Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 05:01, реферат
Описание работы
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество
Содержание работы
Введение 1. Методы научного познания: - классификация методов познания. 2. Виды методов познания: эмпирический и теоретический. 3. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.
Рассматривая теоретическое
познание как высшее и наиболее развитое,
следует прежде всего определить его структурные
компоненты. К основным из них относятся:
проблема, гипотеза и теория («узловые
моменты» построения и развития знания
на его теоретическом уровне).
Проблема - форма знания, содержанием
которой является то, что еще не познано
человеком, но что нужно познать. Иначе
говоря, это знание о незнании, вопрос,
возникший в ходе познания и требующий
ответа. Проблема не есть застывшая форма
знания, а процесс, включающий два основных
момента (этапа движения познания) — ее
постановку и решение. Правильное выведение
проблемного знания из предшествующих
фактов и обобщений, умение верно поставить
проблему — необходимая предпосылка ее
успешного решения.
Научные проблемы следует отличать
от ненаучных (псевдопроблем), например,
проблема создания вечного двигателя.
Решение какой-либо конкретной проблемы
есть существенный момент развития знания,
в ходе которого возникают новые проблемы,
а также выдвигаются новые проблемы, те
или иные концептуальные идеи, в т. ч. и
гипотезы.
Гипотеза - форма знания, содержащая
предположение, сформулированное на основе
ряда фактов, истинное значение которого
неопределенно и нуждается в доказательстве.
Гипотетическое знание носит вероятный,
а не достоверный характер и требует проверки,
обоснования. В ходе доказательства выдвинутых
гипотез одни из них становятся истинной
теорией, другие видоизменяются, уточняются
и конкретизируются, превращаются в заблуждения,
если проверка дает отрицательный результат.
Стадию гипотезы прошли и открытый
Д. И. Менделеевым периодический закон,
и теория Ч. Дарвина, и т. д. Решающей проверкой
истинности гипотезы является практика
(логический критерий истины играет при
этом вспомогательную роль). Проверенная
и доказанная гипотеза переходит в разряд
достоверных истин, становится научной
теорией.
Теория - наиболее развитая форма
научного знания, дающая целостное отображение
закономерных и существенных связей определенной
области действительности. Примерами
этой формы знания являются классическая
механика Ньютона, эволюционная
теория Дарвина, теория относительности
Эйнштейна, теория самоорганизующихся
целостных систем (синергетика) и др.
В практике научные знания успешно
реализуются лишь в том случае, когда люди
убеждены в их истинности. Без превращения
идеи в личное убеждение, веру человека
невозможна успешная практическая реализация
теоретических идей.
Список литературы:
1. Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV
2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки:
традиции и новации» М., ПРИОР, 2001
3. Спиркин А.Г. Философия.
Учебник. М., 1999. Гл. XII
4. Философия под. ред. Кохановского
В.П., Ростов-на-Дону., Феникс, 2000
5. Голубинцев В.О., Данцев А.А.,
Любченко В.С. «Философия для