Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:57, реферат
Понятие "картина мира" является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие "картина мира" отражает мир в
целом как единую систему, то есть "связное целое", познание которого предполагает "познание всей природы и истории..."
В основе построения научной картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире, является методологическим
инструментом, способом выражения целостности природы.
цивилизации.
Один из старинных девизов гласит: “знание есть сила” Наука делает человека
могущественным перед силами природы. С помощью естествознания человек
осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное
производство, совершенствует общественные отношения. Только благодаря знанию
законов природы человек может изменить и приспособить природные вещи и
процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребности.
Естествознание - и продукт цивилизации и условие ее развития. С помощью науки
человек развивает материальное производство, совершенствует общественные
отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело.
Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и
благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.
Естествознание – один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как
важнейший фактор материального производства естествознание выступает мощной
революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними
технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно
неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями
были, например, открытия в ХVII в. законов механики, позволившие создать всю
машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и
создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в
ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним - открытие средств высвобождения
ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы
наследственности (структуры ДНК)
и открывшиеся вслед
инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной
материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных
теорий, научно-конструкторских
др.
В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение,
но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только
блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на
атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний
ядерного оружия, “озонная дыра” над планетой, резкое сокращение видов
растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди склонны
объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в
чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие
общественные и
Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за
судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее
отношении к человеку, перспективам его развития никогда так остро не
обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса
цивилизации. Старая проблема гуманистического содержания познавательной
деятельности приобрела новое конкретно-историческое выражение: может ли
человек (и если может, то в какой степени) рассчитывать на науку в решении
глобальных проблем
избавлении от того зла, которое несет в себе современная цивилизация
технологизацией образа жизни людей?