Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:21, реферат
Человек издревле задавался вопросом о том, как скажется на планете перенаселение её людьми. Отголоски этих размышлений встречаются уже в древнейших культурах. Например, в индийском эпосе есть легенда о том, как однажды Земля пожаловалась верховному богу на то, что она изнемогает от тяжести, и попросила уменьшить число людей. Тогда волей богов была создана смерть, в образе женщины в красных одеждах, слёзы которой – болезни, уносящие людей, когда придёт их срок. В Ветхом завете упоминается Всемирный потоп, правда его главной причиной называется не перенаселение Земли, а грехи человечества.
Введение………………………………………………………………………...3
1. История евгеники……………………………………………………………4
2. Проблема численности людей и варианты её решения…………………...9
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………………...16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»
Трифонова Анастасия Юрьевна
Евгеника и проблема численности людей.
Реферат по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
студентки факультета филологии и медиакоммуникаций (гр. ЯЖБ-105-О)
очной формы обучения
Физический факультет
Кафедра прикладной и
медицинской физики
11 мая 2012г
ОМСК
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История евгеники…………………………………………………………
2. Проблема численности
людей и варианты её решения………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...16
Введение
Человек издревле задавался вопросом о том, как скажется на планете перенаселение её людьми. Отголоски этих размышлений встречаются уже в древнейших культурах. Например, в индийском эпосе есть легенда о том, как однажды Земля пожаловалась верховному богу на то, что она изнемогает от тяжести, и попросила уменьшить число людей. Тогда волей богов была создана смерть, в образе женщины в красных одеждах, слёзы которой – болезни, уносящие людей, когда придёт их срок. В Ветхом завете упоминается Всемирный потоп, правда его главной причиной называется не перенаселение Земли, а грехи человечества.
В настоящее время земная цивилизация стоит перед большим количеством глобальных проблем, среди которых предотвращение войн в любой форме, чрезмерное загрязнение окружающей среды, проблема «Север – Юг», терроризм, неизлечимые на данном этапе развития медицины заболевания.
Особняком на этом фоне стоит проблема демографическая, т.е. перенаселение Земли. В конце 2011 года человечество перешагнуло семимиллиардный рубеж. Современные учёные сходятся на том, что 10 млрд человек – критическая численность для планеты. Её превышение неминуемо приведёт к нехватке элементарных благ, и, как следствие, к мировым войнам.
Цель реферата: доказать возможность решения проблемы перенаселения Земли.
Задачи реферата:
- рассмотреть несостоятельность
евгенических методов решения
проблемы перенаселения
- изучить теории Т.Мальтуса и Т.Миллера, посвящённые регулированию народонаселения;
- проанализировать перспективы
человечества на ближайшее
Термин "евгеника" был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Ф. Гальтоном. Вот какое определение он тогда дал: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений". И при этом он добавил, что на первой стадии, относящиеся сюда вопросы будут подвергаться чисто научной разработке, причем дело не пойдет дальше пропаганды евгенических идей. На второй стадии уже можно будет принять ряд мероприятий практического характера и издать соответствующие законы. Наконец, на третьей стадии такие законы станут ненужными, потому что все люди осознают необходимость правил евгеники.
Интерес к евгенике резко возрос в первой четверти текущего столетия. Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов, зародившаяся после вторичного открытия законов Г. Менделя в 1900 году, быстро накапливала данные о том, что законы расщепления наследственных признаков при скрещивании, установленные Менделем, одинаковы для всех разнообразных, изучавшихся в опытах растений и животных.
На первых порах к евгенике сочувственно отнеслись передовые ученые разных стран, в том числе и отечественные. Так, К.А. Тимирязев в своей статье, напечатанной в 1911 году, без какой-либо критики приводит определение Ф. Гальтона и пишет, что важной задачей первой, академической стадии развития евгеники, предлагаемой Гальтоном, должно быть создание в университетах особых лабораторий "по изучению биологических, медицинских и статистических методов" для разработки евгенических проблем. При этом он подчеркивает, что важнейшая из них - проблема относительной роли наследственности и воспитания в формировании признаков человека. Гораздо осторожнее К.А. Тимирязев относится к намеченным Гальтоном второй и третьей стадиям развития евгеники. В конце своей статьи он пишет: "Таковы задачи академической стадии. Каковы же будут ее практические выводы, а, тем более, каковы будут нравственные принципы ...еще преждевременно гадать".
В 1920 году в Москве в
Институте экспериментальной
В ту пору деятельность евгенических опорных пунктов в Советском Союзе была направлена, главным образом, на получение сведений о наследственности человека путем собирания родословных выдающихся писателей, артистов, ученых. При этом Н.К. Кольцов и его коллеги, в противоположность некоторым тогдашним зарубежным генетикам, пренебрегавшим ролью факторов внешней среды в развитии человека, подчеркивали значение этих факторов. К концу 20-х годов евгеническое движение в СССР пошло на убыль и постепенно совсем сошло на нет. Прекратили существование Русское евгеническое общество и его филиалы, Русский евгенический журнал, закрылись евгенические лаборатории. Такой же отход от евгеники произошел и во взглядах наиболее прогрессивных зарубежных ученых, прежде увлекавшихся евгеникой, а теперь в ней разочаровавшихся. Это было вызвано двумя причинами.
Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов стали быстро развиваться научные работы по генетике человека, в частности, по ее важнейшему разделу - медицинской генетике. В научной литературе начали появляться сообщения о точечном характере наследования различных моногенных (вызываемых мутацией лишь одного гена) врожденных уродств и других врожденных патологий человека. Эти работы показали несостоятельность приемов изучения наследственности, которыми пользовались основоположники евгеники - Гальтон и его ближайшие последователи (лаборатория Пирсона); ведь все они еще не знали законов наследственности, установленных позже.
Еще серьезнее оказалась другая причина. В ряде стран, в первую очередь в США и Германии, самые реакционные представители правящих кругов добились принятия ряда антигуманных законов (о которых речь пойдет ниже), объявленных их авторами основанными на "научных евгенических положениях". Для создания благоприятного общественного мнения в "классическую" гальтоновскую евгенику были встроены две лженаучные концепции.
Во-первых, утверждалось, будто бы наукой доказано, что среди многих рас, образующих человечество, существуют очень значительные различия не только во внешнем облике, но и во врожденных умственных и нравственных качествах.
Вторая псевдонаучная концепция, сводилась к следующему: уровень умственного развития, образ жизни и мышления, привычки и нормы поведения непосредственно передаются по наследству от родителей потомкам. Эта концепция была заимствована из выдвинутого в начале Х1Х века французским зоологом Ж.Б. Ламарком принципа "наследования приобретенных признаков", который он использовал применительно к животным и растениям в предложенной им еще до Дарвина эволюционной теории.
Начиная с конца прошлого столетия и на протяжении первых десятилетий текущего, евгенику, извращенную включением в нее лженаучных положений, стали пропагандировать господствующие реакционные слои общества ряда зарубежных стран, добиваясь принятия законов, якобы направленных на улучшение наследственных качеств населения. Узаконенные "евгенические" мероприятия были широко развернуты в США и Германии.
Первый закон о принудительной стерилизации был принят в США в 1907 в штате Индиана, а последний - в 1937, в штате Джорджия. За время их действия в стране, согласно статистическим данным, было насильно стерилизовано свыше 100 тыс. человек, в том числе много негров. В большинстве штатов стерилизации подлежали психически больные, осужденные за половые преступления; в некоторых, кроме того, - хронические алкоголики, эпилептики, проститутки, круглые сироты, бродяги. Никаких доказательств, что стерилизуемые - носители каких-то вредных генов, не было.
Евгенические программы в Германии начались с появления в конце ХIХ и начале ХХ столетия статей и книг по "расовой гигиене", восхвалявших "истинно германскую высшую расу" и призывавших оградить ее от загрязнения "низшими" расами. Это расистское движение резко усилилось с приходом Гитлера к власти в 1933 году и превратилось во всемерно поддерживаемую и развиваемую государством программу.
Эти и другие трагические факты сегодня широко известны. Но часто забывают, что речь шла о достижении целей, поставленных "негативной" евгеникой - "очищение" популяций человека от вредных наследственных задатков.
Какова же судьба "положительной" евгеники, цель которой - обогатить популяции человека ценными наследственными задатками? Нам известно только об одной практической попытке такого рода. Несколько лет тому назад в американской научной прессе появилось сообщение, что Роберт Грэхем (Калифорния) организовал банк для хранения замороженной спермы, полученной от нескольких лауреатов Нобелевской премии - представителей естественных наук. Предполагалось, что эта сперма будет использована для добровольного искусственного осеменения женщин, обладающих исключительными интеллектуальными способностями.
К "положительным" евгеническим мероприятиям в настоящее время можно отнести и пользующуюся большой популярностью среди биологов и некоторых врачей "генную терапию". Уже делались попытки ввести здоровый ген взамен испорченного мутацией гена, ответственного за ту или иную болезнь.
Итак, евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена. Нельзя, кроме того, забывать: евгеника, хотя и в извращенном виде, была использована, чтобы оправдать некоторые из наиболее страшных преступлений в истории человечества. Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед.
В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом - управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка - создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом.
2. Проблема численности людей и варианты её решения.
Впервые проблему на тот момент «возможного» перенаселения Земли поднял известный экономист Томас Роберт Мальтус. Главным постулатом своей теории Мальтус считал следующую закономерность: «население, если не мешать его свободному воспроизводству, удваивается каждые 25 лет, иначе говоря — в геометрической прогрессии. В то же время объемы ресурсов, необходимых для поддержания жизни, растут лишь в прогрессии арифметической». Мальтус считал, что изначально сама человеческая природа заставляет людей безоглядно плодить себе подобных.
Другим важнейшим принципом своей теории стала его знаменитая фраза: «Не производить на свет детей, которых они не будут в состоянии прокормить». Он считал, не надо помогать бедным слоям населения т.к. при улучшении жизни бедноты увеличивается её рождаемость, которая опять ведёт к бедности из-за слишком большого количества потребителей материальных средств и ресурсов.
Для урегулирования роста населения Мальтус предлагал два типа решений: первый – естественный, войны, эпидемии, голод и пр. Но так как было бы антигуманно увеличивать смертность для уменьшения популяции людей, он предложил искусственный способ сдерживания рождаемости через воздержание и даже аскетизм. При этом Мальтус никогда не питал иллюзий насчёт того, что человечеству когда-нибудь удастся сократить или хотя бы стабилизировать свою численность таким способом. Он наоборот предсказал, что грехи и пороки приведут человечество к полному вымиранию, и о стабилизации не будет идти и речи. Религиозные круги критиковали Мальтуса с другой стороны: Церковь считала, что любое искусственное ограничение рождаемости (контрацепция, аборты, стерилизация и пр.) есть суть вмешательство в дела Господа, но они, к сожалению, не вдавались в идеи священника Мальтуса, считавшего всё выше перечисленное тяжкими грехами, а принимали за правду более поздние изречения учеников Мальтуса.