным инструментом познания мира. Она была и остается превосходным методом исследования многообразных явлений, вплоть до самых сложных - социальных, духовных. Сегодня становится все более очевидным, что математика - не "свободный экскурс в пустоту", что она работает не в "чистом эфире человеческого разума", а руководствуется в конечном счете данными чувственного опыта и эксперимента, служит для того, чтобы многое сообщать об объектах окружающего мира.
Информация о работе Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки