Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:02, реферат
Не претендуя на строгость, можно заметить, что из мыслей и слов вырастают идеи, теории, системы мыслительных процедур, формируется наука. Затем вступают в действие принципы дифференциации знаний. Чтобы быть эффективной, наука становится специальной. В свою очередь, дифференциация неизбежно порождает интегративные процессы, взаимодействие которых определяет универсальную особенность саморазвития человечества, его познавательной активности. А это уже область конкретных наук, которая к моей работе отношения не имеет также как не имеет ничего общего с периодизацией наук.
1.1 Введение
2.1 История развития концепций современного естествознания
2.2 Древний период
2.3 Постнеклассический период
2.4 Современный период
3.1 Логика развития естествознания
3.2 Научный метод
3.3 Особенности научного метода
3.4 Структура научного познания
3.5 Границы научного метода
4.1 Закономерности развития науки
5.1 Библейские представления и развитие естествознания
6.1 Заключение
7.1 Список использованной литературы
Критерии и нормы научности
Возникает вопрос: можно
ли чётко отграничить
Для этих целей разными
направлениями методологии
Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты в состоянии истолковать в свою пользу - идеология, религия, астрология и т.п. В таких случаях полезно прибегнуть ещё к одному принципу разграничения науки и ненауки, предложенному крупнейшим философом ХХ в. К. Поппером, - принципу фальсификации. Он гласит: критерием научного статуса теории является её фальсифицируемость или опровержимость.
Сами работающие в науке учёные считают вопрос о разграничении науки и ненауки не слишком сложным. Дело в том, что они интуитивно чувствуют подлинно и псевдонаучный характер знания, так как ориентируются на определённые нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы. В этих идеалах нормах науки выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, но всё же во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформированного ещё в Древней Греции. Его принято называть рациональным. Этот стиль мышления основан по сути на двух фундаментальных идеях:
· природной упорядоченности,
· формального доказательства как главного средства обоснованности знания.
В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:
· универсальность,
· согласованность или
· простота;
· объяснительный потенциал;
· наличие предсказательной силы.
3.5 Границы научного метода
Достижения научного
метода огромны и неоспоримы. С
его помощью человечество не без
комфорта обустроилось на всей планете,
поставило на себе на службу энергию
воды, пара, электричества, атома, начало
осваивать околоземное
Если наука и дальше будет
развиваться с таким
Сегодня общество смотрит на науку куда более трезво. Оно начинает постепенно осознавать, что у научного подхода есть свои издержки, область действия и границы применимости. В методологии науки вопрос о границах научного метода дебатируется по крайней мере со времён И. Канта. То, что развитие науки непрерывно наталкивается на всевозможные преграды и границы, - естественно. На то и разрабатываются научные методы, чтобы их преодолевать. Но, к сожалению, некоторые из этих границ пришлось признать фундаментальными. Преодолеть их, вероятно, не удастся никогда.
Одну из таких границ очерчивает наш опыт (во всех возможных формах). А опыт наш, хотя и велик, но неизбежно ограничен.
Другой пограничный барьер на пути
к всемогуществу науки возвела
Другую пограничную полосу наука соорудила себе сама. Мы привыкли к выражениям типа: “ наука расширяет горизонты”. Это, конечно, верно. Но не менее верно и обратное утверждение: наука не только расширяет, но и значительно сужает горизонты человеческого воображения. Любая теория, разрешающая одни явления, как правило, запрещает другие.
И наконец, ещё одно значимое ограничение потенциала научного метода связано с его инструментальной по сути природой. Научный метод – инструмент в руках человека, обладающего свободой воли. Он может подсказать человеку, как добиться того или иного результата, но он ничего не может сказать о том, что надо человеку делать. Наука - это рассказ о том, что в этом мире есть и что в принципе может быть. О том же, что “ должно быть” в социальном, конечно, мире – она молчит. Это уже предмет выбора человека, который он должен сделать сам. “Научных рекомендаций” здесь быть не может.
4.1 Логика и закономерности развития науки
Две с половиной тысячи лет истории науки не оставляют сомнения в том, что она развивается, т.е. необратимо качественно изменяется со временем. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом “броуновском движении” гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, т.е. обнаружить скрытую логику развития научного знания.
Прежде полагали, что в науке идёт непрерывное приращение научного знания, ныне логика развития науки представляется иной: последняя развивается не непрерывным накоплением новых фактов и идей, не шаг за шагом, а через фундаментальные теоретические сдвиги. Пошаговую логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастроф. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки ещё не сложилось общепризнанного подхода или модели логики развития научного знания.
4.2 Общие модели развития науки
Пожалуй, наибольшее число
сторонников, начиная с 60 – х гг.
нынешнего века, собрала концепция
развития науки, предложенная американским
историком и философом науки То
Он ввел в методологию науки принципиально новое понятие – “выделить парадигма”.
Буквальный смысл этого слова – образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения конкретных проблем.
Переходы от одной научной парадигмы к другой. Т.Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру. Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях мощного противодействия сторонников прежней парадигмы, поэтому выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических фактов, сколько в результате внезапного “озарения”, “просветления”, иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе.
Однако далеко не все исследователи методологии научного познания согласились с таким выводом. Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И.Лакатос. Его концепция, названная методологией научно-исследовательских программ, по своим общим контурам довольно близко к куновской, однако расходится с ней в принципиальнейшим пункте. И.Локатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе четких рациональных критерий.
В общем виде лакатосовская модель развития науки может быть описана так. Исторически же непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ.
5.1 Библейские представления и развитие естествознания
Примирить библейскую картину
творения с эволюционными взглядами
современной науки не столь сложно, если провести между ними четкое
разделение. Библия символически выражает
связь природного мира с Творцом, а наука
непосредственно описывает природу, отвлекаясь
от существования этой связи. Но не теряет
ли от этого сама наука?
Мысль о том, что природный мир не существовал
изначально, но был создан Творцом рядом
последовательных актов творения, стимулирует
глубокие научные идеи. В космологии она
привела к открытию "антропного принципа",
согласно которому законы природы и вся
Вселенная устроены так, как будто они
были специально созданы для появления
человека. Небольшие изменения в законах
микромира сделали бы невозможным появление
атомов. Существующие законы электрического
взаимодействия позволили возникнуть
сложным молекулярным структурам. Закон
всемирного тяготения гарантирует возникновение
и устойчивость Солнечной системы, обеспечивающей
нужные климатические условия Земле.
Конечно, признание учеными "антропного
принципа" не означает их уверенности
в том, что мир был сотворен, а лишь в том,
что изучаемая наукой Вселенная устроена
так, как если бы она создавалась специально
для того, чтобы в ней мог существовать
человек. Этот факт допускает различные
мировоззренческие интерпретации.
Здесь и открывается интересная возможность
перейти к принципиально новым отношениям
между религией и естествознанием. Вместо
соперничества возникает сотрудничество,
которое можно пояснить такой аналогией.
Палеонтология дала огромный эмпирический
материал, который можно интерпретировать
как следы эволюционного процесса жизни.
Подобно этому естествознание накопило
гигантский запас сведений об устройстве
физического мира и жизни на Земле, который
можно интерпретировать как следы Божественного
акта творения. Антропный принцип в космологии
- это лишь первая ласточка в возможном
ряду таких представлений.
Все дело в том, что наука позволяет обнаружить
в глубине открытых непосредственному
наблюдению феноменов фундаментальные
сущности. Эти сущности составляют реальность,
совсем не похожую на то, что непосредственно
видит наблюдатель. Классическое естествознание
еще пыталось объяснить мир "видимых"
явлений через наглядные представления:
взаимодействие атомов, мыслимых как обычные
частицы миниатюрных размеров, или движение
материальных субстанций (теплород или
эфир), похожих по своим свойствам на жидкость
или газ. Современная наука отказалась
от принципа подобия "глубинной"
и наблюдаемой реальности. Современная
физика ищет объяснение в математических
структурах, лишенных наглядной интерпретации
(бесконечномерные пространства, структуры
симметрий и т.п.). Биолог объясняет появление
органических форм через свойства генетического
кода, записанного в молекулярном строении
ДНК и несущего информацию об этих формах.
Глубинная ("невидимая") реальность
как бы несет в себе "замысел Творца",
проявляющийся в феноменах, доступных
наблюдению.
Ученый ставит себе целью не просто объяснить
одни явления через другие, но понять этот
"замысел". Для этого требуется воображение,
способность конструировать объекты,
свойства которых совсем не похожи на
свойства вещей, открытых в непосредственном
опыте. Опять-таки, не важно, верит ли данный
конкретный исследователь в существование
Творца. Объективная логика развития науки
заставляет ученого действовать так, как
будто он разгадывает замысел Творца,
чтобы понять феномен природы.
Ученый волен здесь сместить акцент: пытаясь
понять некий феномен, он реконструирует
обусловившую его фундаментальную реальность
как запечатленный след акта творения.
Так, например, концепция эволюции по Л.С.Бергу
позволяет ставить вопрос о расшифровке
эволюционной программы преобразования
генотипа, как некоторой исходной информации,
возникающей в акте творения жизни.
С данной точки зрения интересно не столько
объяснить сам процесс эволюции, сколько
понять факторы, определяющие многообразие
живых форм. Поэтому самостоятельный интерес
приобретают систематика, морфология,
генетика и эмбриология, позволяющие обнаружить
фундаментальные механизмы, которые лежат
в основе эволюционного развития жизни
на Земле.
Время и вечность. Акт творения отличается
от эволюционного процесса не только своей
однократностью, но и тем, что сотворение
мира происходит в вечности, а эволюция
длится во времени. Вечность - это вовсе
не бесконечно длящееся время, но отсутствие
времени, преодоление его. В вечности нет
понятий "раньше" и "позже", "короче"
и "дольше". Само время было сотворено
вместе с миром. Поэтому бессмысленно
ставить вопрос о том, сколько в действительности
длился каждый из шести дней творения.
Однако если в этот "день" был инициирован
определенный этап эволюционного процесса,
то длительность этапа правомерно пытаться
оценить. Строго говоря, нельзя говорить
о том, что первый день имел место раньше
второго или пятого, ибо и тот и другой
состоялись не во времени, но в вечности.
Нумерация этих дней характеризует, скорее,
их логическую, а не временную последовательность.
Можно было бы говорить о шести уровнях
или "пластах" вечности, в лоне которой
зародилось время.
Про событие, происходящее в вечности,
нельзя сказать "оно было" или "оно
будет". Это событие есть всегда - пребывает
вечно. Последовательность дней творения
- это только попытка символического соотношения
шести уровней акта творения, как начальной
точки отсчета исторического времени
(Ю.А.Шрейдер)
Если дни творения интерпретировать не
как события на временной оси, но как пласты
вечности, то мы придем к представлению
о том, что эта временная ось располагается
как бы внутри этих пластов. Вечность не
только предшествует историческому времени,
но и замыкает временную ось (Ю.А.Шрейдер)
Такая интерпретация имеет определенную
опору в Апокалипсисе, повествующем о
конце земной истории. Если творение мира
завершается созданием человека, то история
имеет своим непосредственным финалом
суд над человеком, а этапы конца света,
по откровению святого Иоанна Богослова,
допускают сопоставление, по крайней мере,
с тремя из этапов творения мира, но следуют
в обратном порядке.
Все это еще раз подчеркивает, что представления
о сотворении мира и его эволюционном
развитии в принципе не конкурируют, но
дополняют друг друга. Первое из них рассматривает
мир в перспективе вечности, допускающей
лишь символическое описание, а второе
- в перспективе исторического времени,
требующей научного объяснения. Проблема
состоит в правильном соотнесении обеих
перспектив, взглядов для понимания природных
феноменов.
6.1 Заключение
В классической физике идеал объяснения и описания предполагает
характеристику объекта "самого по
себе", без указания на средства его
исследования. А уже в квантово-релятивистской
физике в качестве необходимого условия
объективности объяснения и описания
выдвигается требование четкой фиксации
особенностей средств наблюдения, которые
взаимодействуют с объектом (классический
способ объяснения и описания может быть
представлен как идеализация, рациональные
моменты которой обобщаются в рамках нового
подхода). Изменились идеалы и нормы доказательности
и обоснования знания. В отличие от классических
образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской
физике предполагает экспликацию при
изложении теории операциональной основы
вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости)
и выяснение связей между новой и предшествующими
ей теориями (принцип соответствия).
Новая система познавательных идеалов
и норм обеспечивает значительное расширение
поля исследуемых объектов, открывая пути
к освоению сложных саморегулирующихся
систем. В отличие от малых систем такие
объекты характеризуются уровневой организацией,
наличием относительно автономных и вариабельных
подсистем, массовым стохастическим взаимодействием
их элементов, существованием управляющего
уровня и обратных связей, обеспечивающих
целостность системы. Именно включение
таких объектов в процесс научного исследования
вызвало резкие перестройки в картинах
реальности ведущих областей естествознания.
Процессы интеграции этих картин и развитие
общенаучной картины мира стали осуществляться
на базе представлений о природе как сложной
динамической системе. Этому способствовало
открытие специфики законов микро-, макро-
и мегамира в физике и космологии, интенсивное
исследование механизмов наследственности
в тесной связи с изучением надорганизменных
уровней организации жизни, обнаружение
кибернетикой общих законов управления
и обратной связи. Тем самым создаются
предпосылки для построения целостной
картины природы, в которой прослеживалась
иерархическая организованность Вселенной
как сложного динамического единства.
Картины реальности, вырабатываемые в
отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли
свою самостоятельность, но каждая из
них участвовала в формировании представлений,
которые затем включались в общенаучную
картину мира. Последняя, в свою очередь,
рассматривалась не как точный и окончательный
портрет природы, а как постепенно уточняемая
и развивающаяся система относительно
истинного знания о мире.
Все эти радикальные сдвиги в представлениях
о мире и процедурах его исследования
сопровождались формированием новых философских
оснований науки. Идея исторической изменчивости
научного знания, относительной истинности
вырабатываемых в науке онтологических
принципов соединялась с новыми представлениями
об активности субъекта познания. Он рассматривался
уже не как дистанцированный от изучаемого
мира, а как находящийся внутри него, детерминированный
им. Возникает понимание того обстоятельства,
что ответы природы на наши вопросы определяются
не только устройством самой природы,
но и способом нашей постановки вопросов,
который зависит от исторического развития
средств и методов познавательной деятельности.
На этой основе вырастало новое понимание
категорий истины, объективности, факта,
теории, объяснения и т.п. Радикально видоизменялась
и "онтологическая подсистема" философских
оснований науки.
Развитие квантово-релятивистской физики,
биологии и кибернетики было связано с
включением новых смыслов в категории
части и целого, причинности, случайности
и необходимости, вещи, процесса, состояния
и др. В принципе можно показать, что эта
"категориальная сетка" вводила новый
образ объекта, который представал как
сложная система. Представления о соотношении
части и целого применительно к таким
системам включают идеи несводимости
состояний целого к сумме состояний его
частей. Важную роль при описании динамики
системы начинают играть категории случайности,
потенциально возможного и действительного.
Причинность не может быть сведена только
к ее лапласовской формулировке - возникает
понятие "вероятностной причинности",
которое расширяет смысл традиционного
понимания данной категории.
Новым содержанием наполняется категория
объекта: он рассматривается уже не как
себе тождественная вещь (тело), а как процесс,
воспроизводящий некоторые устойчивые
состояния и изменчивый в ряде других
характеристик. Все описанные перестройки
оснований науки, характеризовавшие глобальные
революции в естествознании, были вызваны
не только его экспансией в новые предметные
области и обнаружением новых типов объектов,
но и изменениями места и функций науки
в общественной жизни. Основания естествознания
в эпоху его становления (первая революция)
складывались в контексте рационалистического
мировоззрения ранних буржуазных революций,
формирования нового (по сравнению с идеологией
средневековья) понимания отношений человека
к природе, новых представлений о предназначении
познания, истинности знаний и т.п. Становление
оснований дисциплинарного естествознания
конца XVIII - первой половины XIX в. происходило
на фоне резко усиливающейся производительной
роли науки, превращения научных знаний
в особый продукт, имеющий товарную цену
и приносящий прибыль при его производственном
потреблении. В этот период начинает формироваться
система прикладных и инженерно-технических
наук как посредника между фундаментальными
знаниями и производством.
Различные сферы научной деятельности
специализируются и складываются соответствующие
этой специализации научные сообщества.
Переход от классического к неклассическому
естествознанию был подготовлен изменением
структур духовного производства в европейской
культуре второй половины XIX - начала XX
в., кризисом мировоззренческих установок
классического рационализма, формированием
в различных сферах духовной культуры
нового понимания рациональности, когда
сознание, постигающее действительность,
постоянно наталкивается на ситуации
своей погруженности в саму эту действительность,
ощущая свою зависимость от социальных
обстоятельств, которые во многом определяют
установки познания, его ценностные и
целевые ориентации. В современную эпоху,
в последнюю треть нашего столетия мы
являемся свидетелями новых радикальных
изменений в основаниях науки. Эти изменения
можно охарактеризовать как четвертую
глобальную научную революцию, в ходе
которой рождается новая постнеклассическая
наука.
Интенсивное применение научных знаний
практически во всех сферах социальной
жизни, изменение самого характера научной
деятельности, связанное с революцией
в средствах хранения и получения знаний
(компьютеризация науки, появление сложных
и дорогостоящих приборных комплексов,
которые обслуживают исследовательские
коллективы и функционируют аналогично
средствам промышленного производства
и т.д.) меняет характер научной деятельности.
Наряду с дисциплинарными исследованиями
на передний план все более выдвигаются
междисциплинарные и проблемноориентированные
формы исследователь-ской деятельности.
Если классическая наука была ориентирована
на постижение все более сужающегося,
изолированного фрагмента действительности,
выступавшего в качестве предмета той
или иной научной дисциплины, то специфику
современной науки конца XX века определяют
комплексные исследовательские программы,
в которых принимают участие специалисты
различных областей знания.
Реализация комплексных программ порождает
особую ситуацию сращивания в единой системе
деятельности теоретических и экспериментальных
исследований, прикладных и фундаментальных
знаний, интенсификации прямых и обратных
связей между ними. В результате усиливаются
процессы взаимодействия принципов и
представлений картин реальности, формирующихся
в различных науках. Все чаще изменения
этих картин протекают не столько под
влиянием внутридисциплинарных факторов,
сколько путем "парадигмальной прививки"
идей, транслируемых из других наук. В
этом процессе постепенно стираются жесткие
разграничительные линии между картинами
реальности, определяющими видение предмета
той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми
и предстают в качестве фрагментов целостной
общенаучной картины мира. На ее развитие
оказывают влияние не только достижения
фундаментальных наук, но и результаты
междисциплинарных прикладных исследований.
В этой связи уместно, например, напомнить,
что идеи синергетики, вызывающие переворот
в системе наших представлений о природе,
возникали и разрабатывались в ходе многочисленных
прикладных исследований, выявивших эффекты
фазовых переходов и образования диссипативных
структур (структуры в жидкостях, химические
волны, лазерные пучки, неустойчивости
плазмы, явления выхлопа и флаттера). В
междисциплинарных исследованиях наука,
как правило, сталкивается с такими сложными
системными объектами, которые в отдельных
дисциплинах зачастую изучаются лишь
фрагментарно, поэтому эффекты их системности
могут быть вообще не обнаружены при узко
дисциплинарном подходе, а выявляются
только при синтезе фундаментальных и
прикладных задач в проблемно-ориентированном
поиске.
Объектами современных междисциплинарных
исследований все чаще становятся уникальные
системы, характеризующиеся открытостью
и саморазвитием. Такого типа объекты
постепенно начинают определять и характер
предметных областей основных фундаментальных
наук, детерминируя облик современной,
постнеклассической науки. Исторически
развивающиеся системы представляют собой
более сложный тип объекта даже по сравнению
с саморегулирующимися системами. Последние
выступают особым состоянием динамики
исторического объекта, своеобразным
срезом, устойчивой стадией его эволюции.
Сама же историческая эволюция характеризуется
переходом от одной относительно устойчивой
системы к другой системе с новой уровневой
организацией элементов и саморегуляцией.
Исторически развивающаяся система формирует
с течением времени все новые уровни своей
организации, причем возникновение каждого
нового уровня оказывает воздействие
на ранее сформировавшиеся, меняя связи
и композицию их элементов. Формирование
каждого такого уровня сопровождается
прохождением системы через состояния
неустойчивости (точки бифуркации), и в
эти моменты небольшие случайные воздействия
могут привести к появлению новых структур.
Деятельность с такими системами требует
принципиально новых стратегий. Их преобразование
уже не может осуществляться только за
счет увеличения энергетического и силового
воздействия на систему. Простое силовое
давление часто приводит к тому, что система
просто-напросто "сбивается" к прежним
структурам, потенциально заложенным
в определенных уровнях ее организации,
но при этом может не возникнуть принципиально
новых структур. Чтобы вызвать их к жизни,
необходим особый способ действия: в точках
бифуркации иногда достаточно небольшого
энергетического "воздействия-укола"
в нужном пространственно-временном локусе,
чтобы система перестроилась, и возник
новый уровень организации с новыми структурами.
Саморазвивающиеся системы характеризуются
синергетическими эффектами, принципиальной
необратимостью процессов. Взаимодействие
с ними человека протекает таким образом,
что само человеческое действие не является
чем-то внешним, а как бы включается в систему,
видоизменяя каждый раз поле ее возможных
состояний. Включаясь во взаимодействие,
человек уже имеет дело не с жесткими предметами
и свойствами, а со своеобразными "созвездиями
возможностей". Перед ним в процессе
деятельности каждый раз возникает проблема
выбора некоторой линии развития из множества
возможных путей эволюции системы. Причем
сам этот выбор необратим и чаще всего
не может быть однозначно просчитан.
В естествознании первыми фундаментальными
науками, столкнувшимися с необходимостью
учитывать особенности исторически развивающихся
систем были биология, астрономия и науки
о Земле. В них сформировались картины
реальности, включающие идею историзма
и представления об уникальных развивающихся
объектах (биосфера, Метагалактика, земля
как система взаимодействия геологических,
биологических и техногенных процессов).
В последние десятилетия на этот путь
вступила физика. Представление об исторической
эволюции физических объектов постепенно
входит в картину физической реальности,
с одной стороны, через развитие современной
космологии (идея "Большого взрыва"
и становления различных видов физических
объектов в процессе исторического развития
Метагалактики), а с другой - благодаря
разработке идей термодинамики неравновесных
процессов и синергетики. Именно идеи
эволюции и историзма становятся основой
того синтеза картин реальности, вырабатываемых
в фундаментальных науках, которые сплавляют
их в целостную картину исторического
развития природы и человека и делают
лишь относительно самостоятельными фрагментами
общенаучной картины мира, пронизанной
идеями глобального эволюционизма. Ориентация
современной науки на исследование сложных
исторически развивающихся систем существенно
перестраивает идеалы и нормы исследовательской
деятельности. Историчность системного
комплексного объекта и вариабельность
его поведения предполагают широкое применение
особых способов описания и предсказания
его состояний - построение сценариев
возможных линий развития системы в точках
бифуркации.
С идеалом строения теории как аксиоматически-дедуктивной
системы все больше конкурируют теоретические
описания, основанные на применении метода
аппроксимации, теоретические схемы, использующие
компьютерные программы, и т.д. В естествознание
начинает все шире внедряться идеал исторической
реконструкции, которая выступает особым
типом теоретического знания, ранее применявшимся
преимущественно в гуманитарных науках
(истории, археологии, историческом языкознании
и т.д.). Образцы исторических реконструкций
можно обнаружить не только в дисциплинах,
традиционно издающих эволюционные объекты
(биология, геология), но и в современной
космологии и астрофизике: современные
модели, описывающие развитие Метагалактики,
могут быть расценены как исторические
реконструкции, посредством которых воспроизводятся
основные этапы эволюции этого уникального
исторически развивающегося объекта.
Изменяются представления и о стратегиях
эмпирического исследования. Идеал воспроизводимости
эксперимента применительно к развивающимся
системам должен пониматься в особом смысле.
Если эти системы типологизируются, т.е.
если можно проэкспериментировать над
многими образцами, каждый из которых
может быть выделен в качестве одного
и того же начального состояния, то эксперимент
даст один и тот же результат с учетом
вероятностных линий эволюции системы.
Но кроме развивающихся систем, которые
образуют определенные классы объектов,
существуют еще и уникальные исторически
развивающиеся системы. Эксперимент, основанный
на энергетическом и силовом взаимодействии
с такой системой, в принципе не позволит
воспроизводить ее в одном и том же начальном
состоянии. Сам акт первичного "приготовления"
этого состояния меняет систему, направляя
ее в новое русло развития, а необратимость
процессов развития не позволяет вновь
воссоздать начальное состояние. Поэтому
для уникальных развивающихся систем
требуется особая стратегия экспериментального
исследования. Их эмпирический анализ
осуществляется чаще всего методом вычислительного
эксперимента на ЭВМ, что позволяет выявить
разнообразие возможных структур, которые
способна породить система.
Среди исторически развивающихся систем
современной науки особое место занимают
природные комплексы, в которые включен
в качестве компонента сам человек. Примерами
таких "человекоразмерных" комплексов
могут служить медико-биологические объекты,
объекты экологии, включая биосферу в
целом (глобальная экология), объекты биотехнологии
(в первую очередь генетической инженерии),
системы "человек-машина" (включая
сложные информационные комплексы и системы
искусственного интеллекта) и т.д. При
изучении "человекоразмерных" объектов
поиск истины оказывается связанным с
определением стратегии и возможных направлений
преобразования такого объекта, что непосредственно
затрагивает гуманистические ценности.
С системами такого типа нельзя свободно
экспериментировать. В процессе их исследования
и практического освоения особую роль
начинают играть знание запретов на некоторые
стратегии взаимодействия, потенциально
содержащие в себе катастрофические последствия.
В этой связи трансформируется идеал ценностно
нейтрального исследования. Объективно
истинное объяснение и описание применительно
к "человекоразмерным" объектам не
только допускает, но и предполагает включение
аксиологических факторов в состав объясняющих
положений. Возникает необходимость экспликации
связей фундаментальных внутринаучных
ценностей (поиск истины, рост знаний)
с вненаучными ценностями общесоциального
характера.
В современных программно-ориентированных
исследованиях эта экспликация осуществляется
при социальной экспертизе программ. Вместе
с тем в ходе самой исследовательской
деятельности с человекомерными объектами
исследователю приходится решать ряд
проблем этического характера, определяя
границы возможного вмешательства в объект.
Внутренняя этика науки, стимулирующая
поиск истины и ориентацию на приращение
нового знания, постоянно соотносится
в этих условиях с общегуманистическими
принципами и ценностями. Развитие всех
этих новых методологических установок
и представлении об исследуемых объектах
приводит к существенной модернизации
философских оснований науки. Научное
познание начинает рассматриваться в
контексте социальных условий его бытия
и его социальных последствии, как особая
часть жизни общества, детерминируемая
на каждом этапе своего развития общим
состоянием культуры данной исторической
эпохи, ее ценностными ориентациями и
мировоззренческими установками. Осмысливается
историческая изменчивость не только
онтологических постулатов, но и самих
идеалов и норм познания.
Соответственно развивается и обогащается
содержание категории "теория", "метод",
"факт", "обоснование", "объяснение"
и т.п. В онтологической составляющей философских
оснований науки начинает доминировать
"категориальная матрица", обеспечивающая
понимание и познание развивающихся объектов.
Возникают новые понимания категорий
пространства и времени (учет исторического
времени системы, иерархии пространственно-временных
форм), категорий возможности и действительности
(идея множества потенциально возможных
линий развития в точках бифуркации), категории
детерминации (предшествующая история
определяет избирательное реагирование
системы на внешние воздействия) и др.
Итак, в историческом развитии науки начиная
с XVII столетия возникли три типа научной
рациональности и соответственно три
крупных этапа эволюции науки, сменявшие
друг друга в рамках развития техногенной
цивилизации:
1) классическая наука (в двух ее состояниях,
додисциплинарная и дисциплинарно организованная
наука);
2) неклассическая наука;
3) постнеклассическая наука.
Между этими этапами существуют своеобразные
"перекрытия", причем появление каждого
нового этапа не отбрасывало предшествующих
достижений, а только очерчивало сферу
их действия, их применимость к определенным
типам задач. Каждый этап характеризуется
особым состоянием научной деятельности,
направленной на постоянный рост объективно-истинного
знания. Если схематично представить эту
деятельность как отношения "субъект-средства-объект"
(включая в понимание субъекта ценностно-целевые
структуры деятельности, знания и навыки
применения методов и средств), то описанные
этапы эволюции науки выступают в качестве
разных типов научной рациональности,
характеризующихся различной глубиной
рефлексии по отношению к самой научной
деятельности. Классический тип научной
рациональности, центрируя внимание на
объекте, стремится при теоретическом
объяснении и описании элиминировать
все, что относится к субъекту, средствам
и операциям его деятельности.
Такая элиминация рассматривается как
необходимое условие получения объективно-истинного
знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие
стратегии исследования и способы фрагментации
мира, на этом этапе, как и на всех остальных,
детерминированы доминирующими в культуре
мировоззренческими установками и ценностными
ориентациями. Но классическая наука не
осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицидно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Постнеклассический тип
При этом возникновение нового типа рациональности
и нового образа науки не следует понимать
упрощенно в том смысле, что каждый новый
этап приводит к полному исчезновению
представлений и методологических установок
предшествующего этапа. Напротив, между
ними существует преемственность. Неклассическая
наука вовсе не уничтожила классическую
рациональность, а только ограничила сферу
ее действия. При решении ряда задач неклассические
представления о мире и познании оказывались
избыточными, и исследователь мог ориентироваться
на традиционно классические образцы
(например, при решении ряда задач небесной
механики не требовалось привлекать нормы
квантово-релятивистского описания, а
достаточно было ограничиться классическими
нормативами исследования). Точно так
же становление постнеклассической науки
не приводит к уничтожению всех представлений
и познавательных установок неклассического
и классического исследования. Они будут
использоваться в некоторых познавательных
ситуациях, но только утратят статус доминирующих
и определяющих облик науки.
Когда современная наука на переднем крае
своего поиска поставила в центр исследований
уникальные, исторически развивающиеся
системы, в которые в качестве особого
компонента включен сам человек, то требование
экспликации ценностей в этой ситуации
не только не противоречит традиционной
установке на получение объективно-истинных
знаний о мире, но и выступает предпосылкой
реализации этой установки. Есть все основания
полагать, что по мере развития современной
науки эти процессы будут усиливаться.
Техногенная цивилизация ныне вступает
в полосу особого типа прогресса, когда
гуманистические ориентиры становятся
исходными в определении стратегий научного
поиска и подводя итог своей работе я хотела
бы сказать, что естествознание проделало
глубокий путь от начальных, зачастую
примитивных представлений к науке, стоящей
в центре естественных наук, являющейся
связующим звеном пройдя очень длинную
эволюцию.