Деятельность
лиц, замещающих государственные должности
РФ и субъектов РФ не регулируется
законами о государственной службе.
О системе
государственной службы РФ: ФЗ от 27
мая 2003 //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст.2065
Лазарев
Б.М. Государственная служба. М., 1993.
С.5-6.
Лазарев
Б.М. Указ. соч. С.6-7
Старилов
Ю.Н. Служебное право. М., 1996.
Но говорить о государственной
службе позволяет осуществление
не любой должности, а только осуществление
государственных должностей, к ним
относятся только должности в
федеральных органах государственной
власти, органах государственной
власти субъектов РФ, в иных государственных
органах с установленным кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного
органа, денежным содержанием и ответственностью
за исполнение этих обязанностей.
Все государственные должности
можно подразделить на три категории:
- государственные должности категории А: должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.);
- государственные должности категории Б: должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А;
- государственные должности категории В: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Статус лиц, занимающих должности категории А, отличается большим своеобразием и регулируется Конституцией РФ, отдельными федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этих лиц к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности группы Б и В.
Государственные должности государственной
службы (должности категории Б
и В) законодательство подразделяет
на определенные группы:
- высшие государственные должности государственной службы. Этой группе должностей соответствует квалификационный разряд действительного государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса;
- главные государственные должности государственной службы(государственный советник Российской Федерации 1-го,
2-го и 3-го класса). Лица, занимающие должности этих двух групп должны иметь высшее образование по специализации государственных должностей;
- ведущие государственные должности государственной службы (советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса);
- старшие государственные должности государственной службы (советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса). Лица, замещающие должности этих двух групп, могут иметь кроме высшего образования по специализации должности еще и высшее образование по специальности «государственное управление»;
- младшие государственные должности государственной службы (референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса). Для замещения должности данной группы необходимо иметь среднее профессиональное образование по специализации должностей.
Государственная служба может подразделяться
на государственную службу в законодательных
органах власти, исполнительных, судебных
органах, а также в органах
прокуратуры.
- Понятие признаки и виды государственных служащих.
Существуют
различные представления о понятии
государственного служащего. Основная
причина этого – разнообразие
социальных функций, выполняемых служащими.
Оно объективно исключает возможность
использования одного критерия для
определения данного понятия. Приближает
его к сущности определение, согласно
которому служащими признаются «работники
нефизического и умственного
труда, получающие заработную плату…»
По общему правилу, результатом труда
служащего не является создание материальных
ценностей в виде вещественных продуктов,
выполнение работ или оказания
услуг материального характера.
Труд служащего связан с организацией
работы различных органов, предприятий,
учреждений, либо созданием духовных
ценностей, оказанием социальных услуг
населению.
Нельзя
признать удачным определение, сводящее
служащего к лицу, работающему
по найму в различных учреждениях,
в сфере обслуживания. Так как оно
может быть распространено также на работников,
не являющимися служащими.
Ошибочно
мнение, что служащий, в отличие
от производственного персонала, не
участвует в создании материальных
ценностей, что его труд непроизводителен.
Напротив, многие категории служащих
стоят у истоков научно-технического
прогресса во всех сферах экономики
и опосредовано оказывают влияние
на ее функционирование и развитие.
Состав
служащих неоднороден. Они трудятся
в различных государственных
и негосударственных организациях,
занимаются частной практикой, имеющей
государственный характер (нотариусы).
Государственные
служащие – разновидность служащих,
которые среди всех других служащих
образуют основную группу субъектов
административного права.
До принятия
Закона об “основах государственной
службы”термин «государственный служащий»
трактовался в литературе в
широком и узком смысле. В широком
смысле государственным служащим признавалось
лицо, которое занимало в порядке,
установленном правовыми актами,
должность в государственной
организации: государственном органе,
на предприятии, в учреждении, иной
организации. А в узком смысле
– гражданин Российской Федерации,
занимающий в порядке, установленном
правовыми актами, должность в
государственном органе.
При этом
под должностью понималась штатная
единица государственной организации,
которой соответствует служебное
положение лица, занимающего ее.
В соответствии
с Законом РФ “Об основах
государственной службы” государственным
служащим является гражданин Российской
Федерации, исполняющий в порядке,
установленном законом, обязанности
по государственной должности государственной
службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое
за счет средств федерального бюджета
или средств бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации. Таким
образом признаки государственного служащего
сводятся к тому, что он:
а) гражданин
Российской Федерации;
б) замещает
государственную должность в
государственном органе;
в) замещает
в таком же органе должность государственной
службы;
г)выполняет
обязанности, определяемые данной должностью;
д) получает
за их выполнение денежное вознаграждение
за счет средств бюджета.
Лица, занимающие
должности в государственных
органах, а также на государственных
предприятиях, в учреждениях и
организациях, но не характеризующиеся
указанными признаками, по Закону РФ “Об
основах государственной службы”,
государственными служащими не являются.
По этому
закону государственной является должность
в Федеральных органах государственной
власти, органах государственной
власти субъектов Российской Федерации,
а также в иных государственных
органах, образуемых в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
с установленным кругом обязанностей
по исполнению и обеспечению полномочий
данного государственного органа, денежным
содержанием и ответственностью
за исполнение этих обязанностей.
Понятие
государственного служащего и государственной
должности не исчерпываются лишь
теми, которые связаны только с
государственными органами. Хотя в
преамбуле Закона РФ “Об основах
государственной службы” и говорится,
что он устанавливает правовые основы
организации государственной службы
Российской Федерации и основы правового
положения государственных служащих
Российской Федерации, его действие
распространяется не на всех государственных
служащих. Они функционируют не только
в государственных органах, но и
на государственных предприятиях; в
учреждениях и иных организациях.
Различия между вышеназванными органами
предопределены их функциональным назначением,
адекватным природе государственных органов
и предприятий, учреждений, организаций.
Государственные
служащие государственных органов
сосредоточены на осуществлении
задач и функций государства
по руководству обществом. Участие
различных категорий служащих в
этом процессе различно, но в общем
служба в государственных органах
направлена на эту цель.
Функциональное
назначение служащих государственных
предприятий, учреждений и организаций
иное. Их деятельность связана с
организацией процессов соответственно
производства, социально-культурной и
иной деятельности, то есть выполнения
основных задач, обусловленных целями
и предметами деятельности предприятий,
учреждений и организаций.
Отчасти
этим можно объяснить то, что признаки
государственных служащих не совпадают
с теми, которыми характеризуются
государственные служащие государственных
органов, а также, с одной стороны,
учреждений, а с другой – предприятий.
Так, содержанием большинства служащих
предприятий, учреждений и организаций
не является обеспечение полномочий,
характерных для государственных
органов; труд государственных служащих
учреждений оплачивается за счет средств
бюджета, а предприятий – за счет
прибыли, получаемой от коммерческой деятельности.
(При этом имеются в виду служащие,
являющиеся гражданами Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без
гражданства в допускаемых законом
случаях также могут занимать
должности на предприятиях, в учреждениях,
но, они, естественно, не могут быть
отнесены к российским государственным
служащим.)
В специальной
литературе часто дается понятие
государственной службы как:
а) разновидность
труда работников государственных
организаций, являющихся государственными
служащими
б) неотъемлемой
частью государства.
Государственная
служба понимается в широком и
узком смысле. Государственная служба
в широком смысле сводится к выполнению
служащими своих обязанностей (работы)
в государственных организациях:
в органах государственной власти,
на предприятиях, в учреждениях, иных
организациях; в узком смысле –
это выполнение служащими своих
обязанностей в государственных
органах.
Государственная
служба осуществляется на профессиональной
основе. Это обусловлено необходимостью
непрерывного, преемственного и компетентного
осуществления деятельности государственных
организаций.
Государственная
служба опосредуется правом. Совокупность
правовых норм, регламентирующих правовой
статус государственных служащих, в
том числе условия и порядок
прохождения государственной службы,
виды поощрений и ответственности
служащих, основания прекращения
и другие вопросы государственной
службы, образуют правовой институт государственной
службы. В него входят нормы конституционного,
трудового, гражданского, финансового
и других отраслей права.
Перечень
государственных должностей и государственных
должностей государственной службы
дается соответственно в Реестре
государственных должностей Российской
Федерации и, являющимся его частью,
Реестре государственных должностей
государственной службы Российской
Федерации.
К негосударственным
относятся должности, включаемые в
штатные расписания государственных
органов в целях технического
обеспечения их деятельности.
В Законе
“об основах государственной
службы” имеется неопределенность
относительно того, в каких органах
учреждаются государственные службы.
В нем сказано – «в федеральных
органах государственной власти,
органах государственной власти
субъектов Российской Федерации, а
также в иных государственных
органах, образуемых в соответствии
с Конституцией Российской Федерации»
Следовательно, во-первых, не все государственные
органы являются органами исполнительной
власти, что в принципе верно; во-вторых,
нуждается в уточнении, какие государственные
органы подразумеваются под «иными».
Несомненно, что ими являются территориальные
органы, создаваемые федеральными органами
исполнительной власти для осуществления
своих полномочий (п.1 ст.78 Конституции
РФ). Кроме того, Конституцией Российской
Федерации обозначена Администрация Президента
Российской Федерации. При всех различиях
во взглядах на ее организационно-правовую
природу, здесь учреждаются государственные
должности, не входящие в категорию «А».
Закон Российской
Федерации об основах государственной
службы умалчивает об «иных государственных
органах» субъектов Российской Федерации,
которые имеют законные основания
для образования таких органов
и учреждения в них государственных
должностей.
Таким образом
по букве и смыслу Закона РФ “Об
основах государственной службы”
такую службу реализует юридически
ограниченный круг лиц: только те лица,
которые замещают государственные
должности государственной службы.
За этот
круг выведены лица, реально концентрирующие
в своих руках власть, определенную
компетенцией соответствующих органов
(«элита власти»), и лица, выполняющие
вспомогательно-технические функции.
Это означает также, что деятельность
служащих в соответствии с занимаемыми
должностями на государственных
предприятиях, в государственных
учреждениях и организациях данный
закон не рассматривает как государственную
службу.
Должность
определяет круг служебных обязанностей,
права и пределы ответственности
государственного служащего, требования
к его профессионально-квалификационной
подготовке. Она отображает содержание
выполняемой служащим работы, определяет
его правовое положение.