Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:57, реферат
Понятие "картина мира" является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие "картина мира" отражает мир в
целом как единую систему, то есть "связное целое", познание которого предполагает "познание всей природы и истории..."
В основе построения научной картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире, является методологическим
инструментом, способом выражения целостности природы.
1.Введение.
Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания
всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. Сегодня
это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также и целое постижимо
лишь в органическом единстве с его частями, а часть может быть понята лишь в
рамках целого. И любой открытый нами "частный" закон - если он действительно
закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное проявление всеобщности.
Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без
познания единичного, как невозможна и наука, ограничивающая себя лишь
познанием особенного.
Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность существования мира,
представляющая собой
всех предметов и явлений и воплощающаяся в качестве научного отражения в
единстве и взаимосвязи наук. Она выражает внутреннее единство всех элементов
структуры и свойств любой целостной системы, а также бесконечное разнообразие
отношений данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями.
Без понимания принципа всеобщей связи не может быть истинного знания.
Осознание универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием входит
в науку, хотя уже более полувека назад в своих лекциях, читанных в Сорбонне,
В.И.Вернадский отмечал, что ни один живой организм в свободном состоянии на
Земле не находится, но неразрывно связан с материально энергетической средой.
"В нашем столетии биосфера
получает совершенно новое
выявляется как планетное
Естественнонаучное миропонимание (ЕНМП) - система знаний о
природе, образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения
естественнонаучных предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой
системы.
Понятие "картина мира" является одним из фундаментальных понятий философии и
естествознания и выражает общие научные представления об окружающей
действительности в их целостности. Понятие "картина мира" отражает мир в
целом как единую систему, то есть "связное целое", познание которого
предполагает "познание всей природы и истории..."
В основе построения научной картины мира лежит принцип единства природы и
принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в том, что знание
не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами
общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве
общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний,
реализованный в системности представлений о мире, является методологическим
инструментом, способом выражения целостности природы.
Система знаний в научной картине мира не строится как система равноправных
партнеров. В результате неравномерного развития отдельных отраслей знания
одна из них всегда выдвигается в качестве ведущей, стимулирующей развитие
других. В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной
являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической
насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти
обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология
сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску.
В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее
роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки"
в ее развитии... Это - стык биологии и наук о неживой природе, и стык
биологии и общественных наук...
Представляется, что с решением
вопроса о соотношении
биологического научная
знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений.
2. История развития взглядов на
пространство и время в
Даже в античном мире мыслители задумывались над природой и сущностью
пространства и времени. Так, одни из философов отрицали возможность
существования пустого пространства или, по их выражению, небытия. Это были
представители элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач и философ из
г. Акраганта, Эмпедокл, хотя и поддерживал учение о невозможности
пустоты, в отличие от элеатов утверждал реальность изменения и движения. Он
говорил, что рыба, например, передвигается в воде, а пустого пространства не
существует.
Некоторые философы, в том числе Демокрит, утверждали, что пустота
существует, как материи и атомы, и необходима для их перемещений и соединений.
В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и времени носило
преимущественно стихийный и противоречивый характер. И только в "Началах"
древнегреческого математика Евклида пространственные характеристики
объектов впервые обрели строгую математическую форму. В это время зарождаются
геометрические представления об однородном и бесконечном пространстве.
Геоцентрическая система К. Птолемея, изложенная им в труде "Альмагест",
господствовала в
универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а
пространство конечным, включающим в себя равномерное круговое движение
небесных тел вокруг неподвижной Земли.
Коренное изменение
гелиоцентрической системе мира, развитой Н. Коперником в работе "Об
обращениях небесных сфер". Принципиальное отличие этой системы мира от прежних
теорий состояло в том, что в ней концепция единого однородного пространства и
равномерности течения времени обрела реальный эмпирический базис.
Признав подвижность Земли, Коперник в своей теории отверг все ранее
существовавшие представления о ее уникальности, "единственности" центра
вращения во Вселенной. Тем самым теория Коперника не только изменила
существовавшую модель Вселенной, но и направила движение естественнонаучной
мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства.
Космологическая теория Д. Бруно связала воедино бесконечность Вселенной
и пространства. В своем произведении "О бесконечности, Вселенной и мирах" Бруно
писал: "Вселенная должна быть бесконечной
благодаря способности и
бесконечного пространства и благодаря возможности и сообразности бытия
бесчисленных миров, подобных этому...". Представляя Вселенную как "целое
бесконечное", как "единое, безмерное пространство", Бруно делает вывод и о
безграничности пространства, ибо оно "не имеет края, предела и поверхности".
Практическое обоснование
и в небесной механике Г. Галилея. В гелиоцентрической картине движения
планет Кеплер увидел действие единой физической силы. Он установил
универсальную зависимость между периодами обращения планет и средними
расстояниями их до Солнца, ввел представление об их эллиптических орбитах.
Концепция Кеплера способствовала развитию математического и физического учения
о пространстве.
Подлинная революция в механике связана с именем Г. Галилея. Он ввел в
механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений.
Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл открытый им
общий принцип классической механики — принцип относительности Галилея.
Согласно этому принципу все физические (механические) явления происходят
одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно и
прямолинейно с постоянной по величине и направлению скоростью. Такие системы
называются инерциальными. Математические преобразования Галилея отражают
движение в двух инерциальных системах, движущихся с относительно малой
скоростью (меньшей, чем скорость света в вакууме). Они устанавливают
инвариантность (неизменность) в системах длины, времени и ускорения.
Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени связано с
рационалистической физикой Р. Декарта, который создал первую
универсальную физико-космологическую картину мира. В основу ее Декарт положил
идею о том, что все явления
природы объясняются
элементарных материальных частиц. Взаимодействием элементарных частиц Декарт
пытался объяснить все наблюдаемые физические явления: теплоту, свет,
электричество, магнетизм. Само же взаимодействие он представлял в виде
давления или удара при соприкосновении частиц друг с другом и ввел таким
образом в физику идею близкодействия.
Декарт обосновывал единство физики и геометрии. Он ввел координатную систему
(названную впоследствии его
именем), в которой время
из пространственных осей. Тезис о единстве физики и геометрии привел его к
отождествлению материальности и протяженности. Исходя из этого тезиса он
отрицал пустое пространство и отождествил пространство с протяженностью.
Декарт развил также представление о соотношении длительности и времени.
Длительность, по его мнению, "соприсуща материальному миру. Время же —
соприсуще человеку и потому является модулем мышления". "... Время, которое
мы отличаем от длительности, — пишет Декарт в "Началах философии", — есть
лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим... ".
Таким образом, развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский
период способствовало созданию концептуальной основы изучения физического
пространства и времени. Эти представления подготовили математическое и
экспериментальное обоснование свойств пространства и времени в рамках
классической механики.
Новая физическая гравитационная картина мира, опирающаяся на строгие
математические обоснования, представлена в классической механике И.
Ньютона. Ее вершиной стала теория тяготения, провозгласившая универсальный
закон природы — закон всемирного тяготения. Согласно этому закону сила
тяготения универсальна и проявляется между любыми материальными телами
независимо от их конкретных свойств. Она всегда пропорциональна произведению
масс тел и обратно
Распространив на всю Вселенную закон тяготения, Ньютон рассмотрел и возможную
ее структуру. Он пришел к выводу, что Вселенная является не конечной, а
бесконечной. Лишь в этом случае в ней может существовать множество
космических объектов — центров гравитации. Так, в рамках ньютоновской
гравитационной модели Вселенной утверждается представление о бесконечном
пространстве, в котором находятся космические объекты, связанные между собой
силой тяготения.
В 1687 г. вышел основополагающий труд Ньютона "Математические начала
натуральной философии". Этот труд более чем на два столетия определил
развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы
основные законы движения и дано
определение понятий
места и движения.
Раскрывая сущность времени и пространства, Ньютон характеризует их как
"вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в
смысле порядка
положения".
Он предлагает различать два типа понятий пространства и времени: абсолютные
(истинные, математические)
и относительные (кажущиеся,
следующую типологическую характеристику:
- Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей
сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и
иначе называется длительностью.
- Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или
изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности,
употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени,
как-то: час, день, месяц, год.
- Абсолютное пространство по своей сущности, безотносительно к чему бы
то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.
Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная подвижная
часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно
некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство
неподвижное.
Из определений Ньютона
относительного пространства и времени связано со спецификой теоретического и
эмпирического уровней их познания. На теоретическом уровне классической
механики представления об абсолютном пространстве и времени играли
существенную роль во всей причинной структуре описания мира. Оно выступало в
качестве универсальной
классической механики справедливы в инерциальных системах отсчета. На