История естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 05:01, реферат

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество

Содержание работы

Введение
1. Методы научного познания: - классификация методов познания.
2. Виды методов познания: эмпирический и теоретический.
3. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Формы и Методы научного познания.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне).

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т. ч. и гипотезы.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Ч. Дарвина, и т. д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.

 

 

Список литературы:

 

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV

2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М., ПРИОР, 2001

3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

4. Философия под. ред. Кохановского В.П., Ростов-на-Дону., Феникс, 2000

5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для

технических вузов». Ростов-на-Дону., Феникс, 2001

6. Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М., МСХА, 2000

7. Фролов И.Т. Введение  в философию. Ч.2., М., Политиздат, 1989. Гл. XIII.

8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования М., ЮНИТИ - ДАНА, 1999.

9. Канке В.А. Основные философские  направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. - М., Логос, 2000.

 


Информация о работе История естествознания