Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 05:01, реферат
Описание работы
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество
Содержание работы
Введение 1. Методы научного познания: - классификация методов познания. 2. Виды методов познания: эмпирический и теоретический. 3. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.
1. Методы научного
познания: - классификация методов познания.
2. Виды методов познания: эмпирический
и теоретический.
3. Формы научного познания:
проблемы, гипотезы, теории.
Заключение
Список литературы.
Введение.
Современная наука развивается
очень быстрыми темпами, в настоящее время
объем научных знаний удваивается каждые
10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо
живших на Земле являются нашими современниками.
За какие-то 300 лет, а именно такой возраст
современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не
снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических
достижений были сделаны в наше время).
Весь окружающий нас мир показывает какого
прогресса достигло человечество. Именно
наука явилась главной причиной столь
бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики»,
для которой не действуют законы классической
экономической теории, начала переноса
знаний человечества в электронную форму,
столь удобную для хранения, систематизации,
поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает,
что основная форма человеческого познания
– наука в наши дни становиться все более
и более значимой и существенной частью
реальности.
Однако наука не была бы столь
продуктивной, если бы не имела столь присущую
ей развитую систему методов, принципов
и императивов познания. Именно правильно
выбранный метод наряду с талантом ученого
помогает ему познавать глубинную связь
явлений, вскрывать их сущность, открывать
законы и закономерности. Количество методов,
которые разрабатывает наука для познания
действительности постоянно увеличивается.
Точное их количество, пожалуй, трудно
определить. Ведь в мире существует около
15000 наук и каждая из них имеет свои специфические
методы и предмет исследования.
Вместе с тем все эти методы
находятся в диалектической связи с общенаучными
методами, которые они, как правило, содержат
в различных сочетаниях и со всеобщим,
диалектическим методом. Это обстоятельство
является одной из причин, которые определяют
важность наличия философских знаний
у любого ученого. Ведь именно философия
как наука «о наиболее общих закономерностях
бытия и развития мира» занимается изучением
тенденций и путей развития научного познания,
его структуры и методов исследования,
рассматривая их через призму своих категорий,
законов и принципов. Вдобавок ко всему
философия наделяет ученого тем всеобщим
методом, без которого невозможно обойтись
в любой области научного познания.
Процесс познания включает
получение информации через органы чувств
(чувственное познание), переработку данной
информации мышлением (рациональное познание)
и материальное освоение познаваемых
фрагментов действительности (общественная
практика). Существует тесная связь познания
с практикой, в ходе которой происходит
материализация (опредмечивание) творческих
устремлений людей, превращение их субъективных
замыслов, идей, целей в объективно существующие
предметы, процессы.
Чувственное и рациональное
познание тесно связаны между собой и
являются двумя основными сторонами познавательного
процесса. При этом указанные стороны
познания не существуют изолированно
ни от практики, ни друг от друга. Деятельность
органов чувств всегда контролируется
разумом; разум же функционирует на основе
той исходной информации, которую поставляют
ему органы чувств. Поскольку чувственное
познание предшествует рациональному,
то можно в известном смысле говорить
о них как о ступенях, этапах процесса
познания. Каждая из двух этих ступеней
познания имеет свою специфику и существует
в своих формах.
Чувственное познание реализуется
в виде непосредственного получения информации
с помощью органов чувств, которые прямо
связывают нас с внешним миром. Заметим,
что такое познание может осуществляться
и с использованием специальных технических
средств (приборов), расширяющих возможности
органов чувств человека. Основными формами
чувственного познания являются: ощущение,
восприятие и представление.
Ощущения возникают в мозгу
человека в результате воздействия факторов
окружающего мира на его органы чувств.
Каждый орган чувств представляет собой
сложный нервный механизм, состоящий из
воспринимающих рецепторов, передающих
нервов-проводников и соответствующего
отдела мозга, который управляет периферийными
рецепторами. Например, орган зрения —
это не только глаз, но и нервы, ведущие
от него в мозг, и соответствующий отдел
в центральной нервной системе.
Ощущения — психические процессы,
происходящие в мозгу при возбуждении
нервных центров, управляющих рецепторами.
Ощущения – это отражение отдельных свойств,
качество предметов объективного мира,
непосредственно воздействующего на органы
чувств, элементарное далее психологически
неразложимое познавательное явление.
Ощущения специализированы. Зрительные
ощущения дают нам сведения о форме предметов,
об их цвете, о яркости световых лучей.
Слуховые ощущения сообщают человеку
о разнообразных звуковых колебаниях
в окружающей среде. Осязание дает возможность
нам ощущать температуру окружающей среды,
воздействие различных материальных факторов
на тело, их давление на него и т. п. Наконец,
обоняние и вкус дают сведения о химических
примесях в окружающей среде и о составе
принимаемой пищи.
Биологические и психо - физиологические
дисциплины, изучая ощущение в качестве
своеобразной реакции человеческого организма,
устанавливают различные зависимости:
например, зависимость реакции, то есть
ощущения, от интенсивности раздражения
того или иного органа чувств. В частности,
установлено, что с точки зрения «информационной
способности» на первом месте у человека
стоят зрение и осязание, а затем слух,
вкус, обоняние.
Из фактов, свидетельствующих
об ограниченности органов чувств человека,
родилось сомнение в его способности познать
окружающий мир. Сомнения в способности
человека через свои органы чувств познать
мир оборачиваются неожиданным образом,
ибо сами эти сомнения оказываются свидетельством
в пользу могущественных возможностей
человеческого познания, в том числе, возможностей
органов чувств, усиленных при необходимости
соответствующими техническими средствами
(микроскоп, бинокль, телескоп, прибор
ночного видения и т. п.).
Но главное, человек может познавать
объекты и явления, недоступные для его
органов чувств, благодаря способности
к практическому взаимодействию с окружающим
миром. Человек способен осмыслить и понять
ту объективную связь, которая существует
между явлениями, доступными органом чувств,
и явлениями для них недоступными (между
электромагнитными волнами и слышимым
звуком в радиоприемнике, между движениями
электронов и теми видимыми следами, которые
они оставляют в камере Вильсона, и т. д.).
Понимание этой объективной связи есть
основа перехода (осуществляемого в нашем
сознании) от ощущаемого к неощущаемому.
В научном познании при обнаружении
изменений, происходящих без видимых причин
в чувственно воспринимаемых явлениях,
исследователь догадывается о существовании
явлений невоспринимаемых. Однако для
того, чтобы доказать их существование,
вскрыть законы их действия и использовать
эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя)
деятельность оказалась одним из звеньев
причиной цепи, связывающей наблюдаемое
и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном
по своему усмотрению и вызывая на основе
знания законовненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты,
исследователь тем самым доказывает истинность
знания этих законов. Например, происходящие
в радиопередатчике превращения звуков
в электромагнитные волны, а затем обратное
их превращения в звуковые колебания в
радиоприемнике доказывает не только
факт существования невоспринимаемых
нашими органами чувств области электромагнитных
колебаний, но также истинность положений
учения об электромагнетизме, созданного
Фарадеем, Максвеллом, Герцем.
Поэтому имеющихся у человека
органов чувств вполне достаточно для
познания мира. «У человека как раз столько
чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно
необходимо, чтобы воспринимать мир в
его целостности, в его совокупности».
На основе ощущений и восприятий
в мозгу человека складываются представления.
Если ощущения и восприятия существуют
лишь при непосредственном контакте человека
с предметом (без этого нет ни ощущения,
ни восприятия), то представление возникает
без непосредственного воздействия предмета
на органы чувств. Через какое-то время
после того, как предмет на нас воздействовал,
мы можем вызвать его образ в своей памяти
(например, вспомнить о яблоке, которое
некоторое время назад мы держали в руке,
а затем съели). При этом образ предмета,
воссозданный нашим представлением, отличается
от того образа, который существовал в
восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее,
по сравнению с тем многокрасочным образом,
который мы имели при непосредственном
восприятии предмета. И во-вторых, этот
образ обязательно будет более общим,
ибо в представлении, с еще большей силой,
чем в восприятии, проявляется целенаправленность
познания. В образе, вызванном по памяти,
на первом плане будет то главное, что
нас интересует.
Вместе с тем, воображение, фантазия
существенно необходимы в научном познании.
Здесь представления могут приобретать
подлинно творческий характер. На основании
элементов, имеющихся в действительности,
исследователь представляет себе нечто
новое, такое, чего в настоящее время нет,
но которое будет либо в результате развития
каких-то природных процессов, либо в результате
прогресса практики. Всякого рода технические
новинки, например, существуют вначале
лишь в представлениях их создателей (ученых,
конструкторов). И лишь после их реализации
в виде каких-то технических устройств,
конструкций, они становятся объектами
чувственного восприятия людей.
Методы научного
познания: - классификация методов познания.
Понятие метод (от греческого
слова «методос» — путь к чему-либо) означает
совокупность приемов и операций практического
и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой
принципов, требований, правил, руководствуясь
которыми он может достичь намеченной
цели. Владение методом означает для человека
знание того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для решения
тех или иных задач, и умение применять
это знание на практике.
Таким образом, метод (в той
или иной своей форме) сводится к совокупности
определенных правил, приемов, способов,
норм познания и действия. Он есть система
предписаний, принципов, требований, которые
ориентируют субъекта в решении конкретной
задачи, достижении определенного результата
в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный)
экономить силы и время, двигаться к цели
кратчайшим путем. Основная функция метода
— регулирование познавательной и иных
форм деятельности.
Учение о методе начало развиваться
еще в науке Нового времени. Ее представители
считали правильный метод ориентиром
в движении к надежному, истинному знанию.
Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал
метод познания с фонарем, освещающим
дорогу путнику, идущему в темноте. А другой
известный ученый и философ этого же периода
Р. Декарт изложил свое понимание метода
следующим образом: «Под методом, — писал
он, — я разумею точные и простые правила,
строгое соблюдение которых... без лишней
траты умственных сил, но постепенно и
непрерывно увеличивая знания, способствует
тому, что ум достигает истинного познания
всего, что ему доступно».
Существует целая область знания,
которая специально занимается изучением
методов и которую принято именовать методологией.
Методология дословно означает «учение
о методах» (ибо происходит этот термин
от двух греческих слов: «методос» — метод
и «логос» — учение). Изучая закономерности
человеческой познавательной деятельности,
методология вырабатывает на этой основе
методы ее осуществления. Важнейшей задачей
методологии является изучение происхождения,
сущности, эффективности и других характеристик
методов познания.
Методы научного познания принято
подразделять по степени их общности,
т. е. по широте применимости в процессе
научного исследования.
Всеобщих методов в истории
познания известно два: диалетический
и метафизический. Это общефилософские
методы. Метафизический метод с середины
XIX века начал все больше и больше вытесняться
из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания
составляют общенаучные методы, которые
используются в самых различных областях
науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный
спектр применения.
Классификация общенаучных
методов тесно связана с понятием уровней
научного познания.
Виды методов познания: эмпирический
и теоретический.
Различают два уровня научного
познания: эмпирический и теоретический.
Это различие имеет своим основанием неодинаковость,
во-первых, способов (методов) самой познавательной
активности, а во-вторых, характера достигаемых
научных результатов. Одни общенаучные
методы применяются только на эмпирическом
уровне (наблюдение, эксперимент, измерение),
другие — только на теоретическом (идеализация,
формализация), а некоторые (например,
моделирование) — как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного
познания характеризуется непосредственным
исследованием реально существующих,
чувственно воспринимаемых объектов.
Особая роль эмпирии в науке заключается
в том, что только на этом уровне исследования
мы имеем дело с непосредственным взаимодействием
человека с изучаемыми природными или
социальными объектами. Здесь преобладает
живое созерцание (чувственное познание),
рациональный момент и его формы (суждения,
понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют
подчиненное значение. Поэтому исследуемый
объект отражается преимущественно со
стороны своих внешних связей и проявлений,
доступных живому созерцанию и выражающих
внутренние отношения. На этом уровне
осуществляется процесс накопления информации
об исследуемых объектах, явлениях путем
проведения наблюдений, выполнения разнообразных
измерений, поставки экспериментов. Здесь
производится также первичная систематизация
получаемых фактических данных в виде
таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того,
уже на втором уровне научного познания
— как следствие обобщения научных фактов
— возможно формулирование некоторых
эмпирических закономерностей.