Естественнонаучный и гуманитарный стили мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Гуманитаризация научно-технической деятельности и связанного с нею образования – процесс, который достаточно интенсивно формировался в течение последних, примерно, четырех десятилетий, хотя отдельные его предпосылки начали складываться значительно раньше. В настоящее время этот процесс достиг того уровня развития, когда в нём проявились две существенные черты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие стиля мышления………………………………………………… 4
Естественнонаучный и гуманитарный стили мышления ……………… 7
Заключение………………………………………………………………...…12
Литература……………………………………………………………...….…13

Файлы: 1 файл

Реферат по естествознанию.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

Преподавание гуманитарных дисциплин должно вестись не только на научных основах, поскольку главной, родовой чертой науки есть ее объективность, т.е. нивелирование всего человеческого  из сферы познания: вкусов, эмоций, пристрастий, склонностей и т.п. Гуманитарное же образование должно быть обращено именно к человеческой душе, которую, кстати, позитивная наука не признает. Цель гуманитарного образования  – усвоение человеком ценностей  культуры, а поэтому оно должно быть культуроцентричным, а не сциентистским. Усвоение человеком культурных ценностей  означает не просто информационную осведомленность, а восприятие их как своих собственных, за которые можно и даже иногда нужно жертвовать собственной жизнью, что и означает формирование мировоззрения. Такой подход требует изменения форм гуманитарного образования. Воспитание патриотизма, нравственности, чувства красоты и добра требуют от субъекта сопереживания, сопричастности к тому, что «изучается». Можно выучить всю химию, физику, математику. Целью такого изучения есть усвоение знаний и формирование умений и навыков для практического их использования. Но нельзя «выучить» литературу, философию, искусство. Ибо «изучение» в области гуманитарного образования имеет своей главной целью не просто усвоение информации (где, кто, что, когда), а формирование культуры восприятия новой информации (научной, политической, эстетической, бытовой и т.п.) и выработку ценностей зрелой личности, что в целом должно помогать человеку ответить на вопрос – «Как Жить?». То есть, по форме гуманитарное образование должно быть в определенной мере игровым, но игрой в смысложизненном аспекте.

Таким образом, основывая  гуманитарное образование на научном  фундаменте, мы остаемся, по крайней  мере, на месте; это вчерашний день образования, его просветительская парадигма. Выбрасывая религию из гуманитарного  образования, мы отрицаем само гуманитарное образование, поскольку исторически  культура развивалась часто в  религиозной оболочке; религия зачастую была частью культуры, ее системосозидающим  фактором, хранительницей норм, идеалов, ценностей, определяла цели существования  Человека и Культуры.

Уклон европейской культуры к позитивной науке привел к сциентизму и технократизму, а в жизни  – к экологическому кризису и  роботизации человека. Гуманитарное не отрицает научное. Они должны гармонично дополнять друг друга: рациональное и иррациональное, рациональное и  эмоциональное, объективное и субъективное, однозначное и многозначное (плюралистичное, многовариантное, многофакторное и  т.д.) Формула культуры: Культура = Истина + Добро + Красота, поэтому ни одна культура не должна отдавать предпочтение какой-то одной составляющей, как это сделала европейская культура (Истина через Разум, хотя к истине ведут также Добро и Красота).

Из выше изложенного следует, что порознь как гуманитарная так и естественно-техническая  культура не обладают полнотой, ибо  это разошедшиеся в последние  столетия части единой культуры общества. Нельзя выдавать какую-то часть культуры за целостность, а также ошибочно ставить какую-то часть единого  тела культуры выше или ниже другой. Гуманитарная и естественно-техническая  культуры в отрыве друг от друга, при  отсутствии взаимосвязи, не могут претендовать на гегемонию. Каждая из них обладает своими достоинствами и своими недостатками.

Культура – есть совокупность духовных ценностей, передаваемых от поколения  к поколению по каналам социальной информации и способствующих сохранению общества. Важнейшими культурными ценностями есть способность к сознанию, языку, поиску Истины, сотворению Добра, восприятию Красоты, к духовно-практической деятельности, социально и научно-техническом творчеству.

Ясно, что гуманитарная культура является лишь частью этой целокупности. Гуманитарная культура есть культивирование  таких ценностей, которые ориентированы  на развитие и саморазвитие субъекта, т.е. самого человека. Это способность  к саморазвитию, самообретению, к  самосовершенствованию человека путем  формирования гражданских качеств, нравственных оценок, правовых норм, эстетических вкусов, интеллектуальных и познавательных способностей. В конечном счете, это  формирование человека-творца, обладающего  сложившимся мировоззрением и создающего материальные и духовные ценности, а значит способствующего социальному  прогрессу.

Естественно-техническая  культура имеет противоположный  вектор. Если гуманитарная культура как  бы обращена во внутрь, на развитие субъекта, на формирование человеческого в  человеке, на совершенствование межчеловеческих  отношении, на гуманизацию всей социальной среды, то естетвенно-техническая культура обращена во вне – на познание и  преобразование объекта, т.е. природной  Среды, на превращение объектов природы, а именно вещества и энергии в  объекты человеческих потребностей. Естественно-техническая культура есть совокупность знании и умении, методов и приемов, теоретических  принципов и эмпирических процедур, формирующих дискурсивный стиль  мышления и способствующих получению  истинной информации об объекте, т.е. о  Природе в широком смысле этого  слова. Признаками такой культуры являются владение математическим аппаратом, строгость  построения знаний, точный расчет, наличие  логически выведенных посылок, оперирование идеализированными объектами, ориентация на формализованные языки. Платой за эти необходимые в исследовании объекта качества являются рассудочность, пренебрежение нравственными, эстетическими, религиозными и вообще всякими духовными  ценностями; агрессивное отношение  к гуманитарным дисциплинам, как  якобы неточным и неполноценным; стремление к покорению природы  в ущерб человеческому существованию.

Главными средствами естественно-технической  культуры являются науки о природе  и техникознание. Наука – есть сфера человеческой деятельности, имеющая  целью выработку теоретических  знаний об объективной реальности, которая может быть опредмечена  в новой технике и технологии. Техника – совокупность искусственных  органов (инструментов, механизмов, автоматов  и т.д.), позволяющих материализовать  мускульные, транспортные контрольно-управляющие  интеллектуальные функции человека путем познания и использования  закономерностей природы и возможностей самого человека. Завышенные оценки роли науки в личной и общественной жизни порождают технократическое мировоззрение, то есть своеобразный культ техники, религию машины, согласно которой целью и смыслом человеческой истории является технический прогресс.

Если гуманитарная наука  страдает дефицитом объективных  оценок, а то и пренебрежением к  символическому языку и современной  машинной технологии, то естественно-научная  и техническая культура низводит человека до объекта и пренебрегает душевной стихией и мировоззренческим  миром человека, смыслом его бытия. Ясно, что нормальное функционирование культуры общества требует гармоничного сочетания в ней объективного и субъективного моментов, то есть единства гуманитарного и естественно-технического компонентов, тем более что этот разрыв и последующее противостояние были вызваны рожденной в XVII...XVIII в.в. техногенной цивилизацией, тупики которой стали очевидными к концу  нынешнего столетия. Осознание их и явилось объективной причиной возросшего интереса к гуманизации  технического прогресса, инженерной деятельности, инженерного образования, к глобальным проблемам современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что под стилем мышления понимают довольно устойчивую совокупность наиболее характерных образцов мышления (исходных позиций, логики, приёмов исследования и объяснения, критериев истинности, методов познания), определяющих реакцию человека на внешние условия, восприятие окружающего мира, других людей и самого себя, а также отношение к ним.

Значение стиля мышления в жизни человека, его профессиональной деятельности трудно переоценить. Именно от стиля мышления зависит адекватная оценка реальной действительности и  своих возможностей, правильность определения  своего места в мире, отношение  к окружающим.

Принято различать гуманитарный и естественнонаучный стили мышления. Хотя они пульсируют в рамках единой культуры и не могут быть абсолютно противоположны, но, тем не менее, принципиальное различие между ними очевидно. Это несходство проистекает из различия между науками о природе и науками о человеке. Объектом естественных наук является природа, а целью – получение объективного знания, которое может быть в дальнейшем материализовано в новой технике и технологии. Объектом же гуманитарных наук является сам человек во всей его сложности, а целью – созидание культурных ценностей, новых целей и смыслов человеческого существования.

Основывая гуманитарное образование на научном фундаменте, мы остаемся, по крайней мере, на месте; это вчерашний день образования, его просветительская парадигма. Выбрасывая религию из гуманитарного образования, мы отрицаем само гуманитарное образование, поскольку исторически культура развивалась часто в религиозной оболочке; религия зачастую была частью культуры, ее системосозидающим фактором, хранительницей норм, идеалов, ценностей, определяла цели существования Человека и Культуры. Порознь как гуманитарная так и естественно-техническая культура не обладают полнотой, ибо это разошедшиеся в последние столетия части единой культуры общества. Нельзя выдавать какую-то часть культуры за целостность, а также ошибочно ставить какую-то часть единого тела культуры выше или ниже другой. Гуманитарная и естественно-техническая культуры в отрыве друг от друга, при отсутствии взаимосвязи, не могут претендовать на гегемонию. Каждая из них обладает своими достоинствами и своими недостатками.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Основы современного естествознания/ В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев. – М.: Высш. шк., 1999.-248 с.
  2. Концепции современного естествознания/ А.А. Горелов. – М.: Центр, 2000. – 271 с.
  3. Ополев В.Т. Специализированное мышление: рациональность, рефлексия, творчество // Образование и культура. Ежегодник. 1994год. – Новосибирск, 1994. – с. 38-54.
  4. Концепции современного естествознания/ Е.Ф. Солопов – М.: Владос, 1998. – 348 с.
  5. Основы современного естествознания/ Г.И. Касперович. – Мн.: ТетраСистемс, 2009.-267 с.

 

 

 


Информация о работе Естественнонаучный и гуманитарный стили мышления